Текст написан в соавторстве с Алексеем Воробьевым, заместителем руководителя управления аналитических исследований «ВТБ капитал управление активами»
В апрельском обзоре перспектив развития мировой экономики МВФ пересмотрел макроэкономические прогнозы, повысив прогноз темпов инфляции и сохранив без изменений прогноз темпов экономического роста. Одновременно фонд предсказывает сохранение высоких цен на нефть вследствие сокращения предложения, что в условиях роста спроса со стороны стран с развивающейся экономикой будет сопровождаться умеренным нарастанием общего дефицита нефти. Рост мировых цен на нефть выступает настолько тревожным сигналом для мировой экономики, что даже позволил экономистам МВФ вспомнить о «призраке» стагфляции, имевшей место в 70-е гг. прошлого столетия.
Тогда энергетический кризис, связанный сначала с нефтяным эмбарго отдельных стран ОПЕК на поставки в страны Запада, а затем с Иранской революцией, взвинтил мировые цены на нефть, способствовал росту глобальной инфляции до двузначных значений и существенно сократил темпы роста мировой экономики. Одновременно процикличная денежно-кредитная политика развязала руки центральным банкам в борьбе с инфляцией, простимулировав значительный рост процентных ставок.
Сейчас геополитическая напряженность на Ближнем Востоке и в Северной Африке формирует ожидания возможного шока предложения нефти. Одновременно с этим экспансионистская денежно-кредитная политика ведущих центральных банков формирует притоки спекулятивного капитала на сырьевые рынки. Агрегированная стоимость сырья, практически достигнув исторического пика 2008 г., формирует предпосылки для сокращения спроса вследствие замедления экономического роста стран — импортеров сырья. Это создает угрозу для весьма хрупкого процесса восстановления глобального экономического роста в целом. Действительно ли мировая экономика вступает на скользкий путь стагфляции или это пока лишь призрак?
Экономические циклы на самом деле не синхронизированы и неоднородны. На нашей карте оценки глобального экономического цикла появляется все больше очагов инфляционного роста, угрожающего перейти в цикл стагфляции — замедления или сокращения экономического роста при ускорении инфляции. По нашим оценкам, в цикле инфляционного роста находятся Германия, Канада, а также мировая экономика в целом. В цикл стагфляции могут перейти или уже перешли экономики Китая, Японии и Великобритании. В благоприятном цикле низкоинфляционного роста остается все меньше стран, среди которых пока еще находятся США, а также ряд стран латиноамериканского региона.
Рост инфляции требует адекватных действий со стороны денежно-кредитных властей, формируя рыночные ожидания роста процентных ставок в краткосрочной перспективе. Однако денежно-кредитная политика центральных банков довольно дифференцирована. Развивающиеся рынки поддерживают цикл роста процентных ставок и сокращения ликвидности финансовых рынков. Процесс роста ставок набирает обороты в странах БРИК. Вслед за центральными банками Бразилии, Индии и Китая к ужесточению денежно-кредитной политики перешел Банк России. Мы ожидаем дальнейшего роста процентных ставок и повышения нормативов обязательного резервирования для российских банков.
Развитые рынки, наоборот, остаются в цикле низких процентных ставок очень долго, однако и здесь возрастают опасения. В ответ на инфляцию ЕЦБ повысил процентные ставки в апреле, а Банк Англии готов пойти на первое повышение уже во II квартале текущего года. ФРС США сохраняет ультрамягкую денежно-кредитную политику, намереваясь поддерживать нулевые процентные ставки и меры количественного смягчения до середины 2011 г., однако и здесь среди участников нет единого мнения относительно дальнейшей целесообразности такого подхода.
Помимо инструментов денежно-кредитной политики немаловажное значение в целях долгосрочной борьбы с инфляцией приобретают инструменты бюджетной политики. Общепринято, что чрезмерная долговая нагрузка на центральные правительства сопровождается ускорением инфляции и стагнацией или замедлением темпов экономического роста. Для развитых стран соотношение госдолг/ВВП, с которого начинаются опасные стагфляционные тенденции, составляет 90% и выше, в то время как для развивающихся стран этот порог начинается с более низкого уровня — 60%. Вопрос сокращения госдолга особенно актуален для развитых стран, крупнейшие из которых либо преодолели опасную отметку, либо близки к ней (у США, например, — 92,8%, у Великобритании — 81,3% по итогам 2010 г.). Повышение фискальной нагрузки и оптимизация государственных расходов, а не печатание новых денег — вот наиболее эффективные меры по снижению угрожающих дефицитов и долговой нагрузки государственного сектора в долгосрочной перспективе.
На наш взгляд, стратегия выхода из государственных стимулирующих мер, предложенная частному сектору в разгар кредитного кризиса и на время отодвинутая с повестки дня, сегодня, как никогда, актуальна. Своевременное применение инструментов денежно-кредитной и бюджетной политики позволит вовремя предотвратить инфляционный перегрев и глобальный переход к неблагоприятному циклу стагфляции. В условиях неоднородности экономических циклов и дифференцированной денежно-кредитной политики регуляторов перед инвесторами встают новые задачи, решение которых лежит в плоскости глобализации инвестиционных портфелей, формирования стратегий хеджирования, использования структурированных продуктов с защитой капитала и т. д. Своевременная экспертиза финансовых рынков в сочетании с широкой инфраструктурой инвестиционных инструментов позволяет находить верные решения в условиях любого экономического цикла, даже такого неблагоприятного, как стагфляция.
Владимир Потапов, руководитель бизнеса портфельных инвестиций «ВТБ капитал управление активами»
https://t.me/omyinvestments (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В апрельском обзоре перспектив развития мировой экономики МВФ пересмотрел макроэкономические прогнозы, повысив прогноз темпов инфляции и сохранив без изменений прогноз темпов экономического роста. Одновременно фонд предсказывает сохранение высоких цен на нефть вследствие сокращения предложения, что в условиях роста спроса со стороны стран с развивающейся экономикой будет сопровождаться умеренным нарастанием общего дефицита нефти. Рост мировых цен на нефть выступает настолько тревожным сигналом для мировой экономики, что даже позволил экономистам МВФ вспомнить о «призраке» стагфляции, имевшей место в 70-е гг. прошлого столетия.
Тогда энергетический кризис, связанный сначала с нефтяным эмбарго отдельных стран ОПЕК на поставки в страны Запада, а затем с Иранской революцией, взвинтил мировые цены на нефть, способствовал росту глобальной инфляции до двузначных значений и существенно сократил темпы роста мировой экономики. Одновременно процикличная денежно-кредитная политика развязала руки центральным банкам в борьбе с инфляцией, простимулировав значительный рост процентных ставок.
Сейчас геополитическая напряженность на Ближнем Востоке и в Северной Африке формирует ожидания возможного шока предложения нефти. Одновременно с этим экспансионистская денежно-кредитная политика ведущих центральных банков формирует притоки спекулятивного капитала на сырьевые рынки. Агрегированная стоимость сырья, практически достигнув исторического пика 2008 г., формирует предпосылки для сокращения спроса вследствие замедления экономического роста стран — импортеров сырья. Это создает угрозу для весьма хрупкого процесса восстановления глобального экономического роста в целом. Действительно ли мировая экономика вступает на скользкий путь стагфляции или это пока лишь призрак?
Экономические циклы на самом деле не синхронизированы и неоднородны. На нашей карте оценки глобального экономического цикла появляется все больше очагов инфляционного роста, угрожающего перейти в цикл стагфляции — замедления или сокращения экономического роста при ускорении инфляции. По нашим оценкам, в цикле инфляционного роста находятся Германия, Канада, а также мировая экономика в целом. В цикл стагфляции могут перейти или уже перешли экономики Китая, Японии и Великобритании. В благоприятном цикле низкоинфляционного роста остается все меньше стран, среди которых пока еще находятся США, а также ряд стран латиноамериканского региона.
Рост инфляции требует адекватных действий со стороны денежно-кредитных властей, формируя рыночные ожидания роста процентных ставок в краткосрочной перспективе. Однако денежно-кредитная политика центральных банков довольно дифференцирована. Развивающиеся рынки поддерживают цикл роста процентных ставок и сокращения ликвидности финансовых рынков. Процесс роста ставок набирает обороты в странах БРИК. Вслед за центральными банками Бразилии, Индии и Китая к ужесточению денежно-кредитной политики перешел Банк России. Мы ожидаем дальнейшего роста процентных ставок и повышения нормативов обязательного резервирования для российских банков.
Развитые рынки, наоборот, остаются в цикле низких процентных ставок очень долго, однако и здесь возрастают опасения. В ответ на инфляцию ЕЦБ повысил процентные ставки в апреле, а Банк Англии готов пойти на первое повышение уже во II квартале текущего года. ФРС США сохраняет ультрамягкую денежно-кредитную политику, намереваясь поддерживать нулевые процентные ставки и меры количественного смягчения до середины 2011 г., однако и здесь среди участников нет единого мнения относительно дальнейшей целесообразности такого подхода.
Помимо инструментов денежно-кредитной политики немаловажное значение в целях долгосрочной борьбы с инфляцией приобретают инструменты бюджетной политики. Общепринято, что чрезмерная долговая нагрузка на центральные правительства сопровождается ускорением инфляции и стагнацией или замедлением темпов экономического роста. Для развитых стран соотношение госдолг/ВВП, с которого начинаются опасные стагфляционные тенденции, составляет 90% и выше, в то время как для развивающихся стран этот порог начинается с более низкого уровня — 60%. Вопрос сокращения госдолга особенно актуален для развитых стран, крупнейшие из которых либо преодолели опасную отметку, либо близки к ней (у США, например, — 92,8%, у Великобритании — 81,3% по итогам 2010 г.). Повышение фискальной нагрузки и оптимизация государственных расходов, а не печатание новых денег — вот наиболее эффективные меры по снижению угрожающих дефицитов и долговой нагрузки государственного сектора в долгосрочной перспективе.
На наш взгляд, стратегия выхода из государственных стимулирующих мер, предложенная частному сектору в разгар кредитного кризиса и на время отодвинутая с повестки дня, сегодня, как никогда, актуальна. Своевременное применение инструментов денежно-кредитной и бюджетной политики позволит вовремя предотвратить инфляционный перегрев и глобальный переход к неблагоприятному циклу стагфляции. В условиях неоднородности экономических циклов и дифференцированной денежно-кредитной политики регуляторов перед инвесторами встают новые задачи, решение которых лежит в плоскости глобализации инвестиционных портфелей, формирования стратегий хеджирования, использования структурированных продуктов с защитой капитала и т. д. Своевременная экспертиза финансовых рынков в сочетании с широкой инфраструктурой инвестиционных инструментов позволяет находить верные решения в условиях любого экономического цикла, даже такого неблагоприятного, как стагфляция.
Владимир Потапов, руководитель бизнеса портфельных инвестиций «ВТБ капитал управление активами»
https://t.me/omyinvestments (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу