Мировая финансовая система – банкрот. С ценами государственных облигаций США и Европы скоро что-то случится » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Мировая финансовая система – банкрот. С ценами государственных облигаций США и Европы скоро что-то случится

18 августа 2015 Нефть России | Архив Рогожкин Иван
Страшилки о скором коллапсе американского доллара из-за хронического торгового дефицита США не сбылись. Рассказывает Марк Чендлер, руководитель по валютным стратегиям в компании Brown Brothers Harriman, который в 2009 г. написал книгу «Разбираясь в долларе» (Making Sense of the Dollar):

«Когда доллару прочили крах из-за чрезмерно высокого торгового дефицита, я провёл подробное исследование торгового баланса и обнаружил, что примерно половина дефицита образуется из-за операций по отправке товаров между представительствами международных компаний. Например, корпорация General Motors изготавливает тормозные системы в Канаде и везёт их на свой сборочный конвейер в Детройт.

Я пытался разобраться, что глобализация даёт Штатам, которые находятся на переднем крае этого процесса. Например, США – третий в мире экспортёр (после Китая и Германии), но экспорт не является главным инструментом для удовлетворения спроса на американские товары за рубежом. Потому что многие американские компании предпочитают производить и продавать товары на месте.

Я смотрел на конкурентоспособность Штатов и понимал, что нигде более нет такого крупного и хорошо простроенного рынка облигаций, как в США. Ни Европа, ни Япония, ни Китай не могут предложить крупным финансовым институтам столь удобный и надёжный инструментарий для вложения средств, поэтому я понимал, что потеря долларом статуса резервной валюты маловероятна».

Перманентный долг

Надо сказать, что с тех пор много воды утекло. Ситуация кардинально изменилась. Как отмечает мексиканский миллиардер Гюго Салинас Прайс, в кризис 2008–2009 гг. общая по миру задолженность была равна 157 триллионов долларов, а сегодня она оценивается в 223 триллиона – на 40% больше. Сюда, кстати, не входят внебиржевые финансовые деривативы на сотни триллионов, которые превратятся в долги, если случатся крупные дефолты.

Но Марк Чендлер не особо тревожится о долговой нагрузке, хотя и признаёт, что в последние годы она резко выросла.

«Многие люди беспокоятся о задолженности, которая достигла огромных размеров не только в Штатах, но и по всему миру. Однако если вы посмотрите на страницы истории, вы обнаружите, что Америка по большей части сидела в долгах. Лишь небольшие промежутки времени её удавалось находиться в плюсе. Пока мы можем обслуживать кредит, он не представляет острой проблемы, – продолжает Марк Чендлер. – Нам нужно больше думать об угрозе инфляции».

Как откололся кусочек мечты

«Я рос в большой семье, в которой в 1970-е годы работал только один человек – мой отец. Он был сантехником и его дохода хватало на содержание жены и четырёх детей, – объясняет Марк Чендлер. – Однако в 1980-е что-то случилось, цены на товары росли быстрее, чем зарплата, поэтому нашей матери тоже пришлось пойти работать. Потом мои братья и сестра были вынуждены идти работать. Я знаю – то же самое происходило в других американских семьях.

Следуя американской мечте, которая подразумевает обладание собственным домом, машиной и хорошее образование для детей, американцы сегодня дополняют источники дохода кредитами, но и этого уже не хватает.

Впрочем, многие уже бросают попытки достичь американской мечты. Дети, рождённые в 1990-х и 2000-х, могут оказаться первым поколением, которое будет вынуждено жить с родителями».

Согласно недавнему опросу Гэллапа, для десятков миллионов американцев обладание собственным домом становится недостижимой мечтой. Всего два года назад среди опрошенных, не имеющих собственного жилья, 31% отмечал, что не купят дом «в обозримом будущем», а сегодня число таких ответов дошло до 41%. Ожидания желающих обзавестись жильём на более близкое будущее изменились незначительно.

Мировая финансовая система – банкрот. С ценами государственных облигаций США и Европы скоро что-то случится


Как отмечают в Гэллапе, «то, что раньше рассматривалось как долгосрочная цель, сегодня вообще не ставится американцами в виде цели, и этот факт в перспективе может оказать влияние на рынок недвижимости».

Между тем, Статбюро США 27 июля 2015 г. выдало порцию статистики по числу домовладельцев, подтвердив, что для остатков американского среднего класса обладание собственным домом стало практически невозможным. Доля домовладельцев снизилось до 63,3% – наименьшего уровня с 1967 г.

Мировая финансовая система – банкрот. С ценами государственных облигаций США и Европы скоро что-то случится


Процент домовладельцев в США: проклятие ипотечного пузыря всё ещё действует

Не на что опереться

Эксперт по рынку драгметаллов и основатель компании GoldMoney Джеймс Тёрк отмечает, что мировой кредитный пузырь готов лопнуть. По его словам, главная проблема в том, что в мире нет надёжного обеспечения для кредитов, размер которых уже достиг 223 триллиона. Ценностей на такую сумму просто не существует. (Верующие скажут вам: «Бог – неизмеримо большая ценность», но попробуйте заложить Его в ломбарде.) Стоимость всех предприятий, включая их интеллектуальную собственность, всей недвижимости и всех вещей на планете не дотягивает до 223 триллионов.

По нашему мнению, именно по этой причине ФРС США уже седьмой год подряд удерживает базовые процентные ставки вблизи нуля и водит вокруг пальца сообщество инвесторов, рассказывая сказки о скором их повышении. Деньги должны течь широким потоком, чтобы мог оперативно перекредитоваться любой должник, пусть совершенно безнадёжный, как Греция. Опасны даже отдельные дефолты, которые могут перерасти во всемирную лавину. Если она пройдёт, мировая финансовая система будет лежать в руинах. Ещё раз повторим: стоимость всех предприятий, включая их интеллектуальную собственность, всей недвижимости, всех личных вещей и общественного достояния на планете не дотягивает до суммарных размеров долга. Это значит, что мировая финансовая система – банкрот.

Инвестиционный тупик

Аналитик американской компании Contrary Investor Брайан Претти рассказывает, как Федеральная резервная система США и другие центральные банки Запада своим «количественным смягчением» заперли себя в угол. Существенное повышение процентных ставок по «длинным» бумагам в Европе и США, которое мы отмечали в предыдущей заметке из серии «Хроника нефтедолларового коллапса» здесь, по мнению Брайана Претти, говорит о надвигающейся опасности: «Европейский центральный банк после многолетних обещаний сдержал-таки своё слово и приступил к “количественному смягчению”. Давайте отмотаем ленту времени на два с половиной года назад. Вы наверняка помните, как председатель правления ЕЦБ Марио Драги заявил, что власти сделают всё возможное для того, чтобы евро, как валюта, не развалилось, и чтобы Евросоюз не распался. Эти кодовые слова означали: “мы будем печатать деньги и станем скупать на них государственные облигации”.

С тех пор прошло 2,5 года и каждый раз, когда в Европе возникали проблемы монетарного характера, звучали очередные обещания “не беспокойтесь, мы напечатаем деньги”. Два года кряду Марио Драги неявно побуждал инвесторов-спекулянтов забежать вперёд ЕЦБ и скупить облигации, чтобы потом продать их подороже центральному банку. И он убедил. В конце концов весной 2015 г. европейское "количественное смягчение" началось. Рынок, который всегда смотрит в будущее, к тому моменту уже полностью учёл это событие в котировках долговых бумаг, которые провалились до нуля и даже вошли в отрицательную область.

Неожиданно, как гром среди ясного неба, процентные ставки резко подскочили. Особенно сильно в Германии, где доходности десятилетних облигаций от 4—7 базовых пунктов поднялись до 100 базовых пунктов. Это почти 25-кратное повышение! Все, кто купил немецкие облигации при доходности в 4, 5 или 6 базовых пунктов, вероятно, сегодня не могут спать спокойно по ночам.

Два с половиной года процесс интенсивно шёл в одну сторону, а недавно обратился вспять. Много ли сегодня желающих купить европейские гособлигации? Не очень много». Это – одно из побочных последствий безумной политики "количественного смягчения"».

Где толстяки животами толкаются

Американские финансисты отмечают, что раньше можно было за раз купить или продать американские казначейские бумаги на 300 млн долл., не сдвинув котировки на рынке, а сегодня сделку даже на 80 млн долл. приходится разбивать на части. Только за последний год коммерческие банки продали центральным банкам государственные облигации на триллион долларов, резко сократив ликвидность в финансовой системе. Возможность зарабатывать на разнице доходностей облигаций испарилась, множество дилеров вышло из игры. Это значит, что бумаги, которые раньше могли в финансовой системе служить обеспечением кредитов, сейчас лежат в ЦБ мёртвым грузом. Мы уже отмечали в Хрониках нефтедолларового коллапса на портале «Нефть России», что Запад по кирпичику разбирает фундамент собственной финансовой системы (см. здесь). Нехватка ликвидности на рынке гособлигаций – новая проблема для Запада.

«Дефицит ликвидности на рынках гособлигаций – тоже побочное следствие “количественного смягчения”, – объясняет Брайан Претти». – А если вы посмотрите на финансовые институты, которые держат облигации, вы обнаружите, что это такие крупные фонды, как PIMCO, Black Rock, Franklin Templeton и другие. Они создали просто устрашающую концентрацию активов. Я недавно прочитал в одном аналитическом отчёте, что на всей планете всего 20 компаний, управляющих инвестициями, держат 70% публичных облигаций. В таких условиях поворот тренда в ценах облигаций превращается для них в громадную проблему. Кому они смогут “сгрузить” свои бумаги, когда решат выйти в кэш? Естественно, что для крупного финансового института клиентом должен стать другой крупный институт, но беда в том, что он держит в своём портфеле ровно такие же бумаги. Он сам хотел бы от них избавиться. Кому продать, если покупателей нет?» Напомним читателям, что бычий рынок гособлигаций (проценты снижались, котировки росли) в США продолжался более 30 лет, с 1982 г. А весной 2015 г. он, похоже, сменился на медвежий рынок – доходности пошли в гору.

Всё вверх ногами

«Учтите также недавнее снижение рейтинга муниципальных обязательств Чикаго до мусорного уровня. А ведь проблемы с бюджетом есть повсеместно. Всё в мире инвестиций перевернулось с ног на голову, – заключает Брайан Претти. – Облигации более не могут считаться спасительной гаванью».

Нельзя сказать, что финансовые регуляторы этого не понимают. Они хотели бы обезопасить систему от панической распродажи активов средствами финансового контроля. Федеральная резервная система США уже запустила пробные шары насчёт введения ограничений на изменение состава инвестиционных портфелей. Одновременно прорабатываются варианты полного перевода граждан на банковские карточки с отказом от наличных денег, чтобы панический набег на банки был в принципе невозможен.

Также отметим, что управляющий крупного хедж-фонда Elliott Management Corp. Пол Сингер сделал ставку – наибольшую за свою карьеру! – занял короткие позиции по отношению к облигациям высшего уровня надёжности (бумагам казначейства США и корпоративным облигациям). Это видно из письма акционерам, опубликованного в I квартале 2015 г. Так что ждём развития событий.

http://oilru.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter