Банки Пандоры » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Банки Пандоры

Согласно древнегреческому мифу, зло на землю пришло после того, как любопытная женщина Пандора, не обращая внимания на прямой запрет, открыла большую банку (а не ящик, как обычно говорят) с различными бедами. Ангела Меркель, наверное, не очень похожа на первую женщину, но атака на кипрские банки и вкладчиков, приписываемая ей, может привести к похожим последствиям.
21 марта 2013

События, происходящие сейчас на Кипре, сами по себе не очень интересны и важны для большинства инвесторов. Экономика Кипра по европейским меркам мала: сумма депозитов, которые пострадают от введения одноразового налога, составляет всего лишь треть от суммы вкладов физлиц в одном Сбербанке. Если бы дело ограничилось только Кипром и только налогом на депозиты, никто бы этого по большому счёту и не заметил (кроме кипрских вкладчиков). Но в реальности проблема намного шире.

Банковские вклады – это последний бастион финансовой системы. При любых потрясениях их стараются трогать в самую последнюю очередь. При оплате долгов банков сначала должны пострадать их акционеры, потом – держатели облигаций (или наоборот, или одновременно), и только когда все эти ресурсы исчерпаны, а долги остались, наступает очередь вкладчиков. При этом во всех цивилизованных странах есть понятие “страхование вкладов” или “гарантия по вкладам”: государство за счёт своих ресурсов выплачивает деньги владельцам небольших депозитов, а остальные получают то, что остаётся после выплат. Но в этот раз европейцы решили пойти против традиций. Чем это опасно?


Государства стараются не трогать банковские вклады не только и даже не столько из популистских соображений, сколько для обеспечении жизнеспособности всей системы. Банковский бизнес построен на доверии: практически все банки занимаются только одним делом: берут деньги у тех, кто им доверяет (формируют пассивы), и дают деньги тем, кому доверяют они сами (вкладывают в активы). При этом собственные средства банка обычно очень малы относительно полученных и предоставленных денег, а стоимость активов при быстрой или мгновенной продаже практически всегда меньше размера обязательств самого банка. То есть, говоря очень упрощённо, почти каждый банк в любой отдельный момент времени является банкротом, но при этом успешно работает. Это как езда на велосипеде: если остановить велосипед в любой отдельный момент времени, то упадёшь. Но пока движение продолжается, всё нормально.

Скорость, с которой едет “банковский велосипед” – это и есть размер доверия вкладчиков (в широком смысле, включая юрлиц с расчётными счетами) банку. Чем ниже доверие, тем менее устойчиво положение банка. Серьёзный подрыв доверия приводит к выводу денег с депозитов и счетов, что требует от банка распродажи активов, а это означает быстрое и неизбежное падение, крах. Особенно, если эти активы и без того плохие, как в случае с Кипром. Если же такое происходит с несколькими или всеми банками страны, разрушается вся система.

Одноразовый налог на банковские вклады, который, вероятно, будет введён на Кипре, уничтожает доверие к банковской системе. Даже если допустить, что он в сочетании с европейской помощью спасёт банки и государство от немедленного банкротства (что не факт), последствия его введения окажутся ужасными.

Просто представьте на минуту, что вы – вкладчик, ваши средства спокойно лежат в банке, который вы выбрали сами, тщательно изучив ситуацию на рынке. Кроме того, вклад гарантирован государством. И в какой-то момент этот самый гарант без предупреждения снимает с вашего депозита несколько процентов. Даже не так важно, сколько – 3%, 6% или 10%. Сам факт того, что волосатая лапа государства без спроса и предупреждения просто взяла и залезла на ваш счёт, резко меняет ситуацию. Вы понимаете, что депозит – это далеко не “сейф”, что реальное качество банка ничего не значит, что в следующий раз государство может экспроприировать сколько угодно процентов, хоть 100% вашего вклада.

Что вы сделаете в такой ситуации? Ответ очевиден: подавляющее большинство людей немедленно пойдёт в банк и заберёт все деньги наличными. А это означает, что вся система рухнет в первые же часы после открытия отделений банков. Потому что доверия системе больше нет. Совсем. Когда-нибудь оно, конечно, вернётся, но что за это время произойдёт с экономикой страны?

Но и это ещё не самое плохое. В правительстве, в общем-то тоже не дураки сидят, там прекрасно понимают, что bank run (бегство вкладчиков из банков) неизбежен, а последствия его печальны. Поэтому, естественно, предпринимают единственное, что могут: вводят ограничения и запреты на вывод денег из банков. На Кипре уже сейчас запрещены все безналичные операции между компаниями, банками, людьми и даже между счетами в одном банке. Банковская система полностью заморожена. Теперь вопрос в том, как конкретно будут ограничивать операции после разморозки: по суммам, по направлениям или вообще введут, например, разрешительный порядок. Мол, хочешь воспользоваться своими деньгами – пиши заявление, в течение месяца мы его рассмотрим и примем решение, разрешить тебе эту трату или нет. Это очень хорошее средство не просто обнулить доверие вкладчиков банкам, но и породить в людях ненависть ко всей традиционной финансовой системе и – в качестве бонуса – к государству.

Вы будете смеяться, но и это ещё не всё. Европейская банковская система едина: одна валюта, один регулирующий орган, единые правила. Поэтому события на Кипре могут стать прецедентом: если государство здесь наплевало на гарантии и лёгким движением руки ограбило банковских вкладчиков, то почему этого не может произойти где-то ещё? В Португалии, например, или в Испании. Да где угодно. Моральный барьер снят, теперь есть возможность сослаться на чужой опыт. И если у вкладчиков в потенциально проблемных странах есть хотя бы капля мозгов, они должны уже в ближайшее время заняться переводом своих депозитов в более безопасную форму – наличные, тушёнка, АК-74. В общем, в вечные ценности. Хотя, с наличными тоже есть вопросы. Если Кипр и его вклады – дело, в общем-то, сугубо частное и мелкое, то bank run в масштабах Испании – это конец европейского финансового мира в том виде, в каком мы его сейчас знаем.

Что отдельно интересно: сейчас уже почти не важно, будет ли принят кипрский налог, и если будет, то в каком виде. Сам факт того, что высшая власть государства в принципе согласилась его ввести, вполне достаточен, чтобы больше не иметь дел с этим государством и его банками. То есть мысль о допустимости подобных действий имеет примерно ту же разрушительную силу, что и сами действия.

Европа, конечно, как-то выкрутится, в конечном итоге всё утрясётся. Но прошедшие выходные стоит запомнить – мир после них стал заметно иным.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter