30 мая 2011 Архив Якимкин Василий
Недавно вышедшие данные ВВП Японии показали, что рост этого индикатора второй квартал подряд находится в отрицательной зоне, что подпадает под определение рецессии. Одна из мощнейших экономик мира, третья по величине, скатилась обратно в рецессию после катаклизмов и разрушений, вызванных землетрясением и цунами в марте 2011 г. Валовой национальный продукт сократился на 0,9% в первые три месяца 2011 г., при этом в годовом исчислении сокращение составило 3,7%. При этом большинство аналитиков ожидали в годовом исчислении снижение около 2%.
Напомним, что в четвертом квартале 2010 г. падение ВВП составило 0,8%. Прирост ВВП за весь 2010 г. в Японии составил 2,2% против 4,9% кварталом ранее. Дефлятор ВВП составил 1,6%. Положительная динамика в 4 квартале 2010 г. была замечена только в инвестициях, которые составили +0,4% к ВВП, однако столько же (-0,4% к ВВП) составил спад личного потребления. Чистый экспорт сократил ВВП на 0,2%, а сокращение госрасходов отобрало у ВВП ещё 0,3%. С понижением были пересмотрены: личное потребление, инвестиции и экспорт.
Таким образом, рост ВВП за 2010 г. в Японии был вызван только двумя основными факторами: экспортом и инвестициями.
Многие эксперты считают, что главной причиной, по которой Страна Восходящего Солнца вновь демонстрирует спад экономики, стали природные и техногенные катаклизмы 11 марта, унесшее жизни около 16 тысяч человек. На ликвидацию последствий катастрофы кабинет министров выделил более четырех триллионов иен (более 50 миллиардов долларов США). Как следствие, в бюджет Японии заложили беспрецедентный объем госрасходов, который составит рекордные 92,4 триллиона иен (более $1,1 триллиона). Рост госдолга страны ускорился (он уже сейчас превышает ВВП более, чем в два раза и составляет около 10,5 триллионов долларов США). Такой огромный объем государственных расходов вызывал в кабинете министров Японии слабые надежды, что это стимулирует экономический рост. Опять же на волне патриотических чувств многие домохозяйства могли бы репатриировать свои капиталы из-за рубежа и вложить их в развитие национальной экономики. Пока такие надежды не оправдываются. Вот уже второй месяц в стране наблюдается сокращение частного потребления на 0,6%. По мнению аналитиков, потребление и экспорт оказались среди наиболее пострадавших. Напомним, что частное потребление составляет почти 60% от японского ВВП.
Неделю назад (19.05.2011 г.) японский министр экономики Каору Есано высказал мнение, что экономика Японии останется слабой на ближайшие недели. Тем не менее, господин Есано надеется, что ограничения в области поставок были вызваны нарушениями технологических цепочек и последующей за этим реконструкцией спроса, что, в недалеком будущем, будет стимулировать рост. То есть, он в конце концов уверен, что у экономики страны есть силы, чтобы оправиться от понесенного страшного урона. Действительно, мартовские данные по заказам на продукцию машиностроения снизились на 10,0% в месячном исчислении и на 8,0% в годовом (против прогнозов экспертов +2,9% в месяц и +6,8% в год).
На мой взгляд, страна столкнулось с кластером проблем, вызванных прошедшими катаклизмами. Об этом свидетельствует и падение в апреле японского индекса потребительского доверия до отметки 33,1 пункта, а это заметно ниже уровня 50 пунктов, что говорит о потребительском пессимизме в стране.
Опираясь на уровень падения розничных продаж и расходов домашних хозяйств в марте 2011 г., потребление оказалось в лидерах отрицательного вклада в темпы роста ВВП за январь-март 2011 г. Во многом, как уже было отмечено, это связано с повреждением цепочек поставок, что также сказалось и на торговле - вторым по величине компонентом вклада в отрицательный темп роста ВВП. Достаточно вспомнить, что экспорт составлял 13,5%, а импорт 12,7% ВВП страны в 2009 г. Землетрясения и цунами подрезали экспорт, в то время как расходы на импорт выросли, в том числе и из-за высоких цен на сырьевые товары. В итоге активное сальдо торгового баланса Японии в марте 2011 г. снизилось на 34,3% по сравнению с тем же месяцем 2010г.
Поэтому одним из важнейших экономических вопросов является восстановление объемов экспорта за счет «излечивания» поврежденных линий производства и цепочек поставок. Что касается импорта, то рост спроса на нефть и газ, чтобы компенсировать снижение поставок ядерной энергии, вряд ли будет исчезать в ближайшее время.
После того, как восстановление начнет набирать обороты, в стране необходимо провести реконструкцию спроса, с целью его позитивного влияния на экономику. Но это может произойти не скоро: в лучшем случае в конце этого года. Поэтому не следует ожидать позитивных сдвигов в макроэкономике страны во втором квартале текущего года.
Недавнее майское двухдневное заседание Центробанка страны показало, что регулятор обеспокоен постепенным сокращением экономической мощи Японии. Банк Японии продолжает заниматься накачкой миллиардов долларов в финансовую систему страны для стабилизации экономики, то есть он продолжает придерживаться своей ультра-мягкой денежно-кредитной политики. Как и ожидалось, ЦБ Японии оставил базовые процентные ставки в стране без изменений на самом низком уровне в диапазоне от 0,0% до 0,1%. То есть японская иена по-прежнему остается основной валютой фондирования на глобальных финансовых рынках мира. В то же время многие хедж-фонды перестают ее рассматривать как «спасительную гавань» в период пертурбаций и катастроф, что, естественно, заметно ограничивает возможное ралли по ней. Возможно, этот тревожный симптом отражает тот факт, что Страна восходящего солнца стоит на пороге серьезного долгового кризиса.
Серьезные ухудшения состояния рынка суверенного долга Японии вкупе с нагрянувшей рецессией могут создать такую «гремучую смесь», которая серьезно усугубит положение страны и ее рядовых граждан. А если сюда добавить катастрофическое старение населения страны и невнятную демографическую политику, то состояние третьей экономики мира начинает беспокоить в большей степени, чем ожидание дефолта Греции, например, или Португалии вместе с Ирландией.
Недаром недавно рейтинговое агентство Standard & Poor’s понизило кредитный рейтинг Японии. Однако динамика финансовых рынков, и в первую очередь облигаций японских корпораций, свидетельствуют о том, что сообщество инвесторов не верит в кредитные угрозы со стороны Японии. Облигации не падают в цене, а кредитные дефолтные свопы, защищающие государственные долговые бумаги, в день понижения агентством S&P рейтинга Японии вернулись в долгосрочный канал, в котором они торговались до природных катаклизмов в стране.
Похоже, долг Японии никого из рыночных игроков особо и не пугает — посмотрите на доходность 10 летних государственных облигаций Японии, которая по прежнему держится в диапазоне 1,0% - 1,2%. Почему же инвесторы не видят озабоченности S&P? Возможно из-за того, что в последнее время рейтинговые агентства «плетутся» в хвосте прошедшего кризиса. Вероятно, в Азии к их прогнозам уже не прислушиваются.
Рыночная беспечность вызывает большую тревогу. Сложно думать по-другому, читая репортажи с места событий вблизи Сендая или Натори. Проблемы, преследовавшие страну до катаклизма, сейчас лишь усилились. В районах, по которым прошло цунами, особенно обострилась проблема стареющего населения. Она коррелирует с деградацией экономики сельскохозяйственных областей страны. Вопрос не в том, как восстанавливать разрушенные регионы, вопрос есть ли в этом смысл? И когда начинать? На этот счет на северо-востоке Японии люди говорят, что они могут потерпеть еще несколько месяцев. Если приплюсовать сюда «до кучи» еще и проблемы АЭС на Фукусиме, то становится понятно страшное пророчество главы ЦБ Японии Маасаки Сиракава о том, что "экономике грозит серьезное охлаждение". Более серьезное, чем последняя рецессия начала 2009 г. на волне мирового кризиса, из которой страна уже к концу 2009 г. уверенно вышла.
Большое беспокойство вызывает невысокая экономическая активность вкупе с затратами на восстановление разрушенных земель. Нужны будут новые займы, что приведет к эмиссии новых облигаций. Однако, как было отмечено выше, ввиду того, что долг уже превышает ВВП почти в два раза и имеет тенденцию резко ускориться, инвесторы в конце концов могут озаботиться новыми японскими заимствованиями. Инвесторы могут отказаться брать гособлигации с текущими доходностями у страны с такими долгами и стареющим населением, что, в конце концов, заставит ее искать другие формы финансирования. А это может крайне негативно сказаться на рынке казначейских обязательств США, если правительство Японии решит извлечь с этого рынка свои деньги. Вот тогда рецессия в Японии может стать катализатором более серьезных событий в экономиках всех стран мира
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Напомним, что в четвертом квартале 2010 г. падение ВВП составило 0,8%. Прирост ВВП за весь 2010 г. в Японии составил 2,2% против 4,9% кварталом ранее. Дефлятор ВВП составил 1,6%. Положительная динамика в 4 квартале 2010 г. была замечена только в инвестициях, которые составили +0,4% к ВВП, однако столько же (-0,4% к ВВП) составил спад личного потребления. Чистый экспорт сократил ВВП на 0,2%, а сокращение госрасходов отобрало у ВВП ещё 0,3%. С понижением были пересмотрены: личное потребление, инвестиции и экспорт.
Таким образом, рост ВВП за 2010 г. в Японии был вызван только двумя основными факторами: экспортом и инвестициями.
Многие эксперты считают, что главной причиной, по которой Страна Восходящего Солнца вновь демонстрирует спад экономики, стали природные и техногенные катаклизмы 11 марта, унесшее жизни около 16 тысяч человек. На ликвидацию последствий катастрофы кабинет министров выделил более четырех триллионов иен (более 50 миллиардов долларов США). Как следствие, в бюджет Японии заложили беспрецедентный объем госрасходов, который составит рекордные 92,4 триллиона иен (более $1,1 триллиона). Рост госдолга страны ускорился (он уже сейчас превышает ВВП более, чем в два раза и составляет около 10,5 триллионов долларов США). Такой огромный объем государственных расходов вызывал в кабинете министров Японии слабые надежды, что это стимулирует экономический рост. Опять же на волне патриотических чувств многие домохозяйства могли бы репатриировать свои капиталы из-за рубежа и вложить их в развитие национальной экономики. Пока такие надежды не оправдываются. Вот уже второй месяц в стране наблюдается сокращение частного потребления на 0,6%. По мнению аналитиков, потребление и экспорт оказались среди наиболее пострадавших. Напомним, что частное потребление составляет почти 60% от японского ВВП.
Неделю назад (19.05.2011 г.) японский министр экономики Каору Есано высказал мнение, что экономика Японии останется слабой на ближайшие недели. Тем не менее, господин Есано надеется, что ограничения в области поставок были вызваны нарушениями технологических цепочек и последующей за этим реконструкцией спроса, что, в недалеком будущем, будет стимулировать рост. То есть, он в конце концов уверен, что у экономики страны есть силы, чтобы оправиться от понесенного страшного урона. Действительно, мартовские данные по заказам на продукцию машиностроения снизились на 10,0% в месячном исчислении и на 8,0% в годовом (против прогнозов экспертов +2,9% в месяц и +6,8% в год).
На мой взгляд, страна столкнулось с кластером проблем, вызванных прошедшими катаклизмами. Об этом свидетельствует и падение в апреле японского индекса потребительского доверия до отметки 33,1 пункта, а это заметно ниже уровня 50 пунктов, что говорит о потребительском пессимизме в стране.
Опираясь на уровень падения розничных продаж и расходов домашних хозяйств в марте 2011 г., потребление оказалось в лидерах отрицательного вклада в темпы роста ВВП за январь-март 2011 г. Во многом, как уже было отмечено, это связано с повреждением цепочек поставок, что также сказалось и на торговле - вторым по величине компонентом вклада в отрицательный темп роста ВВП. Достаточно вспомнить, что экспорт составлял 13,5%, а импорт 12,7% ВВП страны в 2009 г. Землетрясения и цунами подрезали экспорт, в то время как расходы на импорт выросли, в том числе и из-за высоких цен на сырьевые товары. В итоге активное сальдо торгового баланса Японии в марте 2011 г. снизилось на 34,3% по сравнению с тем же месяцем 2010г.
Поэтому одним из важнейших экономических вопросов является восстановление объемов экспорта за счет «излечивания» поврежденных линий производства и цепочек поставок. Что касается импорта, то рост спроса на нефть и газ, чтобы компенсировать снижение поставок ядерной энергии, вряд ли будет исчезать в ближайшее время.
После того, как восстановление начнет набирать обороты, в стране необходимо провести реконструкцию спроса, с целью его позитивного влияния на экономику. Но это может произойти не скоро: в лучшем случае в конце этого года. Поэтому не следует ожидать позитивных сдвигов в макроэкономике страны во втором квартале текущего года.
Недавнее майское двухдневное заседание Центробанка страны показало, что регулятор обеспокоен постепенным сокращением экономической мощи Японии. Банк Японии продолжает заниматься накачкой миллиардов долларов в финансовую систему страны для стабилизации экономики, то есть он продолжает придерживаться своей ультра-мягкой денежно-кредитной политики. Как и ожидалось, ЦБ Японии оставил базовые процентные ставки в стране без изменений на самом низком уровне в диапазоне от 0,0% до 0,1%. То есть японская иена по-прежнему остается основной валютой фондирования на глобальных финансовых рынках мира. В то же время многие хедж-фонды перестают ее рассматривать как «спасительную гавань» в период пертурбаций и катастроф, что, естественно, заметно ограничивает возможное ралли по ней. Возможно, этот тревожный симптом отражает тот факт, что Страна восходящего солнца стоит на пороге серьезного долгового кризиса.
Серьезные ухудшения состояния рынка суверенного долга Японии вкупе с нагрянувшей рецессией могут создать такую «гремучую смесь», которая серьезно усугубит положение страны и ее рядовых граждан. А если сюда добавить катастрофическое старение населения страны и невнятную демографическую политику, то состояние третьей экономики мира начинает беспокоить в большей степени, чем ожидание дефолта Греции, например, или Португалии вместе с Ирландией.
Недаром недавно рейтинговое агентство Standard & Poor’s понизило кредитный рейтинг Японии. Однако динамика финансовых рынков, и в первую очередь облигаций японских корпораций, свидетельствуют о том, что сообщество инвесторов не верит в кредитные угрозы со стороны Японии. Облигации не падают в цене, а кредитные дефолтные свопы, защищающие государственные долговые бумаги, в день понижения агентством S&P рейтинга Японии вернулись в долгосрочный канал, в котором они торговались до природных катаклизмов в стране.
Похоже, долг Японии никого из рыночных игроков особо и не пугает — посмотрите на доходность 10 летних государственных облигаций Японии, которая по прежнему держится в диапазоне 1,0% - 1,2%. Почему же инвесторы не видят озабоченности S&P? Возможно из-за того, что в последнее время рейтинговые агентства «плетутся» в хвосте прошедшего кризиса. Вероятно, в Азии к их прогнозам уже не прислушиваются.
Рыночная беспечность вызывает большую тревогу. Сложно думать по-другому, читая репортажи с места событий вблизи Сендая или Натори. Проблемы, преследовавшие страну до катаклизма, сейчас лишь усилились. В районах, по которым прошло цунами, особенно обострилась проблема стареющего населения. Она коррелирует с деградацией экономики сельскохозяйственных областей страны. Вопрос не в том, как восстанавливать разрушенные регионы, вопрос есть ли в этом смысл? И когда начинать? На этот счет на северо-востоке Японии люди говорят, что они могут потерпеть еще несколько месяцев. Если приплюсовать сюда «до кучи» еще и проблемы АЭС на Фукусиме, то становится понятно страшное пророчество главы ЦБ Японии Маасаки Сиракава о том, что "экономике грозит серьезное охлаждение". Более серьезное, чем последняя рецессия начала 2009 г. на волне мирового кризиса, из которой страна уже к концу 2009 г. уверенно вышла.
Большое беспокойство вызывает невысокая экономическая активность вкупе с затратами на восстановление разрушенных земель. Нужны будут новые займы, что приведет к эмиссии новых облигаций. Однако, как было отмечено выше, ввиду того, что долг уже превышает ВВП почти в два раза и имеет тенденцию резко ускориться, инвесторы в конце концов могут озаботиться новыми японскими заимствованиями. Инвесторы могут отказаться брать гособлигации с текущими доходностями у страны с такими долгами и стареющим населением, что, в конце концов, заставит ее искать другие формы финансирования. А это может крайне негативно сказаться на рынке казначейских обязательств США, если правительство Японии решит извлечь с этого рынка свои деньги. Вот тогда рецессия в Японии может стать катализатором более серьезных событий в экономиках всех стран мира
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу