Казнить нельзя, зомбировать » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Казнить нельзя, зомбировать

8 ноября 2020 Живой журнал

Экономические кризисы всегда были периодами, когда силы созидательного разрушения вырывались на волю, сметая неэффективные компании и исправляя структурные перекосы. Но сейчас среди экономических властей преобладает точка зрения, что экономику надо всячески оберегать от шоков. А значит, ни «разрушать», ни «созидать» не надо — надо оставить все «как есть», максимально консервируя сложившееся положение.

Ярче всего этот принцип можно увидеть на примере авиакомпаний. Коронавирус буквально уничтожил их бизнес — в апреле пассажирский трафик падал в 20 раз по сравнению с обычным уровнем. Даже в относительно благополучном сентябре он был почти в 4 раза ниже, чем в 2019. А сейчас начались новые локдауны.

Но пассажирским перевозкам угрожает не только вирус. Массовый переход на видеосвязь постепенно делает дорогие дальние перелеты неактуальными — обсудить вопросы и пообщаться гораздо проще через интернет.

Естественно, финансовые результаты авиаперевозчиков полностью отражают масштаб проблем. За первое полугодие 2020 отрицательный денежный поток отрасли превысил 50 млрд. долларов. Во втором полугодие компании потеряют еще 77 миллиардов. И конца потерям не видно — в 2021 индустрия «сожжёт» еще 60-70 миллиардов долларов. И будет терять деньги дальше, как минимум до 2025.

Что означают эти цифры? Они означают, что пассажирские перевозки в нынешнем масштабе не нужны потребителям. Не нужны экономике. И не факт, что будут нужны в среднесрочной перспективе.

Что делают правительства? Они заливают авиаперевозчиков бюджетными деньгами. Гальванизируют труп, так сказать. За 3 квартала 2020 объем поддержки составил 162 миллиарда долларов! При том, что за тот же период 2019 выручка авиаперевозчиков составила немногим более 400 млрд. долларов.

Еще 20 млрд. долларов субсидий добавили поставщики. Но их мы судить строго не будем — по сути, они в одной лодке с пострадавшими авиакомпаниями. А вот к действиям государства есть вопросы.

Да, если не обуздывать силы созидательного разрушения, они могут натворить больше бед, чем пользы. Каскад неплатежей, спад инвестиционной активности, подавленные потребительские ожидания — всё это общесистемные эффекты, которые затрагивают все, даже самые эффективные предприятия и могут создать порочный круг, угнетающий экономику долгие годы. «Потерянные десятилетия» могут возникнуть не только из-за политики «зомбификации», но и из-за недостаточной государственной поддержки: это случилось, напрмер, в 1929-1940 в США и ряде европейских стран.

Но есть разница между купированием негативных последствий и намеренной консервацией неэффективности. Так, одни только Соединенные Штаты потратили 25 миллиардов долларов на прямое субсидирование зарплат авиаперсонала с условием, что люди останутся в штате. Еще 25 миллиардов могли быть получены по общим программам помощи, условием которых тоже было сохранение занятости.

То есть власти тратили деньги только на то, чтобы люди сидели на месте и не могли уйти на новую работу! Есть печально известное изречение Джона Кейнса: “государство должно платить людям деньги за то, чтобы рыть в земле ямы и потом их закапывать“. По своей бессмысленности и даже вредности нынешняя инициатива американского правительства может поспорить с кейнсианской идеей.

Казнить нельзя, зомбировать


А ведь на рынке труда — даже в условиях карантинов — было и есть немало областей, где требуются новые рабочие руки (и головы). Работодатели жалуются на острую нехватку специалистов в области новых технологий — разработка ПО, машинное обучение, телекоммуникации. Сидение без работы могло бы подтолкнуть условную бортпроводницу круто изменить свою карьеру — и приобрести востребованную специальность.

Благо прогресс позволяет изменить баланс созидания и разрушения в сторону первого: онлайн-обучение облегчает доступ к новым навыкам всем без исключения, и пандемия здесь не помеха. А среднее время обучение на онлайн-курсах по направлениям, связанным с большими данными и ИИ, не самым простым, не превышает трех месяцев — меньше, чем авиаперсонал уже отсидел без работы. Кроме того, интернет-платформы по поиску вакансий и удаленная работа еще больше расширяют возможности трудоустройства.

По большому счету, идти учиться кодировать — лишь один (и довольно радикальный) из возможных вариантов продолжения работы. Дефицит, например, есть и среди медицинского персонала, и в десятках других отраслей. Важно, что в таких сценариях рабочая сила не сидит мертвым грузом в неэффективных отраслях, а востребована и работает на благо экономики.

Хуже всего, что одними стюардессами дело не ограничилось. Масштабная программа субсидирования, привязанная к уровню занятости на конкретном предприятии, была запущена Соединенными Штатами по всей экономике. Подобные же меры были приняты во многих странах Европы. И Россия пошла по тому же пути, хотя размер этой программы у нас не настолько большой.



Грустная ирония в том, что все усилия по «зомбификации» лишь оттягивают неизбежное. Бесконечно платить зарплату людям, для которых нет работы, не получится. Это понимают и власти. Это понимают и сами компании — и готовят многотысячные увольнения сразу же, как только государственные деньги иссякнут.

Казалось бы, есть и шаги в нужном направлении. В отличие от кризиса-2008, когда деньги вливались в основном в компании (многие из которых были не в состоянии стоять на ногах), сейчас правительства решились на несколько новаторских мер, прямо помогающих людям. В тех же США было сильно (и даже слишком сильно) увеличено пособие по безработице, само пособие расширено на самозанятых, была осуществлена единоразовая выплата широким слоям населения. Власти наконец-то прислушались к экономистам, твердящим: надо беречь не рабочие места в неэффективных компаниях, а уровень дохода граждан.

Технически щедрое — но ниже зарплаты на прежнем месте — пособие по безработице позволит избежать «зомбификации» при том же самом уровне государственных расходов. Вдобавок разумно стимулировать мобильность работников — в частности, субсидируя программы переобучения и даже поощряя вынужденных «студентов» деньгами. А также давая небольшие субсидии компаниям за найм работников — поощряя точки роста, а не точки консервации неэффективности. Способов активной помощи созидательным силам множество - но все они требуют более активных и продуманных действий государства, а не просто заливания кризиса деньгами.

К сожалению, подобная политика так и осталась лишь эпизодической. И благодарить за «светлые моменты» надо не столько разумность властей, сколько гигантский, беспрецедентный объем государственных антикризисных программ, в которых нашлись средства и для таких подходов.

Но общий курс на сдерживание сил созидательного разрушения не изменился. А судя по дальнейшему смягчению и без того сверхмягкой монетарной политики — только усилился. Так что старания по оздоровлению экономики рискуют утонуть в триллионах, пущенных на «зомбификацию». По старому сценарию. Который в 2010-ых уже привел к самому сильному замедлению темпов роста производительности труда.


/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter