9 сентября 2010 Bloomberg
Есть такие вещи, которые очень уместно смотрятся в учебниках по экономической теории, однако на практике они могут выглядеть настолько чудовищно, что все стараются избегать даже упоминания о них.
Однако игнорирование фактов приводит к неверной политике, а поскольку ставка безработицы в США упорно держится в районе 9,6%, мы бы не хотели дальнейшего усугубления этой ситуации.
Итак, внимание: ушат ледяной воды! Самая большая проблема рынка труда на данном этапе - слишком высокие зарплаты. Поскольку Вашингтон снова обращается к статье госрасходов как к лекарству против безработицы, будет не лишним погладить его против шерсти, предложив противоположную точку зрения.
Основы экономики учат нас, что полная занятость может быть достигнута, если откорректировать зарплаты в сторону их понижения, до уровней, которые более адекватно отражают текущие обстоятельства. При более низких зарплатах работодатели проявят желание нанимать больше сотрудников. Рынок труда порождает хроническую безработицу, только когда зарплаты демонстрируют такую же упорную устойчивость, отказываясь снижаться в условиях падения спроса.
Существует целый ряд причин, помогающих объяснить, почему зарплаты не падают и не упадут. Начать можно с федеральных и региональных законов о минимальном размере оплаты труда.
Далее палки в колеса вставляют профсоюзы, которые обычно заключают с работодателями контракты на много лет вперед. Пересмотр условий оплаты труда потребовал бы возвращения за стол переговоров, что редко происходит.
В-третьих, естественное нежелание соглашаться работать за меньшие деньги, заложенное в природу человека, психологически усиливается тем, что размер зарплаты является определенным фактором его самоидентификации. Офисный сотрудник, зарабатывавший $60 тысяч в год, может с огромным трудом приспосабливаться к изменившимся условиям жизни, если его доход уменьшится до $40 тыс.
И наконец, существует проблема либо несоответствия квалификации или профессиональных навыков работников требованиям к предлагаемым вакансиям, либо географического несовпадения. Рабочая сила может требоваться в тех местах, куда потенциальные кандидаты не захотят ехать или где они не смогут позволить себе жить.
Отмечается множество признаков того, что эти препятствия к понижению зарплат помогают сейчас взвинчивать безработицу.
Являя собой пример неверно выбранного времени для принятия политических решений, демократы решили повысить минимальный размер оплаты труда в максимально неудачный момент - когда зарплаты, напротив, необходимо было понизить.
С 2007 г., года начала рецессии, федеральный МРОТ вырос с $5,15 в час до $7,25 - на 41%. Повышение стоимости единицы выпущенной продукции посредством повышения "минималки" в любые времена чревато угрозой роста безработицы. В условиях же рецессионного спада на рынке труда такой шаг вообще является политической халатностью. Будем надеяться, что если бы демократы знали о приближении рецессии в 2007 г., они бы поступили иначе.
Дальнейшее развитие событий показало, что непропорционально тяжелый удар рецессия нанесла по работающим тинейджерам - то есть той категории рабочей силы, которая и заполняет собой многие вакансии, оплачивающиеся по минимальным ставкам. Ставка безработицы в этой возрастной группе выросла с 16,9% в декабре 2007 г. до 26,3%.
Аналогичным образом, как свидетельствуют факты, жертвами безработицы стали и члены профсоюзов, пострадавшие от своих в целом более высоких зарплат. В 2009 г. процент членов профсоюзов среди лиц, имеющих работу, снизился до 7,2%, что стало минимальным значением за послевоенную историю страны.
Неравномерная разбивка показателей безработицы по штатам указывает также на то, что американцы в большинстве своем не склонны отрываться от родных корней и следовать за маячащей на горизонте работой. Невада страдает от безработицы, составляющей 14,3%, в то время как в Северной Дакоте этот показатель на удивление низок: 3,6% (да такой цифрой любой штат с радостью похвастался бы и в лучшие экономические времена!).
Так почему же дороги из Лас-Вегаса в Фарго не забиты километровыми пробками, образованными алчными соискателями работы? Почему не наблюдается оживления на других трассах, ведущих из областей с высокой безработицей в регионы с высокой занятостью?
Один из ответов: пособие по безработице. Обычно социальные программы поддержки безработных ограничивают срок выплаты пособия 26-ю неделями. Однако в условиях рецессии штаты и федеральные власти позволили этому сроку растянуться до 99 недель, обеспечивая гражданам, лишившимся работы, меньше стимулов для того, чтобы собраться и сорваться с места в поисках новой вакансии.
Еще один феномен американской культуры, осложняющий ситуацию, - домовладение. На нынешних рынках многие не могут продать свой дом и переехать - даже если они и хотят этого.
Как мы увидели, упорствующие зарплаты обуславливают рост безработицы. Какой же чудодейственный ответ может дать государственная политика?
Во-первых, минимальный размер оплаты труда необходимо вернуть на уровень $5,85, где он находился, когда в декабре 2007 г. грянула рецессия. В 2009 г. в стране было зарегистрировано около 980 тыс. работников, получающих минимальную заработную плату, половина из них принадлежала к возрастной группе старше 24 лет. Подобное изменение могло бы оказать большое влияние на показатель совокупной занятости.
Во-вторых, государство должно убедить работников сделать решительный шаг и принять более низкий уровень зарплат. Для этого можно задействовать политику как пряника (к примеру, налоговые льготы, которые компенсируют сильное снижение зарплат), так и кнута (например, сокращение срока действия выплаты пособия по безработице).
И наконец, профсоюзы должны выразить готовность пересмотреть заключенные трудовые соглашения и согласиться на более низкие зарплаты.
Это болезненно, и политикам страшно даже заикаться об этом, однако эти меры могли бы помочь сектору занятости восстановится в полной мере.
По материалам Bloomberg.com
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Однако игнорирование фактов приводит к неверной политике, а поскольку ставка безработицы в США упорно держится в районе 9,6%, мы бы не хотели дальнейшего усугубления этой ситуации.
Итак, внимание: ушат ледяной воды! Самая большая проблема рынка труда на данном этапе - слишком высокие зарплаты. Поскольку Вашингтон снова обращается к статье госрасходов как к лекарству против безработицы, будет не лишним погладить его против шерсти, предложив противоположную точку зрения.
Основы экономики учат нас, что полная занятость может быть достигнута, если откорректировать зарплаты в сторону их понижения, до уровней, которые более адекватно отражают текущие обстоятельства. При более низких зарплатах работодатели проявят желание нанимать больше сотрудников. Рынок труда порождает хроническую безработицу, только когда зарплаты демонстрируют такую же упорную устойчивость, отказываясь снижаться в условиях падения спроса.
Существует целый ряд причин, помогающих объяснить, почему зарплаты не падают и не упадут. Начать можно с федеральных и региональных законов о минимальном размере оплаты труда.
Далее палки в колеса вставляют профсоюзы, которые обычно заключают с работодателями контракты на много лет вперед. Пересмотр условий оплаты труда потребовал бы возвращения за стол переговоров, что редко происходит.
В-третьих, естественное нежелание соглашаться работать за меньшие деньги, заложенное в природу человека, психологически усиливается тем, что размер зарплаты является определенным фактором его самоидентификации. Офисный сотрудник, зарабатывавший $60 тысяч в год, может с огромным трудом приспосабливаться к изменившимся условиям жизни, если его доход уменьшится до $40 тыс.
И наконец, существует проблема либо несоответствия квалификации или профессиональных навыков работников требованиям к предлагаемым вакансиям, либо географического несовпадения. Рабочая сила может требоваться в тех местах, куда потенциальные кандидаты не захотят ехать или где они не смогут позволить себе жить.
Отмечается множество признаков того, что эти препятствия к понижению зарплат помогают сейчас взвинчивать безработицу.
Являя собой пример неверно выбранного времени для принятия политических решений, демократы решили повысить минимальный размер оплаты труда в максимально неудачный момент - когда зарплаты, напротив, необходимо было понизить.
С 2007 г., года начала рецессии, федеральный МРОТ вырос с $5,15 в час до $7,25 - на 41%. Повышение стоимости единицы выпущенной продукции посредством повышения "минималки" в любые времена чревато угрозой роста безработицы. В условиях же рецессионного спада на рынке труда такой шаг вообще является политической халатностью. Будем надеяться, что если бы демократы знали о приближении рецессии в 2007 г., они бы поступили иначе.
Дальнейшее развитие событий показало, что непропорционально тяжелый удар рецессия нанесла по работающим тинейджерам - то есть той категории рабочей силы, которая и заполняет собой многие вакансии, оплачивающиеся по минимальным ставкам. Ставка безработицы в этой возрастной группе выросла с 16,9% в декабре 2007 г. до 26,3%.
Аналогичным образом, как свидетельствуют факты, жертвами безработицы стали и члены профсоюзов, пострадавшие от своих в целом более высоких зарплат. В 2009 г. процент членов профсоюзов среди лиц, имеющих работу, снизился до 7,2%, что стало минимальным значением за послевоенную историю страны.
Неравномерная разбивка показателей безработицы по штатам указывает также на то, что американцы в большинстве своем не склонны отрываться от родных корней и следовать за маячащей на горизонте работой. Невада страдает от безработицы, составляющей 14,3%, в то время как в Северной Дакоте этот показатель на удивление низок: 3,6% (да такой цифрой любой штат с радостью похвастался бы и в лучшие экономические времена!).
Так почему же дороги из Лас-Вегаса в Фарго не забиты километровыми пробками, образованными алчными соискателями работы? Почему не наблюдается оживления на других трассах, ведущих из областей с высокой безработицей в регионы с высокой занятостью?
Один из ответов: пособие по безработице. Обычно социальные программы поддержки безработных ограничивают срок выплаты пособия 26-ю неделями. Однако в условиях рецессии штаты и федеральные власти позволили этому сроку растянуться до 99 недель, обеспечивая гражданам, лишившимся работы, меньше стимулов для того, чтобы собраться и сорваться с места в поисках новой вакансии.
Еще один феномен американской культуры, осложняющий ситуацию, - домовладение. На нынешних рынках многие не могут продать свой дом и переехать - даже если они и хотят этого.
Как мы увидели, упорствующие зарплаты обуславливают рост безработицы. Какой же чудодейственный ответ может дать государственная политика?
Во-первых, минимальный размер оплаты труда необходимо вернуть на уровень $5,85, где он находился, когда в декабре 2007 г. грянула рецессия. В 2009 г. в стране было зарегистрировано около 980 тыс. работников, получающих минимальную заработную плату, половина из них принадлежала к возрастной группе старше 24 лет. Подобное изменение могло бы оказать большое влияние на показатель совокупной занятости.
Во-вторых, государство должно убедить работников сделать решительный шаг и принять более низкий уровень зарплат. Для этого можно задействовать политику как пряника (к примеру, налоговые льготы, которые компенсируют сильное снижение зарплат), так и кнута (например, сокращение срока действия выплаты пособия по безработице).
И наконец, профсоюзы должны выразить готовность пересмотреть заключенные трудовые соглашения и согласиться на более низкие зарплаты.
Это болезненно, и политикам страшно даже заикаться об этом, однако эти меры могли бы помочь сектору занятости восстановится в полной мере.
По материалам Bloomberg.com
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу