Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
IPO Global Ports: зачем "Н-Трансу" деньги » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

IPO Global Ports: зачем "Н-Трансу" деньги

Global Ports Investment объявила о намерении провести IPO на LSE. Время для размещения не самое удачное, отмечают аналитики, но, возможно, акционеры хотят привлечь деньги для покупки крупнейшего в РФ железнодорожного контейнерного оператора - ОАО "Трансконтейнер"
7 июня 2011 Финмаркет
Global Ports Investment объявила о намерении провести IPO на LSE. Время для размещения не самое удачное, отмечают аналитики, но, возможно, акционеры хотят привлечь деньги для покупки крупнейшего в РФ железнодорожного контейнерного оператора - ОАО "Трансконтейнер"
Москва. 7 июня. FINMARKET.RU - Global Ports Investment (GPI, входит в группу "Н-Транс") в понедельник объявила о намерении провести IPO на Лондонской фондовой бирже (LSE). Время для размещения не самое удачное, но акционерам компании понадобились средства - возможно, для покупки "Трансконтейнера", считают аналитики.

С низкого старта

В 2010 году российский рынок контейнерных перевозок превзошел прогнозы экспертов - он восстановился до докризисных объемов, в то время как от него этого ждали только к 2012 году. Никто не верил в то, что после суперуспешных 2007-2008 гг., когда морские терминалы ломились от контейнеров, а стивидоры только успевали ставить разноцветные ящички Maersk, CMA CGM или MSC под погрузку, и провального 2009 года, когда добрую часть клиентов как волной смыло, рынок сможет прийти в себя так скоро.
Потенциал роста контейнерного рынка в РФ до 2013 года составляет около 60%, грузооборот может вырасти до 6,9 млн 20-футовых контейнеров (TEU), подсчитали эксперты из московского агентства InfraNews и лондонского агентства Drewry. В среднем российский контейнерный рынок растет на 18,6% ежегодно. Это вдвое опережает мировой рост, поскольку растет уровень контейнеризации грузов, который в РФ все еще низкий по сравнению с ведущими мировыми странами.
Группа Global Ports по итогам прошлого года стала вторым по величине контейнерным стивидором в стране - ее терминалы в Большом порту Санкт-Петербург ("Петролеспорт" и "Моби Дик") и в "Восточном" на Дальнем Востоке ("ВСК") обработали 1,096 млн TEU. Однако по итогам первого квартала 2011 года группа вырвалась на первое место, заняв 30%-ную долю рынка.
В первом квартале росли и финансовые показатели группы: консолидированная выручка - на 60,8% к аналогичному периоду прошлого года (до $122,9 млн), скорректированный показатель EBITDA - в 2,5 раза (до $67,3 млн). При этом в 2010 году группа подучила $382,4 млн выручки (+39,3% к 2009 году) и $206,6 млн EBITDA (+58,3%).
Global Ports рассчитывает разместить на Лондонской фондовой бирже GDR на новые акции (примерно на $100 млн), а также на акции существующих акционеров, всего - 25% капитала исходя из оценки в примерно $3 млрд за компанию. Организаторами размещения назначены Deutsche Bank, Goldman Sachs International, Morgan Stanley и "Тройка Диалог".
К слову, 100% акций Global Ports принадлежат группе "Н-Транс", которая, в свою очередь, согласно данным базы "СПАРК", принадлежит компании Transportation Investments Holdings Ltd. (Кипр). TIHL контролируют топ-менеджеры "Н-Транса" Константин Николаев, Никита Мишин и Андрей Филатов (по 33%).

Состоится ли IPO: мнения разделились

Опрошенные "Интерфаксом" аналитики сошлись во мнении: Global Ports - актив интересный и хороший. Однако не все уверены, что компания сможет провести IPO.
"Учитывая, что компания рассчитывает разместить на рынке 25% акций исходя из оценки в $3 млрд, вполне вероятно, что размещение не состоится. Предыдущие попытки IPO показывают, что инвесторы готовы покупать российские компании только со значительным дисконтом к аналогам развивающихся рынков. Единственным исключением являются высокотехнологичные компании, ориентированные на потребительский спрос", - считает аналитик "Открытия" Игорь Краевский.
Елена Сахнова из "ВТБ Капитала" отмечает, что "компания очень хорошая, качественная и интересная, однако рыночные условия сейчас очень тяжелые". "Инвесторы немного устали от IPO российских компаний, которые, даже размещаясь с существенной скидкой к аналогам, все равно показывают плохой рост котировок после размещения. Кроме того, как бы ни хотелось Global Ports дистанцироваться от НМТП (ОАО "Новороссийский морской торговый порт", акции которого торгуются на LSE), инвесторы все равно будут проводить параллель, а НМТП сейчас торгуется на достаточно низких уровнях. Поэтому думаю, что инвесторы будут просить существенную скидку к справедливой цене, возможно, более 30%. Едва ли собственники согласятся на такую скидку, есть большая вероятность, что размещение отложится", - сказала аналитик.
"Естественным сомнением инвесторов будет то, что компания из $750 млн (исходя из цены размещения в $3 млрд) получит только $100 млн. Оставшиеся деньги выручат основные собственники группы. Получается, что на развитие компании, в которую могут вложиться инвесторы, пойдет меньше, чем 1/5 инвестированных ими средств. Как вариант, Global Ports могли бы сделать большую допэмиссию и привлечь больше денег на баланс самой компании для увеличения объемов капвложений и/или неорганического роста через поглощения. Тем более, сейчас много аукционов Росимущества", - сказал аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов.
Собеседник "Интерфакса" в транспортной отрасли полагает, что Global Ports по такой цене не разместится. "Это капитализация Hamburg Hafen und Logistics AG (немецкий контейнерный оператор), годовой контейнерооборот которого в 2010 году составил 5,8 млн TEU (у Global Ports - 1,096 млн TEU)", - сказал он. Капитализация HHLA на 6 июня достигала 2,3 млрд евро, или $3,35 млрд.
Однако по мнению аналитика УК "Уралсиб" Анны Куприяновой, сравнивать Global Ports и HHLA неправильно, поскольку у Global Ports есть не только контейнерные, но и нефтеналивные терминалы. Так, терминал Vopak в Эстонии занимает 28% рынка экспортного мазута из стран бывшего СССР.
С точки зрения А.Куприяновой, оценка Global Ports в $2,8 - 3,2 млрд справедлива. "EBITDA по итогам этого года может вырасти еще процентов на 40 за счет мощной динамики рынка. Актив очень хороший, вполне может идти по высокому мультипликатору 10-12 EBITDA", - считает аналитик.
Мария Кальварская из "ТКБ Капитала" тоже считает такую оценку "вполне реальным ориентиром стоимости компании". "Вероятность того, что размещение отменят, существует, принимая во внимание не самую благоприятную рыночную конъюнктуру. В то же время интерес к компании, скорее всего, будет высокий, учитывая позитивные перспективы контейнерного бизнеса и стабильность нефтяных потоков, а также растущий интерес к транспортным компаниям в целом", - сказала она "Интерфаксу".
По оценкам Екатерины Андреяновой из Rye, Man & Gor Securities, Global Ports стоит оценивать не выше, чем $2 млрд включая долг. "$1,8 млрд будет даже более реалистично". "Всего 25% могут стоить около $400 млн", - подсчитала аналитик.
"При EBITDA в $206 млн за 2010 год оценивать компанию в $3 млрд лихо. Другое дело, что инвестор покупает не EBITDA прошлого года, а оценивает потенциал ее роста. В первом квартале этот показатель был равен почти $70 млн, если просто умножить его на 4 (по числу кварталов - ИФ), то получаем около $300 млн. Это уже более вменяемые цифры, - рассуждает источник в одной из контейнерных компаний. - У этого бизнеса есть ярко выраженная сезонность, вторая половина года всегда крепче, чем первая. И для рынка инфраструктуры время неплохое, и терминальные активы группы, безусловно, привлекательные, но будут ли они привлекательными по такой цене - вопрос".
Между тем, у "Н-Транса" есть опыт проведения двух IPO компаний с участием группы - Globaltrans и "Мостотреста". Причем в обоих случаях компании размещались на так называемом "низком" рынке. Globaltrans провел IPO во второй половине 2008 года, когда Россию накрыла волна мирового экономического кризиса, SPO - в 2009 году, когда все остальные были заняты тем, чтобы удержаться на плаву. "Мостотрест" провел IPO в ноябре 2010 года, и аналитики, как в случае с Global Ports, пророчили ему слабый спрос.

"Трансконтейнер" ни при чем?

Ряд аналитиков усмотрели в скором IPO Global Ports стремление акционеров привлечь средства для покупки крупнейшего в РФ железнодорожного контейнерного оператора - ОАО "Трансконтейнер".
Как сообщалось, совет директоров ОАО "Российские железные дороги" (РЖД, которому принадлежит оператор) в апреле этого года утвердил продажу 25% + 1 акции своей "дочки" с оценкой пакета в 10,7 млрд рублей, что составляет примерно $370 млн. Вице-президент РЖД Валерий Решетников сообщал, что его компания рассчитывает продать этот пакет уже к осени.
В своем сообщении Global Ports пишет, что "группа намерена использовать привлеченные в ходе размещения средства для финансирования программы капиталовложений в российском портовом сегменте группы". В начале года она сообщала, что вложить в развитие портов в текущем году планирует $90 млн. При этом в 2010 году на аналогичные цели было потрачено около $57 млн. Несколько источников "Интерфакса" в отрасли сходятся во мнении: инвестиции в терминалы не требуют проведения IPO, группа может обеспечить их за счет прибыли.
По мнению А.Куприяновой, "момент на рынке (для размещения акций - ИФ) не самый удачный, поэтому, скорее всего, акционеры ищут деньги для покупки других компаний". "Из возможных активов, на мой взгляд, покупка "Трансконтейнера" стала бы оптимальным развитием бизнеса, учитывая специализацию Global Ports на контейнерном бизнесе, и дала бы хороший синергетический эффект", - сказала аналитик.
"Н-Транс" еще поборется с FESCO (которая владеет 12,5% акций оператора и будет претендовать на контрольный пакет) за "Трансконтейнер". "Первую грузовую компанию" они покупать вряд ли будут, а "Трансконтейнер" в этом смысле актив для группы стратегический - можно придумать новые схемы развития", - соглашается с А.Куприяновой собеседник "Интерфакса" в отрасли.
К.Юминов, напротив, считает, что участвовать в аукционе по продаже 25% + 1 акция "Трансконтейнера" не имеет смысла: "Быть всего лишь миноритарием, пусть и с блокирующим пакетом, ни "Н-Трансу", ни его "дочкам" (Globaltrans или Global Ports) не интересно - все равно нет реального влияния на компанию. К тому же в "Трансконтейнере" остаются РЖД и FESCO, который никак не ждут "Н-Транс", - сказал он.
По мнению К.Юминова, имеет смысл участвовать в аукционе, если будет продаваться сразу 50% оператора.
Об интересе к "Трансконтейнеру" в рамках стратегии дальнейшего роста бизнеса и укрепления своих рыночных позиций ранее заявил "Интерфаксу" совладелец Globaltrans Андрей Филатов. Он отметил, что контейнерный бизнес - "быстрорастущий сегмент".
"Интерес для нас представляет консолидация операторского рынка и планы РЖД по привлечению стратегических инвесторов. Мы активно изучаем различные возможности, в том числе готовы рассматривать и такие активы, как ПГК и "Трансконтейнер", - говорил он.
Как один из вариантов финансирования сделки по ПГК Globaltrans допускает возможность проведения SPO после покупки 75% минус 2 акции. "Пока у нас планов SPO нет, но если мы покупаем (контрольный пакет) ПГК, то на нас повисает очень большой долг и, естественно, мы проведем дополнительный выпуск акций и часть займа возместим", - сказал генеральный директор Globaltrans Сергей Мальцев.
Что касается "Трансконтейнера", то он не стал скрывать притязаний компании на покупку доли в операторе, отметив, что группа готова купить не только 25% плюс 1 акцию, выставляемые сейчас на торги, но даже и все 50%, остающиеся у РЖД. "Купим с еще большим удовольствием, чем 25%", - сказал он. При этом С.Мальцев отметил, что, по его информации, приватизация "Трансконтейнера" пройдет не ранее 2012 года

http://www.finmarket.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу