Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
МВФ оценил перспективы стабильности мировой финансовой системы » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

МВФ оценил перспективы стабильности мировой финансовой системы

Можно ли говорить о глобальной финансовой стабильности, учитывая события последних шести месяцев? Какие ответственные меры могут предпринять организации частного и государственного сектора? Экономисты Международного Валютного Фонда оценили уязвимость мировой финансовой системы в «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности».
11 апреля 2008 ИХ "Финам" | Архив
Можно ли говорить о глобальной финансовой стабильности, учитывая события последних шести месяцев? Какие ответственные меры могут предпринять организации частного и государственного сектора? Экономисты Международного Валютного Фонда оценили уязвимость мировой финансовой системы в «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности».

По мнению аналитиков МВФ, управление рисками в частном секторе, раскрытие информации, надзор и регулирование в финансовом секторе отставали от стремительно вводившихся инноваций и изменений в моделях предпринимательской деятельности, тем самым, открывая возможности для чрезмерного принятия риска, ослабления процедур гарантирования кредитоспособности, несовпадений по срокам погашения и инфляции цен активов.

Кроме того, в МВФ считают, что завышалась оценка вынесения рисков за балансы банков. Поскольку риски материализовались, возникло сильнейшее давление на балансы банков. Несмотря на проведенную ведущими центральными банками беспрецедентную интервенцию на финансовых рынках сохраняется значительная напряженность, которая в настоящее время усугубляется более тревожными макроэкономическими условиями, низким уровнем капитализации организаций и повсеместным сокращением доли заемных средств. В 2008 году по сравнению с 2007 годом напряжение мировой финансовой системы в целом стало намного сильнее. Системные вопросы, дающие основания для беспокойства, усугубляются ухудшением качества кредита, резким снижением стоимостной оценки структурированных кредитных продуктов и недостаточной ликвидностью рынка, которыми сопровождается повсеместное сокращение доли заемных средств в финансовой системе.

Критически важная задача, стоящая в настоящее время перед директивными органами, заключается в принятии неотложных шагов по смягчению рисков еще более тяжелой корректировки, включая подготовку планов действий в непредвиденных обстоятельствах и других планов корректирующих мер, при параллельном устранении очагов текущих потрясений. Экономисты отмечают необходимость выполнения ряда задач, как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной.

В краткосрочной перспективе...

Первоочередной задачей является ограничение продолжительности и серьезности кризиса. В первую очередь необходимо принять меры, направленные на уменьшение неопределенности и укрепление доверия к финансовым системам развитых рынков. Некоторые шаги могут быть предприняты частным сектором без необходимости в официальном регулировании. Для других шагов, в случае которых характер проблемы, как общественного блага, не позволяет решить ее силами исключительно частного сектора, потребуется участие официального сектора. К сферам, в которых частный сектор может внести полезный вклад, относятся перечисленные ниже.

Раскрытие информации. Предоставление общественности своевременной и сопоставимой отчетности о фактических рисках и методах стоимостной оценки, особенно о структурированных кредитных продуктах и других неликвидных активах, поможет развеять неопределенность в отношении позиций регулируемых финансовых организаций.

Восстановление балансов банков. Списание убытков сразу же после того, как появляется возможность получить приемлемую оценку их размеров, поможет расчистить балансы банков. Учреждения с низким уровнем капитализации должны постараться без промедления привлечь новый (собственный) капитал и среднесрочное финансирование, даже если связанные с этим расходы покажутся высокими.

Общее управление риском. Полезно было бы огласить общую стратегию организаций, направленную на исправление недостатков управления риском, которые, вероятно, способствовали возникновению убытков и затруднений с ликвидностью. Структуры управления и интеграция управления различными видами риска в учреждении в целом нуждаются в совершенствовании. Вопрос об управлении риском невыполнения обязательства контрагентом вновь требует решения. Необходимо завершить повторное рассмотрение успехов, достигнутых за последнее десятилетие, и все еще существующих недостатков (вероятной неадекватности информации или структур управления риском).

Структуры оплаты руководителей. Стимулы, которые могут сократить временной горизонт, учитываемый высшим руководством депозитных финансовых организаций в своих решениях, нуждаются в корректировке. В идеальном случае оплата труда в таких регулируемых финансовых организациях должна обеспечивать стимулы к исправлению недостатков управления риском на ранней стадии, созданию достаточных резервов капитала и ликвидности, и в целом принятию решений, укрепляющих долгосрочную жизнеспособность фирмы, с тем, чтобы снижать системные риски. Действия официального сектора в краткосрочной перспективе принесли бы наибольшую пользу в следующих сферах.

Сопоставимость режимов. Наряду с аудиторами органы надзора могут поощрять прозрачность и обеспечивать последовательный подход к ценным бумагам, стоимость которых трудно оценить, так чтобы свести к минимуму расхождения в учете и стоимостной оценке между финансовыми организациями, работающими во всем мире. Органы надзора должны быть в состоянии оценить надежность моделей, используемых регулируемыми структурами для стоимостной оценки ценных бумаг. Возможно, потребуется более официальное признание определенной гибкости в неукоснительном применении справедливой стоимости в бухгалтерском учете во время напряженных эпизодов.

Специальные отчеты о стабильности. Для ослабления неопределенности и исправления необоснованных отрицательных впечатлений общественности, особенно в нынешнем контексте неликвидных ценных бумаг структурированного кредита, с трудом поддающихся стоимостной оценке, полезны были бы специальные отчеты о стабильности. Такие отчеты могли бы основываться на ценных данных из соответствующей надзорной информации, объективно оценивать текущие риски и выделять планы по устранению уязвимости в соответствующих странах.

Своевременные меры по работе с проблемными организациями. Государственный сектор должен быть готов заранее и без промедления принять меры для ослабления напряженности в проблемных финансовых организациях. В таких случаях бывает обоснованным принятие коррективных мер на раннем этапе или вмешательство.

Государственные планы в отношении неблагополучных активов. Национальным властям, возможно, целесообразно подготовить планы преодоления проблемы больших объемов неблагополучных активов, если их списание создаст разрушительную динамику и серьезно скажется на реальной экономике. Эта процедура будет различной в разных странах и разных секторах, но полезно было бы следовать примерам успешного предотвращения поспешной распродажи неблагополучных активов. В странах с формирующимся рынком меры экономической политики должны сосредоточиться на снижении степени уязвимости в случае «эффекта домино» развитых рынков. В частности, банкам в странах, в которых наблюдается стремительный рост кредита, финансируемый из внешних источников, необходимо разработать надежные и реалистичные планы на случай сокращения объема такого финансирования. В странах, полагающихся на внешнее финансирование, следует ожидать внутреннего давления в том случае, если возникнет дефицит международной ликвидности. Органам надзора за финансовым рынком в тех местах, в которых наблюдалось повышение цен жилья, полезно пересмотреть процедуры обращения взыскания на заложенное имущество и проверить, насколько правовые рамки способствуют плавному аннулированию «излишеств». Почти всем странам с формирующимся рынком следует рассмотреть надежность и детальность раскрытия информации общественности финансовыми организациями и надежность систем бухгалтерского учета, поскольку неопределенность в отношении надежности ведущих финансовых организаций порождает финансовую нестабильность. Органам надзора, регулирования и центральным банкам на формирующихся рынках следует пересмотреть свои собственные планы на случай непредвиденных обстоятельств — особенно связанные с управлением нехваткой ликвидности. Необходимо предпринять шаги совместно с органами надзора стран происхождения иностранных банков для координации таких планов и надзора на непрерывной основе.

В среднесрочной перспективе...

В среднесрочной перспективе необходимы дальнейшие коренные изменения. Директивным органам следует избегать «поспешного регулирования», особенно такого, которое чрезмерно подавляло бы инновации или могло усугубить последствия текущего ужесточения условий кредитования. Кроме того, Базельское соглашение II о норме собственного капитала, при неукоснительном его применении, уже предоставляет возможности для усовершенствований в банковской деятельности. Тем не менее, некоторые сферы требуют дальнейшего внимательного изучения, особенно в отношении структурированных продуктов и режима забалансовых структур, так что потребуются дальнейшие корректировки основ. Ввиду их роли в развитии кризиса структурированное финансирование и бизнес- модель секьюритизации, предусматривающая оформление и перераспределение, необходимо тщательно изучить для выявления проблем, требующих исправления. Важно отметить, что проблемой была не сама по себе секьюритизация, а сочетание слабых стандартов оценки кредитоспособности заемщика на рынке ипотечных кредитов США, сопутствовавшее развитию секьюритизации в направлении создания более сложных и непонятных структур, обеспечением которых служили активы все более низкого качества, и благоприятные финансовые условия, в которых была занижена оценка рисков. Задним числом можно назвать недостаточными резервы капитала, которые предназначались для покрытия этих рисков.