Итоги бизнес-завтрака с руководством Ozon » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Итоги бизнес-завтрака с руководством Ozon

15 сентября 2022 Тинькофф Банк | Ozon
В прошлую пятницу CFO компании Игорь Герасимов провел встречу с аналитиками по итогам результатов второго квартала. Об отчете компании мы писали ранее.

Встреча прошла в формате Q&A в свободной форме. На ней присутствовали аналитики Сбера, УК Первая, Газпромбанка, компаний Альфа Капитал, Ренессанс Капитал и многих других. На встрече были и аналитики Тинькофф Инвестиций.

Безубыточность и удержание рентабельности — вопрос номер один

Дискуссия началась с вопроса об удержании маржинальности и росте товарооборота за год. Компания отметила, что обозначенный ранее таргет (80% роста GMV по итогам 2022 года) сохраняется. А вот доля прямых продаж продолжает тенденцию на уменьшение в структуре товарооборота и в перспективе снизится до менее чем 20%. Напомним, что компании удалось выйти на безубыточность по EBITDA в минувшем квартале. Это стало возможным благодаря оптимизации расходов и росту утилизации объектов инфраструктуры, доли продаж сторонних ритейлеров (3P), выручки от высокомаржинальных сервисов (реклама), а также смешанной (blended) ставки комиссий.

Менеджмент также заявил, что намерен удерживать маржу валовой прибыли к товарообороту на стабильном уровне. По итогам второго квартала уровень маржи находится в пределах 19—20%.

Консолидация рынка

Компания отметила, что рынок e-commerce, скорее всего, ждет консолидация, где могут остаться два крупных лидера, а остальные сильно отстанут.

Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объ­ем рос­сий­ско­го рын­ка e-commerce за первые шесть месяцев 2022 года дос­тиг 2,3 трлн рублей, что в полтора раза больше, чем год назад. На начало 2022 года доля электронной коммерции в общей рознице составляла около 9,2%, а по итогам полугодия уже превышает 11,2%. До этого рекорд был установлен в первом полугодии 2020 года на фоне пандемии — 10,9%.

Итоги бизнес-завтрака с руководством Ozon


Доля крупнейших игроков на рынке онлайн-продаж (Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, AliExpress и СберМегаМаркет) в 2021 году составляла 39,7%, а в первой половине 2022 года уже выросла до 47,9%. Переток потребителей из офлайна в онлайн продолжается, что способствует росту онлайн-продаж даже тогда, когда в целом розничная торговля падает.

Ozon продолжит делать акцент на росте бизнеса, вкладывая средства, которые удалось сэкономить за счет оптимизации расходов (в том числе маркетинговых). Наращивать долю рынка компания сможет за счет увеличения пользовательской базы и частоты покупок, которая показала хороший рост (и сейчас составляет в среднем 11 покупок в год на одного активного покупателя), но все еще ниже западных аналогов и имеет потенциал роста.

Прозвучал вопрос и касательно категорий товаров на маркетплейсе. Категория одежды будет расти как минимум с таким же темпом, как и в минувшем квартале: количество уникальных наименований товаров в этой категории по итогам второго квартала выросло более чем в пять раз и превысило 34 млн. Пожар на складе компании, который случился в августе, окажет некоторое разовое негативное влияние по итогам третьего квартала. Напомним, что товары и оборудование на складе были застрахованы на сумму порядка 11 млрд рублей.

Ближайший непубличный конкурент — компания Wildberries (Ягодки) является абсолютным лидером в сегменте одежды. Но Ozon не стремится значительно смещать структуру ассортимента в сторону той или иной категории: компания преследует модель мультикатегорийности. Ozon также наращивает ассортимент товаров под собственным брендом: в 2022 году компания запустила собственный бренд одежды Hola и ТВ-бренд Hartens.

Сегмент электроники удерживает самую большую долю в обороте (более 20%), прежде всего за счет высокого чека заказа. Также выросли доли в сегменте одежды и товаров для дома, но снизилась доля сегмента книг. Значительных структурных изменений в товарообороте нет.

Что с регионами

Москва занимает в структуре товарооборота менее 20%. И компания сейчас делает акцент именно на локальной региональной инфраструктуре, которая на данный момент утилизирована меньше, чем в Москве.

Складские мощности

Компания ожидает прироста складских мощностей и площадей в 2023 году, прогнозов касательно уровня капитальных затрат по итогам года пока нет. Напомним, что по итогам второго квартала капитальные затраты показали рост на 85% год к году, до 7,3 млрд рублей.

Если разбить товарооборот по логистическим моделям, то около 40% размещается на складах компании и доставляется оттуда, эта доля будет в дальнейшем расти (FBO). Доставка Ozon со склада продавца (FBS) — это еще 40%, и оставшиеся 20% — это доставка силами продавца (сторфронт-модель). Следовательно, около 40% и больше товарооборота нуждается в хранении на складах компании, что требует дополнительных вложений в капитальные затраты. Ozon также отметил, что лишь 10% складов находится в собственности компании, остальные он арендует.

Ритейлер не управляет оборачиваемостью товаров, соответственно, выручка регулируется только через тарифообразование. Если товар окупается через текущие ставки (take rate), то он продолжает храниться на складе компании. Как правило, модель FBO (fulfillment by Ozon) является самой быстрой с точки зрения оборачиваемости товара.

Рекламная выручка

Перспективы роста рекламной выручки ритейлера полностью зависят от уровня монетизации и времени нахождения пользователя в приложении. Более половины продавцов активно используют рекламные инструменты. Напомним, что по итогам второго квартала выручка от рекламы (входит в состав сервисной выручки) выросла в три раза с прошлого года.

Оборотный капитал

Свободный денежный поток компании и, в частности, поток от операционной деятельности остается в отрицательной зоне. В последнем квартале мы видели улучшение показателя по сравнению как с прошлым годом, так и с первым кварталом текущего года, в том числе за счет положительной динамики операционного убытка. Однако это улучшение было в определенной степени нивелировано оттоком оборотного капитала в части кредиторской задолженности, которая сократилась год к году.

Компания связывает это с сезонностью бизнеса. Как правило, значительная часть оборота приходится на второе полугодие. В состав кредиторской задолженности входят платежи за товары, приобретенные от поставщиков (мерчантов), а также платежи селлерам (продавцам) на маркетплейсе. В четвертом квартале у компании значительный приток денежных средств (высокий сезон продаж в ноябре-декабре), а отток, как правило, происходит в первом квартале следующего года, когда ритейлер расплачивается с поставщиками и продавцами.

В основном выплаты мерчантам фиксированные (два раза в месяц), но в высокий сезон (четвертый квартал) масштаб растет из-за больших продаж. За высокие продажи четвертого квартала компания обычно расплачивается в первом (в том числе по 1P). Сокращение кредиторской задолженности во втором квартале — это временный тренд, который связан в большей степени с модификацией работы с 1P-поставщиками (поменялись условия из-за ухода брендов, перехода к новым поставщикам с другими условиями и так далее).

Параллельный импорт

Сейчас многие ритейлеры открывают для себя возможность параллельного импорта как одну из немногих альтернатив для поддержания ассортимента товаров. По оценкам экспертов, ввиду роста издержек на ввоз такой продукции увеличение стоимости товара для конечного потребителя может составить от 5% до 50%. Ozon отметил, что сильного роста цен на ввозимые таким образом товары не наблюдается. Стоимость по параллельному импорту значительно коррелирует с курсом доллара к рублю, который сейчас гораздо ниже весенних уровней.

Однако сама модель на рынке пока еще требует настройки и в настоящий момент только начинает работу.

Открытие офиса в Стамбуле

Недавно стало известно, что Ozon открыл офис в Стамбуле. Компания отметила, что турецкие мерчанты хотят продавать свои товары российским потребителям. Для компании это возможность открыть путь прямого импорта и расширить ассортимент продукции.

Такая модель сотрудничества не требует больших вложений: необходимости строить склады в Стамбуле нет. Компания сотрудничает с ведущими логистическими операторами в Турции и интегрируется с ними, что позволяет ускорить доставку товаров в РФ без капитальных вложений.

Ozon также позитивно оценивает перспективы развития в странах СНГ, запуска там собственной логистики, франчайзинговых решений и сортировочных мощностей.

Конвертируемые облигации

Напомним, что после приостановки торгов АДР на Nasdaq (8 марта 2022 года) произошел делистинг. Держатели получили право требовать от компании выкупа своих облигаций. Ozon вступил в переговоры со Специальным комитетом держателей облигаций и их консультантами касательно возможной долгосрочной реструктуризации финансовой задолженности.

Компания опубликовала 13 сентября на своем сайте дополнительную информацию о конвертируемых облигациях на сумму $750 млн со сроком погашения в 2026 году, которые выпустила кипрская холдинговая компания группы Ozon Holdings PLC.

Как сообщалось ранее, 1 июня 2022 года компания заключила так называемое соглашение о моратории для облегчения процесса реструктуризации облигаций со Специальной группой держателей облигаций и аналогичное российское соглашение с некоторыми российскими держателями. Соглашения вступили в силу 1 июня 2022 года и первоначально должны были прекратить свое действие 30 августа 2022 года, но с возможностью продления.

Как сообщается в пресс-релизе компании от 31 августа 2022 года, стороны воспользовались этой возможностью и изменили дату прекращения действия соглашения до 13 сентября 2022 года. Сейчас стороны договорились еще об одном продлении, до 20 сентября 2022 года. Компания подходит к завершающей стадии переговоров об условиях долгосрочной реструктуризации облигаций с рядом держателей и рассчитывает достичь договоренности в течение текущего финансового года.

На встрече CFO отметил, что доля российских инвесторов в структуре держателей конвертируемых облигаций довольно большая.

ГДР

Головная компания группы расположена на Кипре, а расписки компании торгуются на Nasdaq и на Мосбирже. Торги на Nasdaq были приостановлены 8 марта 2022 года, но расписки компании все так же доступны российским инвесторам на Мосбирже.

Ozon является иностранной компанией, которая ведет свою экономическую деятельность на территории РФ. Под закон о делистинге расписки компании не подпадают, но зарубежная регистрация головной компании остается риском для котировок.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter