Молочные реки и кисельные берега развивающихся экономик » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Молочные реки и кисельные берега развивающихся экономик

Развивающиеся экономики распирает от избытка денег. Куда хлынет этот поток, выйдя из берегов? Огромные профициты России, Китая и Ближнего Востока вряд ли направятся в Америку за безопасными инвестициями
20 октября 2007 Архив
Развивающиеся экономики распирает от избытка денег. Куда хлынет этот поток, выйдя из берегов? Огромные профициты России, Китая и Ближнего Востока вряд ли направятся в Америку за безопасными инвестициями.



Какие проблемы волнуют сейчас мир? С точки зрения глобальной значимости, можно выделить два первостепенных экономических вопроса. Во-первых, смогут ли потребители, представляющие "новые" азиатские экономики, подхватить знамя, выпадающее из слабеющих рук американских потребителей, и своим спросом обеспечить продолжение мирового экономического бума. Во-вторых, что эти развивающиеся экономики намерены делать со своими сбережениями. Давайте сосредоточимся сейчас на втором вопросе - отчасти потому, что он обойден вниманием, и также в связи с тем, что для развивающегося мира он будет приобретать все большее значение. История эта всем известна. Китай, Ближний Восток и Россия являются обладателями огромных профицитов баланса текущих операций (Китай - в результате экспортного бума, а Ближний Восток и Россия - в связи с ростом цен на энергоносители). На сложившуюся ситуацию можно взглянуть под следующим углом: можно сосредоточиться на размерах профицитов и необходимости их коррекции (США и Британии бороться с дефицитами платежных балансов, а Китаю - сокращать размеры профицита). Но можно подойти к этой проблеме и по-другому, а именно: выяснить, как страны-кредиторы распоряжаются своими деньгами.



Ответ на этот вопрос меняется со временем. Так, три года назад основная часть денег, накопленных на официальных счетах, уходила в ценные бумаги правительства США. Сейчас эти средства диверсифицируются двумя способами: посредством оттока в более широкую группу валют и в более разнообразные виды инвестиций. Последние данные Merrill Lynch явно отмечают динамику этого процесса. Как отмечает этот инвестиционный банк, во владении Центробанков находятся сейчас резервы на сумму свыше $5,600 млрд., и ежегодно к этим запасам добавляется почти $1,000 млрд. Однако Центробанки по своей природе являются держателями краткосрочных финансовых активов и золота; в их обязанности не входит долгосрочное инвестирование. Поэтому государства создают так называемые "фонды национального благосостояния" для управления долгосрочной частью своих государственных активов. Некоторые существуют уже довольно давно: так, в Кувейте подобный государственный инвестиционный фонд (Kuwait Investment Authority) был основан в 1953 г., когда стало ясно, что для страны характерны столь огромные профициты, что их просто невозможно израсходовать на внутренние инвестиции и потому следует накапливать для будущих поколений. Однако сейчас с удивительной скоростью появляются новые фонды. Резервы Центробанков разрослись, вынуждая правительства вкладывать деньги в долгосрочные инвестиции. В этом году фонды национального благосостояния основали Китай и Россия, а в следующем году в России может появиться еще один фонд. По приблизительным оценкам Merrill Lynch, текущий объем запасов в этих фондах составляет от $1,586 млрд. до $2,228 млрд., а к 2011 г. он увеличится примерно до $8,000 млрд. "Ванна уже наполнена водой до самых краев", - резюмируют эксперты из Merrill Lynch.



Так куда же польются эти фонды, когда потоки хлынут через край - в акции, в недвижимость? Обрисуем картину в перспективе: совокупная рыночная капитализация выпущенных по всему миру акций составляет $24,200 млрд., а объем негосударственных долговых обязательств - $13,400 млрд. Допустим, что ежегодный поток инвестиционных фондов равняется примерно $1,500 млрд. Таким образом, если инвестировать в акции все деньги из этих государственных фондов, это будет эквивалентно более чем 6% от общего акционерного капитала ежегодно. Представляется маловероятным, что мировые корпорации выпустят подобный объем новых акций, даже при условии приватизации ведущих китайских банков и других институтов. Значит, при прочих равных условиях, это является верным средством повысить цены на акции. Merrill Lynch более точен в своих суждениях. Аналитики банка полагают, что странам потребуется некоторое время, чтобы набрать штат и создать прочие инфраструктуры для осуществления активных инвестиций, пока "в ванну вовсю хлещет вода". По мнению экспертов, в ближайшем будущем инвестиции в акции будут наблюдаться в основном со стороны ближневосточных фондов, поскольку они уже располагают готовыми функционирующими структурами. Однако в среднесрочной перспективе на сцену выйдут Россия с Китаем, и они станут крупными инвесторами в высокорисковые активы. Merrill Lynch прогнозирует формирование пяти мощных трендов:


1) Приток в высокорисковые активы
2) Отток из активов госсектора в частный сектор
3) Отток из активов, деноминированных в долларах США
4) Отток из активов с внутренним управлением
5) Смещение центра тяжести в сторону Азии и России

Если эти прогнозы верны (а с логической точки зрения, это похоже на правду), то нас ожидает целый ряд последствий. Вероятно, сильнее всего пострадают безопасные активы в США, в особенности правительственные облигации; и Америке придется раскошелиться, чтобы финансировать свой дефицит. В наибольшем же выигрыше окажутся (помимо мировой инвестиционной индустрии) высокорисковые активы за пределами США. Что они будут представлять собой? Сложно сказать наверняка. Но хотя мы и не знаем, какой выбор сделают российские и китайские инвесторы, мы можем быть абсолютно уверены в том, что этот выбор определит новый расклад сил на мировой арене инвестиций. И, естественно, всемирное инвестиционное сообщество выработает новые инструменты, подходящие для этого нового поколения инвесторов. Это означает великий передел власти. И еще один интересный аспект, выходящий за пределы исследования Merrill Lynch. Речь о том, как мир будет ждать решений не от инвесторов "старой школы", а от "молодой гвардии" - причем множество таких инвесторов представляют собой не частные финансовые институты, а правительственные агентства. У нас уже есть вдохновляющий прецедент: инвестиционное подразделение Кувейта в Лондоне (Kuwait Investment Office), уже многие годы являющееся успешным и почетным инвестором. Впрочем, Британия может похвастаться богатым и в основном благоприятным опытом подобных иностранных инвестиций. А вот США вряд ли столь же благодушно отнесутся к тому, что их активы будут раскупаться суверенными фондами из Китая, России и Ближнего Востока.

По материалам Independent Online

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter