К чему приведет торговая война США со всем миром » Элитный трейдер
Элитный трейдер


К чему приведет торговая война США со всем миром

12 апреля 2018 Фридом Финанс Меркулов Вадим
Первого марта Дональд Трамп анонсировал введение пошлины на импорт стали и алюминия в размере 25% и 10% соответственно. Это вызвало резко негативную реакцию на рынке, поскольку этот шаг грозит привести к торговой войне.

В топ-11 стран по импорту стали в США входят: Канада (16,1%), Бразилия (13%), Южная Корея (10,2%), Мексика (9%), Россия (8,7%), Турция (6,3%), Япония (5%), Германия (3,8%), Тайвань (3,5%), Индия (2,4%) и Китай (2,2%).

Самый ощутимый удар в связи с намерениями Трампа установить тарифы на ввоз стали и алюминия получило соглашение НАФТА, куда входят Канада и Мексика, которые совокупно экспортируют в Штаты 25,1% стали, формируя 6,9% всего американского рынка стали. Такие партнеры США, как Южная Корея, Япония и Германия также не были восторге от решения американского президента. Однако Дональд Трамп не ограничился введением пошлин на сталь и алюминий и анонсировал установление тарифов на товары из Китая объемом $60 млрд. Цель этого шага – снижение торгового дефицита, но об этом позже.

Торговая война — это экономический конфликт, при котором страны взаимно вводят импортные пошлины с целью причинить друг другу максимально возможные экономические убытки.

Рассмотрим на примерах, чем оборачивались торговые войны в прошлом.

Принятие закона Смута-Хоули о тарифах в 1930 году. Тогда американские власти повысили тарифы на 20 тысяч импортируемых товаров до 60%. Торговые партнеры приняли симметричные меры, и в итоге с 1929 по 1933 год импорт США сократился почти в три раза – с $5,5 млрд до $1,93 млрд, а экспорт – с $5,9 млрд до $1,99 млрд. Падение торгового оборота только усугубило влияние Великой депрессии. Восстановление торговли началось после подписания в 1934 году акта, который позволил президенту Рузвельту снижать тарифы. Индекс Dow Jones с момента введения тарифов в марте 1930-го до начала ослабления в июне 1934-го потерял 64,18%.

С тех пор подобных крупных войн не случалось, мир двигался в сторону большей открытости. В 1947 было заключено Генеральное соглашение по тарифам и торговле(GATT), ставшее предшественником соглашений ВТО от 1995 года. Однако небольшие торговые конфликты все же случались.

Так, в 1963-м президент США Линдон Джонсон ввел 25% тарифы на картофель, бренди и небольшие грузовики, как ответную меру на ограничения на экспорт куриного мяса из США в Европу. В послевоенные годы инвестиции в США позволили значительно удешевить производство куриного мяса, тогда как в Европе на этот продукта сохранялись высокие цены и он сохранял статус деликатеса. Ограниченный характер мер не позволил значительно повлиять на макроэкономические показатели. Экспорт и импорт США в 1963-1964 годы рос, как и фондовые индексы.

Самым значительным последствием принятых Джонсоном мер стали пошлины в размере 25% на небольшие грузовики, пикапы и минивэны, которые действуют до сих пор. Ограничения на другие товары давно сняты, рынок же подобных автомобилей в США вот уже 50 лет контролируется в основном американскими автопроизводителями, оставляя не у дел немецкие и японские автоконцерны.

5 марта 2002 президент Джордж Буш-младший повысил до 30% тарифы на сталь, чтобы поддержать сталелитейную промышленность США. Однако долго эта мера не продержалась. Торговые партнеры Штатов пожаловались в ВТО, которая в 2003-м назвала новые американские пошлины противоречащими правилам свободной торговли и обязала государство выплачивать штраф в $2 млрд каждый год до их отмены. В декабре 2003-го США отменили принятые ограничения. И экспорт, и импорт США за этот период только росли, чего не скажешь о фондовых индексах. S&P500 с марта 2002-го по декабрь 2003-й потеряли 3,8%.

При этом в 2002 году падение доходило до 30%, что в основном было связано с кризисом доткомов, но и пошлины тоже оказали на динамику свой негативный эффект. Прежде всего этот негативный эффект ощутили компании, для которых сталь – необходимое сырье. Котировки бумаг Boeing за это период потеряли порядка 16%, что в основном было продиктовано сокращением спроса на самолеты, акции Ford опустились в цене лишь на 3%, а лидер сталелитейной промышленности U.S. Steel подешевела на 33% за год с момента введения пошлин. Таким образом, эта мера не улучшила ситуацию даже для американских металлургов, поскольку у индустрии были фундаментальные проблемы, включая пониженный спрос на продукцию и падение цен.

Но вернемся к экономическому противостоянию США и Китая. Высокая вероятность торговой войны между двумя крупнейшими экономиками мира стала причиной падения S&P500 на 6,55%. Все началось со слухов о скором установлении пошлин на импорт из Китая на сумму $30 млрд. Спустя 10 дней эти слухи подтвердились, но размер пошлин увеличился вдвое. Далее Дональд Трамп предложил компаниям из разных отраслей выбрать в течение 30 дней из более 2500 наименований те категории продуктов, которые больше всего мешают американскому бизнесу. После этого администрации Белого дома должна была в течение 15 дней отобрать товары, на которые будут установлены пошлины в размере от 25%. Однако через два дня появилась информация о том, что США и Южная Корея заключили новый торговый договор. Также стало известно, что Штаты и Китай начали секретные переговоры о пересмотре торговых соглашений.

Торговая стратегия Дональда Трампа прояснилась: главное – заставить своих партнеров сесть за стол переговоров и пересмотреть действующие торговые соглашения. Это хорошо видно на примере Южной Кореи, которая пошла на сокращение ввоза стали в США на 30% и установление до 2041 года пошлин в размере 25% на экспортируемые в Америку грузовые машины. Взамен США согласились на отмену ранее объявленных пошлин. Председатель КНР Си Цзиньпин уже обсудил с Дональдом Трампом пути решение торгового конфликта.

Таким образом, Трамп стремится к переговорам с Пекином с целью снизить торговый дефицит между США и Китаем на $100 млрд. Считаю, что американские власти смогут сократить торговый дефицит только на $50-55 млрд, однако и этот результат их вполне устроит, поскольку главная цель Вашингтона – открыть китайский рынок для американских компаний. По последним данным, зарубежные брокерские компании смогут владеть компаниями на китайской территории. Структура собственности позволит американским компаниям получить мажоритарную долю 51%. К 2022 году будет снято и это ограничение. Стартовала и либерализация китайского финансового сектора, в результате чего J.P. Morgan и Morgan Stanley получат возможность расширить свое присутствие в АТР, увеличив долю выручки в этом регионе до 10% и до 15% соответственно.

Я полагаю, что шансы позитивного развития событий около 70%, в 20% оцениваю вероятность того, что договоренности будут достигнуты с несколько меньшей выгодой для США. Снятие рисков торговой войны обеспечит быстрый и резкий рост рынков, даже если Трамп добьется сокращения торгового дефицита всего на $20 млрд. Ожидаю, что при таком развитии событий индекс S&P500 обновит исторический максимум в течение трех месяцев.

Еще 10% я закладываю на развитие сценария, при котором США слишком сильно надавят на Китай в процессе переговоров, чем вызовет резко негативную реакцию и ухудшение экономических отношений самых крупных экономик. КНР готова отстаивать свою позицию, что видно по предпоследнему заявлению властей: со 2 апреля Поднебесная вводит импортные пошлины на свинину и еще на восемь американских продуктов в размере 25%, еще 120 различных товаров будут обложены тарифом в размере 15%. Только пошлины на свинину до конца года принесут американским аграрным фирмам убытков на $250 млн.

Считаю, что данный шаг со стороны Пекина означает, что Китай не хочет торговой войны, но и не боится ее. При этом у КНР остаются возможности ударить больней, поскольку пока пошлинами не затронуты самые крупные категории импортных товаров, которые поставляют в Поднебесную США. Самая крупная статья экспорта из Штатов – это самолеты. Их в Китая продают на сумму $16,27 млрд. В $12,36 млрд оценивается ввоз соевых бобов, еще на $10,53 млрд в КНР поставляется автомобилей из Америки. В совокупности эти товары формируют 30% экспорта из США в Китай. Введение на эту продукцию ввозных пошлин в размере 25% обернется для Штатов убытком до $10 млрд ежегодно. Такой шоковый сценарий обусловит падение S&P500 до 2470 пунктов, что означает серьезную коррекцию для фундаментально здорового рынка. Однако стоит отметить, что вероятность реализации этого сценария не больше 20%.

Бенефициарами введения взаимных тарифов могут стать третьи страны. Самым наглядным примером выглядит компания Airbus, которая в случае введения повышенных пошлин на самолеты Boeing сможет претендовать на расширение доли на китайском рынке до 60%. Американский протекционизм уже делал неожиданные подарки Airbus. В прошлом году после жалобы Boeing на канадского производителя самолетов Bombardier американские власти наложили повышенные пошлины на их самолеты. В результате канадская компания столкнулась с финансовыми проблемами, а для их разрешения наладила партнерство с Airbus. Таким образом, европейский производитель самолетов увеличил свое присутствие на рынке, не заплатив ни доллара.

Подобный сценарий возможен и для автомобильной отрасли. В случае введения тарифов на импорт американских автомобилей могут пострадать компании вроде Tesla, которые пока не имеют заводов в Китае, который стал крупнейшим рынком электромобилей в мире благодаря субсидиям правительства. Зато в выигрышном положении могут оказаться другие производители электрокаров, в частности Volvo и Nissan, которые обзавелись мощностями в Поднебесной.

В целом торговые войны никогда не продолжались длительное время, поэтому даже при негативном сценарии для Америки Дональд Трамп провел бы переговоры об их отмене не позднее чем через полгода.

http://ffin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter