Стратфор: Европа без союза » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Стратфор: Европа без союза

9 марта 2016 Zero Hedge

Заокеанский взгляд на Европу (Стратфор). Надо учитывать, что текст написан американцами, которые имеют свой, специфический взгляд на остальной мир (США и остальные или America#1). Даже по началу статьи это видно: о Европе говорится так, как-будто это другая планета и с США не имеет ничего общего.


Европейский проект всегда был обречен на провал. Европа является континентом, расколотым географическими барьерами. Она провела два тысячелетия не только в массовых и постоянных внутренних войнах, но и ведя их учет, сообщая новому поколению, кав их предки были не правы. На протяжении веков великие империи поднимались и падали, оставляя позади себя различных группы людей с разной историей, языками и культурой. Проект, пытающийся объединить эти различные культуры в одно монолитное целое в течение всего-то 70 лет, по сути был обречен. Он неизбежно будет сталкиваться с непреодолимым националистическим сопротивлением и, в конечном итоге, наступит срыв. Это точка, в которой мы сейчас находимся.

Изобилие кризисов, хотя все они имеют разные фасады, показывает, что все они имеют один источник: люди, в конечном итоге, ставят на свою национальную и региональную идентичность, а не на наднациональные мечты. Долговой кризис и повторяющиеся заявления Греция-на-выход (Grexit), вследствие введения евро в 1999 г., выявили нежелание Северной Европе субсидировать юг. Референдум Brexit (Британия-на-выход), запланированный на июнь, корнями уходит в укрупнение Евросоюза в 2004 г. и последовавшей волны польской миграции в Соединенное Королевство. В то же время, в условиях продолжающегося кризиса иммиграции, национальные лидеры успокаивают свое население и в обход европейских правил воздвигают пограничный контроль, чтобы остановить поток беженцев через их территорию. Во всем этом видны те же причины: движущие силы внутри Европы носят национальный характер и страны, в конечном итоге, ставят свои собственные интересы впереди.

Сегодняшние проблемы были и предсказуемы и прогнозируемы. Следующий шаг, однако, труднее предвидеть. Определив основной недостаток системы, можно говорить о неустойчивости, но, к сожалению, не о конкретных обстоятельствах конца системы. Есть еще много различных способов, как нынешняя форма Евросоюза примерно развалится. Например, проект может развалиться через рынок, как это чуть было не произошло в 2012 г., когда инвесторы спасали периферию и выяснилось, что они едва ли готовы сделать это. Или недовольный народ может избрать националистическую партию, как Национальный фронт Франции, который может либо вывести страну из Евросоюза или сделать блок настолько неуправляемым, что он перестает функционировать. Пожалуй, наиболее вероятный сценарий развития событий для Евросоюза, чтобы выжить в виде призрака былого могущества, когда законы игнорируются, поддерживать свободный контроль над его членами.

Где интеграция продолжится.

Точные обстоятельства конца европейского проекта пока не ясны, но есть определенные, лежащие в основе причины, которые будут поддерживать текущую форму Евросоюза. Эти фундаментальные реалии вытекают из глубинных факторов, которые будут поддерживать единство; они же будут ограничивать продолжительность жизни европейского проекта. Глядя на эти глубинные факторы, можно предсказать, какие страны выйдут из ослабленного или свернутого Евросоюза, сохраняя тесные связи, а какие, вероятно, будут дрейфовать в погоне за своими собственными интересами, как только они освободятся от объединяющей силы Евросоюза и его идеалов.

Для начала Бенилюкс. Бельгия, Нидерланды и Люксембург уже давно играют ключевую роль в европейской геополитике, располагаясь между двумя континентальными державами Европы, Францией и Германией. С Бенилюкса начался европейский проект. Бельгия и Люксембург образовали экономический союз в 1921 г. и начали переговоры о создании таможенного союза с Нидерландами в 1944 г. Вторая мировая война родила Евросоюз, когда страны Бенилюкса с двумя фланговыми гигантами и Италией создали блок, который должен был предотвратить рецидивы разрушительного конфликта. Сегодня, спустя 70 лет и без повторения катастрофического конфликта, стратегия, похоже, сработала.

Таким образом, страны Бенилюкса, Франция и Германия будут мотивированы продолжать свои усилия по интеграции. Оказавшись между двумя экономическими державами, Бенилюкс будет укреплять дружбу. Однако роковой факт заключается в том, что франко-германские отношения являлись главной линией разлома в нынешнем Евросоюзе, а это означает, что уменьшенная версия блока будет иметь такие же проблемы.

Италия в этот раз не будет приглашена на вечеринку. С одной стороны, ей не хватает геополитических условий, поскольку она надежно экранирована Альпами. Более того, третья по величине экономика еврозоны была в центре долгового и иммиграционного кризисов, а Германия, в частности, будет столь же холодна к задолжавшейся Италии, как к Испании. Блок Франция-Германия-Бенилюкс является вероятным наследником евро, если валюта продолжит существовать и будет поддерживать идеалы интеграции. Это блок будет центром притяжения континента в будущем, как это было в целом с 1871 г., когда Германия доминировала на континенте и будет доминировать, по крайней мере, в ближайшее десятилетие или два.

Стратфор: Европа без союза


Влияние Германии в Европе не является чисто геополитическим. Ее влияние основано на торговле. Последние два десятилетия, в частности, показали, что Германия превратилась в мощный международный завод. Она получает полуфабрикаты от своих соседей (восемь из которых отправляют в Германию более чем 20% своего экспорта) и перерабатывает их. В 2014 г. Германия стала первым номером для экспорта 14 из 27 членов ЕС. Доступ к этой машине особо помог бывшим коммунистическим странам Центральной и Восточной Европы, которые капитализировались на инвестициях из Германии. Вне зависимости от судьбы ЕС, игроки в этой сети все будут высоко мотивированы в сохранении работы системы.

Восточные и западные интересы расходятся.

Тем не менее, есть два тупика. Иммиграция. Проблема нависает, по крайней мере, с расширения в 2004 г., когда Германия стала одной из нескольких стран, которая ввела ограничения на свободу передвижения для новых восточных членов. Недавний приток беженцев в Европу поднял опять тему, когда Вышеградская группы (Венгрия, Словакия, Чехия, Польша) оспорила попытки Германии раздавать квоты на мигрантов и когда Германия в отношении востока и юго-востока приветствует свободное перемещение товаров и капиталов, но ограничивает свободное перемещение людей.

Второй тупик - Россия. В течение следующего десятилетия в России будут наблюдаться некоторые существенные изменения. Россия уже становится вовлеченной на свое периферии. Stratfor полагает, что это будет становиться все более заметным, пока система разработанная Президентом России Владимиром Путиным не адаптируется или не коллапсирует. Все это, безусловно, оказывает значительное влияние на европейских соседей России, хотя и в разной степени. И география еще раз сыграет свою роль. Мы уже видели военные возможности России на Украине, но их возможности идти далее в Румынию ограничиваются Карпатами, естественный барьер, который змеится и обеспечивает защиту также Венгрии и Словакии. Польша, напротив, граничит с Белоруссией, близким союзником России, и не имеет горного хребта, который бы ее защитил. Еще дальше к северу аналогичная ситуация со странами Балтии, которые имеют еще меньшую степень защиты; большая страна, как Польша, может, по крайней мере, выиграть время для организации обороны.

Эти географические различия будут делить Центральную и Восточную Европу на две группы, одна будет нацелена на торговлю, а другая на безопасность. Центральные европейцы (чехи, венгры, румыны, болгары и словаки) будут опасаться обострять отношения с Россией. Карпаты, хотя и барьер, но не является непреодолимыми. И все же эти страны, прикрытые горами, будут иметь возможность свободно сосредоточиться на дальнейшей торговле с основными странами. Общий интерес в сохранении торговли с Германией не может быть основой для блока, поскольку сила Германии начинает ослабевать. Польша и страны Балтии, напротив, не могут позволить себе роскошь уделять внимание процветанию. С присутствием рядом России эти страны будут сосредоточены на оборонных пактах и союзах и, особенно, на наращивании прочных отношений с США. Торговля будет продолжаться, конечно, но специфика этого блока будет сосредоточена на сопротивлении российской угрозе. Если и когда внутренние проблемы заставят Россию обратить свое внимание внутрь, то Польша будет иметь возможность, чего не было в течение нескольких сотен лет, распространить свое влияние на восток и на юг, на бывшие территории Речи Посполитой в Белоруссии и на Украине.

Стратфор: Европа без союза


На севере в Скандинавии будет формироваться свой собственный блок. Его члены имеют историю общих империй, свободной торговли и (не удачного) валютного союза. В самом деле, есть организация, которая бездействовала с ростом Евросоюза (Совет Северных стран). Этот блок может быть интегрирован в основной блок, с которым он будет иметь тесные торговые и дипломатические отношения.

Победители и проигравшие в новом порядке.

Одна из стран, которая будет довольна новым порядком - Соединенное Королевство. Посвятив большую часть прошлого тысячелетия разделению континента и играя на разных сторонах, Соединенное Королевство было вынуждено вступить в Евросоюз, когда единство организации стало действительно неоспоримым. С новым разделением континента, Соединенное Королевство сможет вернуться к своей обычной долгосрочной стратегии. Испания и Италия, скорее всего, останутся не у дел. Они будут бороться за целостность, особенно Испания, которой грозит опасность из-за внутренних конфликтов. Обе страны будут пытаться оставаться как можно ближе к основным странам, хотя протекционистские тенденции могут нарушить эти торговые отношения. Испания и Италия могут воспользоваться свободой, чтобы девальвировать свои валюты и восстановить конкурентоспособность. С точки зрения основных стран, две страны, вероятно, будут представлять собой постоянные точки напряжения.

Представленная картина не означает, что все произойдет так к определенной дате в будущем. Даже если Евросоюз действительно развалится внезапно, как это чуть было не произошло в 2012 г., то необязательно, что все будет так, описано. События могут двигаться с разной скоростью. С такими странами, как Италия и Испания, Франция может быть поставлена в трудное положение, когда надо делать выбор между Германией и своими средиземноморскими союзниками. Элементы существующей системы могут сохраняться, а связи будут продолжать существовать между блоками. Например, если евро выживет в основном блоке, он может по-прежнему использоваться в некоторых сегодняшних странах еврозоны (например, Финляндия). Есть еще много неизвестных. Тем не менее, намерение состоит в том, чтобы показать картину, которая вырисовывается.

http://www.zerohedge.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter