Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
У Москвы за пазухой » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

У Москвы за пазухой

В день Победы президент РБ А. Г. Лукашенко доложил о своей маленькой личной победе. Посетив Москву 7-8 мая, он договорился о подтверждении обещанного РФ еще в прошлом году кредита в 2 млрд. долл
26 мая 2014 Живой журнал | Архив Журавлев Сергей

1. В день Победы президент РБ А. Г. Лукашенко доложил о своей маленькой личной победе. Посетив Москву 7-8 мая, он договорился о подтверждении обещанного РФ еще в прошлом году кредита в 2 млрд. долл. О выделении этого межгосударственного кредита президент РФ сообщил еще 25 декабря прошлого года, тогда же, когда был перечислен первый транш обещанного 15-млрд. кредита Украине; первая часть кредита РБ должна была поступить также еще до конца прошлого года в размере 450 млн. долл., однако реально пришли 440 млн., но не от Минфина России, а от ВТБ, так что над оставшимся, особенно в свете украинских событий, вроде бы нависла некая неопределенность.

Одновременно лидер РБ, по его словам, получил заверения, что Москва прокредитует РБ еще на 500 млн. долл. в 2015, а также изменит с будущего года схему распределения вывозных пошлин на белорусские нефтепродукты из поставляемой РФ нефти, которые по действующему с 2011 соглашению должны полностью перечисляться в федеральный бюджет РФ. С 2015 выручка от пошлин на вывозимые нефтепродукты должна будет делиться поровну, что принесет в бюджет РБ 1.5 млрд. долл., а с 2016 Лукашенко пообещал полный перевод этих пошлин в доходы РБ, чего он пока безуспешно добивался с момента заключения соглашения с Россией по ценам на нефть и газ в конце 2010 года. Но, кажется, эти заявления до сих не подтверждены российской стороной.

Очевидно, Беларусь должна демонстрировать другим бывшим союзным республикам, особенно – импортерам нефти и газа, выгоды от пребывания в Таможенном союзе, выстраиваемом то ли как санитарный кордон вокруг незаметно вновь ставшей Советской России, то ли как эмбрион будущего СССР-2.0. Отменённые с 2011 вывозные пошлины на нефть уже в том году давали РБ, по подсчётам российского МЭР, субсидию в 3.912 млрд. долл. (с 2012 цена нефти, поставляемой в РБ, привязывается к цене в порту Роттердама, куда идут практически все танкерные поставки нефти сорта Urals, с очисткой от вывозных пошлин). Подчеркну, что вывозные пошлины – это исключительно инструмент бюджетного субсидирования внутренних производителей, в отличие от ввозных пошлин и импортного НДС, представляющих собой налог на потребителя страны, куда ввозится продукции, и которые и являются обычно предметом регулирования таможенных союзов. Поэтому вопрос о том, как и в каком объеме применимы льготы по вывозным пошлинам в рамках ТС, становится предметом дополнительных переговоров.

В 2014 году РБ, как ожидается, импортирует 23 млн. т нефти из России (21 по трубе и 2 в цистернах), из которых для собственных нужд требуется примерно четверть, остальное перерабатывается белорусскими НПЗ и вывозится в соседние страны. Считая льготу по вывозной пошлине на потребляемую внутри республики нефть недостаточной, а пошлины на вывозимые нефтепродукты, достающиеся РФ, несправедливыми, власти РБ прибегли к обходной «растворительно-разбавительной» схеме, которая еще в 2012 года вызвала резкое недовольство со стороны Москвы и была свернута. В ответ последовал «калийный» скандал со стороны РБ, так что отношения между партнерами по ТС несколько напряглись.

С 2014 также повышена цена газа, поставляемый в РБ – с 163 до 175 долл. за тыс. м3 (оставшись, правда, почти втрое ниже цены, предлагаемой Украине 468 долл. после отмены льготы по вывозной пошлине, впоследствии оказавшейся предоплатой за базу ВМФ в Севастополе, и газпромовской скидки с 2013, которая должна была укрепить позиции В. Ф. Януковича в диалоге с евро-диссидентами).

У Москвы за пазухой


2. Тем не менее, даже со всеми этими льготами платежный баланс РБ оказался в аховом положении, особенно после закрытия «растворительного» бизнеса. Дефицит текущего счета с учетом выплачиваемых России экспортных пошлин на вывозимые нефтепродукты и расходов по обслуживанию зарубежных кредитов достиг 7.3 млрд. долл., что лишь на миллиард меньше, чем в 2010 (8.3 млрд.) предшествовавшем девальвационному кризису весны 2011 года.

Источники финансирования дефицита по текущим операциям также не отличаются разнообразием. Иностранные инвестиции невелики, и очевидно, так же, как потенциальные инвестиции в Крым даже российских серьезных банков и компаний, со стороны Запада сдерживаются опасениями угодить под санкции (действующий сейчас третий пакет санкций ЕС в отношении РБ, введенный по итогам выборов 2010, которые в ЕС сочли фальсифицированными, продлён по 31 октября 2014 года, в санкционный перечень включены 232 белорусских физических и 25 юридических лиц).

В итоге дефицит, как и раньше, в значительной мере покрывается квази-фискальными займами банков, получающими директивы относительно их размеров и использования, а в 2013 – еще и сокращением валютных резервов на значительную для РБ сумму в 857 млн. долл. и так наз. «исключительным финансированием» (хорошо бы уточнить, что это?) в 880 млн. Так что подтверждённый кредит Москвы и выторгованная у нее льгота по вывозным пошлинам на нефтепродукты весьма кстати, чтобы «день простоять и ночь продержаться», что удается нынешним властям РБ, искусно использую в качестве разменных монет ЕС и Россию, уже без малого 2 десятка лет.

3. В недавнем резюме по итогам посещения РБ миссией МВФ отмечается, что власти начали корректировать свою политику, обещая снизить акцент на планах роста ВВП и зарплаты, а также сдерживать квази-фискальное «целевое кредитование» с помощью недавно принятого «плана финансирования», хотя этот план и устанавливает слишком осторожные ограничения на общий рост кредитования, и не включает субсидированное кредитование покупки жилья.

Фонд, как обычно предлагает свои «антисоциалистические» решения - уменьшать целевое кредитование гораздо быстрее, чем предусматривается в настоящее время, заморозить рост зарплат в текущем году и сделать валютный курс более гибким, одновременно ужесточив денежно-кредитную политику, а НБРБ предлагается более внимательно следить за, возможно, надвигающимся кризисом в банковском секторе и – в преддверии вероятной девальвации - ограничить кредитование в иностранной валюте для незащищенных от колебаний курса заемщиков.

Структурные реформы должны включить в себя более быстрое сужение круга товаров, подлежащих контролю над ценами, наметить план постепенного сокращения субсидирования коммунальных и транспортных тарифов, и развития адресной социальной защиты наиболее бедных, а также заслуживающий доверия план приватизации и быстро свернуть систему обязательных целевых показателей для предприятий. К сожалению, можно припомнить, что все эти рекомендации Фонд уже давал 3 с лишним года назад, когда над страной также нависала угроза кризиса, и тогдашний результат их известен.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу