Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Длинная и извилистая дорога к экономическому восстановлению » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Длинная и извилистая дорога к экономическому восстановлению

Мировая экономика значительно воспрянула со времени упадка 2009 г., но экономический рост по-прежнему неравномерен, и последние данные об экономике наиболее развитых стран вызывают разочарование. Так куда же движется мировая экономика?
17 июня 2011 InoPressa
Мировая экономика значительно воспрянула со времени упадка 2009 г., но экономический рост по-прежнему неравномерен, и последние данные об экономике наиболее развитых стран вызывают разочарование. Так куда же движется мировая экономика?

Вообще-то, никто и не ожидал, что восстановление будет идти гладко: исторически уборка после финансовых кризисов подобного масштаба занимает значительное время, в особенности учитывая высокое долговое бремя, рост безработицы и повреждённые банковские системы. Но риски для перспектив мировой экономики возросли, и для того чтобы она осталась на рельсах, требуются интенсивные действия.

Именно на этом фоне Международный валютный фонд выпустил свой обновлённый прогноз и оценку мировой экономики. Данный анализ состоит из трёх взаимодополняющих документов: «Обзор мировой экономики», «Отчёт о мировой финансовой стабильности» и «Анализ налогово-бюджетной сферы».

Показатели, приводящиеся в начале данного прогноза, не выглядят такими уж плохими. Мы ожидаем, что рост мировой экономики будет равен приблизительно 4,5% в 2011 и 2012 гг., хотя двойственность восстановления сохранится: экономика развитых стран будет двигаться с пыхтением на уровне 2,5% прироста ВВП в год, в то время как экономика развивающихся стран будет мчаться на внушительной скорости 6,5% прироста ВВП в год.

Но недостаточно сильная экономическая политика позволила опасности затаиться на время. Мы были свидетелями более слабого экономического развития США и Японии, чем ожидалось. Даже если это было вызвано временными факторами, в том числе нарушением поставок из-за землетрясения в Японии, рынки труда и жилищного строительства в США и в некоторых странах ЕС по-прежнему находятся в затруднительной ситуации.

К тому же, страны на периферии ЕС также остаются в затруднительном положении, поскольку опять всплыли сомнения по поводу осуществимости стабилизационных программ. Данная усилившаяся неопределённость может снизить экономическую активность в остальных странах ЕС из-за негативной зависимости между суверенным риском и банковской системой. А уровень экономического роста в развивающихся странах недостаточен для значительных побед над высокой безработицей, что приводит к серьёзным социальным издержкам.

Развивающиеся страны находятся во главе восстановления, но некоторым из них приходится бороться с рисками экономического перегрева и растущей финансовой неустойчивости. Рост инфляции превышает уровень, который можно было бы объяснить ростом цен на товары и продукты питания, в то время как рост кредитов и цен на некоторые активы выглядит всё более высоким относительно исторических стандартов. А страны с низким доходом страдают от повышения цен на продукты питания и топливо, которые являются значительной долей потребительских корзин.

В данных обстоятельствах инерция экономической политики – неподходящий вариант. Это особенно верно в случае развитых стран, политики которых должны более решительно заниматься решением соответствующих проблем. Некоторые из данных проблем являются политическими: например, медленный прогресс в деле достижения всеобъемлющего и последовательного решения кризиса суверенного долга ЕС или тупиковая ситуация в вопросе восстановления налогово-бюджетной устойчивости США. Некоторые из данных проблем связаны с финансовым сектором, который вновь использует низкие процентные ставки для собственного усиления с целью получения более высоких доходов.

Необходимо срочно создать более крепкую мировую финансовую систему. Можно отметить некоторые успехи в восстановлении работы банков, однако они случаются слишком редко, в особенности в ЕС. В некоторых случаях сохраняются проблемы с финансированием, а балансы очищены не полностью. Темпы рекапитализации необходимо ускорить, а новый раунд «нагрузочных испытаний» банков ЕС позволит точно определить их жизнеспособность.

Не меньшее значение имеет и ремонт налогово-бюджетной системы. Здесь главным приоритетом для развитых стран является продолжение процесса налогово-бюджетной корректировки, начатого большинством из них в этом году. Но две крупнейшие развитые страны – США и Япония – до сих пор не начали движение в данном направлении. Они должны как можно скорее ввести в действие заслуживающие доверия планы укрепления экономики, предусматривающие не только конкретные цели, но и конкретные средства их достижения.

Необходимо ускорить темп бюджетной консолидации с учётом экономического роста и уровня безработицы. Слишком медленный темп погубит доверие, но слишком быстрый – погубит экономический рост. Таким образом, средства, используемые для осуществления бюджетной корректировки, должны повысить экономическую эффективность или, по меньшей мере, не должны ей повредить. Задача для развивающихся стран и стран с низким доходом заключается в предотвращении экономического перегрева, сдерживании финансовых рисков и увеличении срочных расходов на социальные нужды, в то же время без ущерба для устойчивости развития. Резкий всплеск цен на продукты питания и на источники энергии является главной опасностью для многих таких стран, и данную проблему необходимо решать осторожно.

В заключение надо сказать, что экономическое восстановление продолжается, но оно находится не на прочном основании. Оно ненадёжно, неравномерно и ограничено. Мы не считаем, что это приведёт к повторному экономическому спаду. Но риски для перспектив развития повышаются, и нам необходимы решительные шаги в экономической политике для их подавления. Главное сейчас – не упустить время.

Оливье Бланшар – главный экономист МВФ. Хосе Виньялс – финансовый советник и директор департамента денежных рынков и рынков капитала МВФ. Карло Коттарелли – директор департамента налогово-бюджетных вопросов МВФ.

Перевод с английского – Николай Жданович

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу