Чек на миллион » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Чек на миллион

1 июня 2017 banki.ru
«Народные» облигации почти полностью проданы: ВТБ 24 реализовал свою квоту, Сбербанк намерен это сделать в ближайшее время. Кто покупал бумаги и с какими продуктами они конкурируют за деньги инвесторов?

Сбербанк и ВТБ 24 начали продавать ОФЗ-н 26 апреля. Чуть больше чем через месяц ВТБ 24 сообщил о том, что принял полный объем заявок в рамках своего лимита, включая 450 млн рублей дополнительной квоты, переданной банку Минфином. «Всего в наших офисах было принято более 4 тысяч заявок на сумму 5,5 миллиарда рублей. Банк готов к размещению дополнительного объема бумаг», — рассказывает директор инвестиционного департамента ВТБ 24 Сергей Лукьянов.

Сбербанк завершит продажу ОФЗ-н до конца лета, сообщила журналистам на днях заместитель председателя правления банка Белла Златкис. Она напомнила, что Минфин перекинул на Сбербанк часть квоты ВТБ 24. «Предполагаю, что к концу лета все продадим.
Полагаем, что Минфин будет выпускать еще серии ОФЗ для населения», — сказала Златкис.

Изначально выпуск ОФЗ-н был поделен между Сбербанком и ВТБ 24 поровну (по 7,5 млрд рублей на банк). Однако 16 мая Минфин решил часть квоты ВТБ 24 (2,5 млрд рублей) перераспределить в пользу Сбербанка. «У Сбербанка в разы больше база депозитов, база клиентов и, соответственно, база покупателей ОФЗ-н. Естественно, он быстрее и продал свою часть. А государству по большому счету важен общий результат», — поясняет управляющий активами ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Александр Баулин.

«Основные покупатели — состоятельные люди»

В ВТБ 24 проект по ОФЗ-н назвали успешным. «Облигации пользуются спросом. Мы видим, что клиентам все больше интересны новые финансовые инструменты с доходностью выше, чем по классическим депозитам», — рассказали Банки.ру в пресс-службе банка. Средний чек по ОФЗ-н превышает 1 млн рублей, что значительно выше ожиданий банка. «Основными покупателями облигаций являются состоятельные люди, которые стремятся диверсифицировать свои сбережения. Наибольший объем заявок приходится на столичные регионы — Москву и Санкт-Петербург», — сообщили в пресс-службе.

В Сбербанке средний чек по ОФЗ-н также составляет около 1 млн рублей. При этом более 90% продаж приходится на новые брокерские счета. «Достаточно высокий средний чек покупки «народных» ОФЗ говорит о том, что для граждан с низкими доходами этот инструмент все еще остается terra incognita, если не сказать более вольным языком, — полагает аналитик «Открытие Брокер» Андрей Кочетков. — В то же время для более опытных граждан с достаточными накоплениями это уже интересный инструмент, который служит альтернативой депозиту». По его словам, ЦБ, вероятно, продолжит снижать ставку, и это будет сказываться на доходности банковских вкладов. Соответственно, те выгоды, которые предлагают «народные» ОФЗ, начинают быть весьма привлекательными, считает Кочетков.

Достаточно большие суммы сделок по ОФЗ-н говорят о том, что их покупают люди среднего возраста, у которых есть достаточно большие накопления (возможно, в разных банках по 1,4 млн рублей) и нет такого негатива, как у старшего поколения, по отношению к слову «облигация», считает Александр Баулин. «Это, скорее, люди с фондовым рынком не знакомые, но хорошо знакомые со ставками по депозитам и предпочитающие ОФЗ-н ставкам в тех же госбанках. Не новички нашли бы на фондовом рынке те же ОФЗ более доходные и ликвидные», — отмечает эксперт.

Спрос на ОФЗ-н сформировали люди, владеющие средствами, существенно превышающими сумму 1,4 млн рублей, которая застрахована АСВ, уверен заместитель начальника валютно-финансового управления Риабанка Николай Черноусов. «Учитывая возросшую криминальную активность (списание со счетов по фиктивным исполнительным листам), этот инструмент выглядит более защищенным, чем депозит», — говорит он. Черноусов соглашается с тем, что для участников фондового рынка ОФЗ-н не представляет какого-либо интереса, так как на рынке можно найти ОФЗ с доходностью на уровне или больше при схожей дюрации. «Но основное отличие в том, что, покупая ОФЗ на рынке, вы получаете более ликвидный инструмент и можете гибко управлять своими инвестициями», — поясняет он.

Конкурент депозиту

В презентации Минфина к ОФЗ-н отмечается, что основная цель этого инструмента — повышение финансовой грамотности населения и «воспитание культуры сохранения и инвестирования средств гражданами». Как полагают в ведомстве, ОФЗ-н находятся по своим характеристикам и уровню риска между депозитами и рыночными ОФЗ, а в презентации сравниваются именно с депозитами.

Чек на миллион


Участники рынка считают, что пока ОФЗ-н конкурируют за деньги инвесторов только с банковскими вкладами, но в перспективе могут побороться и за деньги «под матрасом». «Интерес к ОФЗ-н сформировал тренд на снижение ставок по депозитам. Доходность «народного» инструмента, учитывая комиссии за сделку, вряд ли можно назвать привлекательной при сравнении со схожими рыночными инструментами», — отмечает Николай Черноусов из Риабанка. Комиссия за покупку и продажу ОФЗ-н составляет 1,5%, если сумма сделки меньше 50 тыс. рублей, и 0,5%, если сумма сделки превышает 300 тыс. рублей.

Чем меньше у человека депозит, тем, как правило, он более консервативен, говорит Александр Баулин из ИК «Церих Кэпитал Менеджмент». По его словам, после покупки ОФЗ-н следующий шаг — инвестирование в общедоступные ОФЗ и в другие инструменты фондового рынка. «Но здесь многое зависит от продавцов ОФЗ-н, насколько они заинтересованы в информировании клиентов об альтернативных возможностях инвестирования. Необходимость открытия брокерского счета для покупки ОФЗ-н может подтолкнуть наиболее «продвинутых» клиентов банков изучить вопрос самостоятельно», — считает эксперт.

Николай Черноусов напоминает, что, по данным Высшей школы экономики, уровень финансовой неграмотности в России достиг максимума за девять лет. «Средний чек покупки ОФЗ-н подтверждает этот тезис. Людям, имеющим минимальные накопления, ОФЗ-н может казаться непонятной по сравнению с депозитом. А у людей со значительными накоплениями возникает потребность диверсификации, защиты и более гибкого управления, что автоматически формирует мотивацию повышения финансовой грамотности», — отмечает он.

Эксперты делают вывод, что эксперимент с ОФЗ-н пока сложно назвать удачным — если только целевой аудиторией Минфина не являлись граждане с повышенным доходом. «Если же в планах были люди со средним достатком, то инструмент оказался недостаточно интересным в тех социальных группах, где предпочитают оперативную доступность своих накоплений, а не мифические повышенные проценты в течение трех лет», — заключает Андрей Кочетков из «Открытие Брокер».

http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter