Что будет с акциями «Газпрома», если его расчленить » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Что будет с акциями «Газпрома», если его расчленить

Реорганизовать монополиста по принципу «мухи отдельно от котлет» хотели еще демократы первой волны, да руки не дошли. Потом о том же самом мечтали их последователи, но «Газпром» на редкость крепкий орешек – всем дает отпор. Основной аргумент contra заключается в том, что вертикальная интеграция газовой отрасли гарантирует стабильность поставок и единую стратегию развития
23 апреля 2013 ОАО "Газпром" | Архив Мальцев Олег
Идея сделать из единого концерна две самостоятельных компании – добывающую газ и транспортирующую его – обретает десятое дыхание. Как отреагируют котировки, если получится воплотить ее в жизнь?

Реорганизовать монополиста по принципу «мухи отдельно от котлет» хотели еще демократы первой волны, да руки не дошли. Потом о том же самом мечтали их последователи, но «Газпром» на редкость крепкий орешек – всем дает отпор. Основной аргумент contra заключается в том, что вертикальная интеграция газовой отрасли гарантирует стабильность поставок и единую стратегию развития. Не раскачивайте, мол, лодку, в которой сидите. Как будто у нефтяников она так уж сильно раскачалась из-за того, что транспортирующая инфраструктура в лице «Транснефти» отделена от добычи.

И вот источники «Коммерсанта» на днях телеграфировали, что тучи над концерном нерушимым в очередной раз сгущаются. На этот раз все серьезно, кресло под Алексеем Миллером якобы шатается и даже сам Владимир Путин к «Газпрому» охладел из-за ухудшения показателей. А главное – в партию сторонников расчленения газовой монополии вступили такие влиятельные фигуры, как Игорь Сечин и Геннадий Тимченко.

Давайте закроем глаза и представим, что разделение бизнесов «Газпрома» уже произошло и появились самостоятельные компании – условно назовем их «Газпром добыча» и «Газпром прокачка». Занимаются каждая понятно чем. Что дальше?

Последствия для отрасли в целом:
Самое главное – исчезнет конфликт интересов между собственником трубопроводов и независимыми добытчиками газа. Ведь сейчас концерну невыгодно пускать к своей трубе независимых производителей. А тут получится, что «независимыми», по сути, станут все.
Исчезнет парадоксальная ситуация, когда «Газпром» завуалированно субсидирует всех остальных поставщиков, удерживая низкие тарифы на транспортировку. А выпадающие расходы компенсирует, закладывая их в стоимость собственного кубометра. После расчленения сразу же встанет вопрос об экономически обоснованной стоимости прокачки.
Нынешним независимым производителям придется платить за прокачку газа больше, чем сейчас. Зато смогут прокачивать больше газа – доступ к трубе будет получить проще.

Последствия для добывающего бизнеса «Газпрома»:
Поскольку перекладывать выпадающие расходы на широкие плечи «Газпром добычи» будет невозможно, последняя сможет на этом сэкономить. Даже учитывая, что ей самой придется раскошеливаться при расчетах с «Газпром прокачкой». Ведь одно дело – оплачивать доставку собственного газа, а другое – подкармливать весь рынок, как сейчас.
Регулируемые тарифы на газ для промышленных потребителей потеряют смысл и будут отменены. Сейчас государство диктует их «Газпрому», но не независимым поставщикам. Система задумывалась, чтобы защитить баланс между интересами потребителей и монополии, но с учетом нынешних цен на газ она мешает «Газпрому». У «независимых» имеется козырь – возможность продавать газ дешевле, переманивая клиентов. Чем они активно и пользуются. «Газпром добыча» будет конкурировать с ними на равных.
Есть надежда, что растущая конкуренция подтолкнет наше газовое все к повышению эффективности. Да и вообще в менее крупной компании посложнее распиливать или разбазаривать бюджет, чем во вселенских масштабах нынешнего монстра.
Поскольку гигантские трубопроводные стройки отойдут «Газпром прокачке», инвестпрограмма «Газпром добычи» резко сократится. Свободный денежный поток не будет обременен (или, по крайней мере, будет обременен не так сильно) расходами на сомнительные проекты с политической подоплекой, такими как «Южный поток».
Это не только улучшит баланс «Газпром добычи», но и позволит поднять дивидендные выплаты, они достигнут минимум 25% от чистой прибыли по МСФО.

Последствия для газотранспортного бизнеса «Газпрома»:
Главное, что этот бизнес, сейчас концерну не очень выгодный, будет поставлен на коммерческие рельсы. За свои услуги «Газпром прокачка» сможет получать от пользователей газотранспортной системы (ГТС) экономически обоснованную оплату. Хотя аппетиты компании-монополиста, конечно, будут ограничены государством.
Гигантские стройки никуда не денутся, оплачивать их все равно придется. Но часть нагрузки с помощью государства может быть переложена на пользователей трубопроводов. Реализовать это можно разными способами, не только повышением тарифов, но и, например, привлечением добытчиков к софинансированию строек.
Розничные продажи газа под флагом борьбы с «конфорочным монополизмом» могут отойти муниципалитетам или специальным компаниям. На финансовых показателях «Газпром прокачки» это может отразиться позитивно, учитывая традиционно низкую рентабельность розничных продаж и извечную проблему неплатежей населения.
Так же, как и «Газпром добыча», газотранспортный бизнес должен стать более прозрачным и эффективным даже просто в силу изменения масштабов.

Так что же будет с акциями?

Можно не сомневаться, что процесс размежевания растянется на годы, и все это время ему будет сопутствовать мощный поток новостей, тянущих котировки то в одну, то в другую сторону. Рай для инсайдеров. Но долгосрочный вектор все-таки будет направлен вверх.

Расчленение бизнесов освободит внутреннюю стоимость активов «Газпрома», прежде всего его газотранспортной системы. Сейчас рынком она оценивается в копейки, поскольку не генерирует доходов. Средняя себестоимость сооружения 1 километра газопровода высокого давления составляет $2,2 млн, а у монополии протяженность таких веток достигла 164 700 километров. При средней амортизации в 56% одна только газотранспортная система должна стоить $159 млн – больше, чем вся нынешняя капитализация «Газпрома». Метко выразился Александр Бурганский из «Открытия»: покупая сейчас акции концерна, вы платите за его транспортирующий бизнес, а в придачу получаете добывающий со всеми его ресурсами совершенно бесплатно. Но тут надо заметить, что аналитики «Открытия», а также UBS – вообще большие оптимисты в отношении «Газпрома». Первые разглядели потенциал роста акций в 155%, вторые – в 141% притом что в среднем рынок оценивает его в 56% (данные «Интерфакса»).

После того, как расчленение состоится, вероятен более высокий спрос на перспективные акции «Газпром добычи» и некоторое охлаждение интереса к бумагам «Газпром прокачки», которую государство будет держать в ежовых рукавицах. Кроме того, стоит ожидать перекладывания средств из бумаг «Новатэка» и нефтекомпаний с развитым газовым бизнесом (например, «Роснефти»). Ведь для них минусов в реформировании газовой отрасли гораздо больше, чем для «Газпром добычи» и даже «Газпром прокачки».

Ну а в более отдаленное будущее заглядывать бессмысленно. Слишком много неизвестных в этом уравнении. Да и «Газпром», опять же, орешек крепкий – возьмет и устоит. Ведь пережил же демократов первой волны. А чем Тимченко с Сечиным лучше?

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter