В обычной практике среди основных мер денежно-кредитной политики используется изменение номинальных процентных ставок. Однако в экстраординарных условиях, например при дефляции, применение политики нулевых процентных ставок бывает недостаточно, тогда центральный банк использует дополнительные меры денежно-кредитной политики в виде количественного смягчения (quantitative easing). Применение политики нулевых процентных ставок вместе с количественным смягчением корректирует номинальные процентные ставки, фактически приводя их к отрицательным значениям в целях противодействия дефляции и стимулирования совокупного спроса. В свою очередь, количественное смягчение представляет собой не что иное, как увеличение баланса центрального банка за счет выкупа финансовых инструментов с рынка.
В ходе количественного смягчения центральный банк может принимать к выкупу различные финансовые инструменты в зависимости от поставленных целей. В период последнего кредитного кризиса количественное смягчение проводили фактически все ведущие центральные банки, многие из которых продолжают эту практику. Особенно в этом процессе преуспел американский регулятор. В рамках количественного смягчения ФРС объектами выкупа выступали ипотечные ценные бумаги и долги федеральных ипотечных агентств для поддержки ипотечного кредитования и рынка недвижимости, а также казначейские обязательства для поддержки кредитных рынков. В общей сложности в рамках двух количественных смягчений на баланс ФРС было выкуплено более 2,3 трлн долларов США рыночных активов, что заметно сгладило последствия кредитного кризиса и в целом способствовало восстановлению ликвидности финансовой системы.
Ирония заключается в том, что завершение очередного раунда количественного смягчения ФРС в июне 2011 г. совпало с рыночными ожиданиями ухудшения глобального экономического цикла. В 2010 г. ухудшение перспектив американской экономики привело ко второму раунду количественного смягчения, которое сопровождалось дополнительным выкупом казначейских обязательств. Однако сегодня все по-другому. Основные причины прекращения или, как минимум, приостановки количественного смягчения следующие.
Во-первых, с момента запуска в конце 2008 г. первого раунда смягчения произошло существенное восстановление финансовых активов, снижение стоимости которых в период кредитного кризиса было основной головной болью ФРС. За счет мер количественного смягчения регулятор в достаточной степени простимулировал корпорации и домохозяйства к переходу от денег к их эквивалентам в виде финансовых активов. Дальнейшее использование этого механизма может привести к росту издержек в процессе восстановления мировой экономики. Это может произойти вследствие роста стоимости сырья и дальнейшего усугубления диспропорций на рынках долгового капитала, когда низкие доходности долговых инструментов сопряжены с высокой долговой нагрузкой и чрезмерными фискальными дефицитами.
Во-вторых, если рассматривать количественное смягчение как инфляционный налог с целью стимулирования конечного спроса, то можно признать, что во многом эта конструкция дала определенный эффект. Конечно, восстановление глобальной экономической активности сопровождалось эффектом низкой базы кризисного периода и восполнением товарно-материальных запасов, однако процесс инфляцирования определенно заработал. Если в первую очередь он затронул страны с развивающейся экономикой, то теперь инфляция набирает обороты и в странах с развитой экономикой. На наш взгляд, повсеместно растущая инфляция угрожает реализацией стагфляционного сценария в краткосрочной перспективе и определенно выступает против введения очередного раунда нестандартных мер денежно-кредитной политики. Очевидно, что исключительно мерами количественного смягчения невозможно разрешить долгосрочные проблемы, такие как высокие фискальные дефициты, повышенную безработицу и т. д. Монетарные стимулы не способны разрешить проблемы, возникшие в процессе трансформации кредитного кризиса последних лет в социальную напряженность в обществе. Это хорошо видно на примере периферийных стран зоны евро. В то же время количественное смягчение позволяет держать в форме кредитные рынки, стимулирует денежное предложение и облегчает бремя большого долга государства, корпораций и домохозяйств.
В-третьих, в действиях ФРС присутствует явная нерешительность в применении очередного раунда количественного смягчения. С одной стороны, это определенно сигнализирует о возможности сохранения политики нулевых процентных ставок в течение продолжительного времени, с другой, серьезная дискуссия среди членов правления ФРС по поводу возрастающей инфляции явно не дает поводов для продолжения количественного смягчения. ФРС заинтересована в сохранении низких доходностей по казначейским обязательствам для минимизации издержек в процессе привлечения федерального долга. Это диктует необходимость использования переходной конструкции в денежно-кредитной политике. Достичь этого позволит сохранение политики реинвестирования платежей, поступающих от погашения казначейских обязательств. Из более чем $1,5 трлн казначейских обязательств, находящихся в настоящее время на балансе американского регулятора, ежегодно будут реинвестироваться около $300 млрд. Таким образом, эта мера не приведет к увеличению баланса ФРС и одновременно позволит смягчить последствия сворачивания количественного смягчения для кредитных рынков.
Принимая во внимание эти аргументы, можно констатировать, что количественное смягчение принесло ожидаемые плоды. По крайней мере, в текущем экономическом цикле этот инструмент сработал и выглядит логически завершенным. Для мировых рынков капитала это определенно означает ограничение дополнительного источника ликвидности, что наряду с прочими факторами выступило четким сигналом к снижению цен финансовых активов, начавшемуся в середине апреля. Пока этот процесс носит неоднородный характер: в стоимость рисковых активов, прежде всего акций и сырьевых товаров, завершение количественного смягчения во многом уже заложено, в то время как рынкам облигаций еще предстоит серьезное испытание на прочность в будущем.
Владимир Потапов, руководитель бизнеса портфельных инвестиций «ВТБ капитал управление активами»
Текст написан в соавторстве с Алексеем Воробьевым, заместителем руководителя управления аналитических исследований «ВТБ капитал управление активами
https://t.me/omyinvestments (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В ходе количественного смягчения центральный банк может принимать к выкупу различные финансовые инструменты в зависимости от поставленных целей. В период последнего кредитного кризиса количественное смягчение проводили фактически все ведущие центральные банки, многие из которых продолжают эту практику. Особенно в этом процессе преуспел американский регулятор. В рамках количественного смягчения ФРС объектами выкупа выступали ипотечные ценные бумаги и долги федеральных ипотечных агентств для поддержки ипотечного кредитования и рынка недвижимости, а также казначейские обязательства для поддержки кредитных рынков. В общей сложности в рамках двух количественных смягчений на баланс ФРС было выкуплено более 2,3 трлн долларов США рыночных активов, что заметно сгладило последствия кредитного кризиса и в целом способствовало восстановлению ликвидности финансовой системы.
Ирония заключается в том, что завершение очередного раунда количественного смягчения ФРС в июне 2011 г. совпало с рыночными ожиданиями ухудшения глобального экономического цикла. В 2010 г. ухудшение перспектив американской экономики привело ко второму раунду количественного смягчения, которое сопровождалось дополнительным выкупом казначейских обязательств. Однако сегодня все по-другому. Основные причины прекращения или, как минимум, приостановки количественного смягчения следующие.
Во-первых, с момента запуска в конце 2008 г. первого раунда смягчения произошло существенное восстановление финансовых активов, снижение стоимости которых в период кредитного кризиса было основной головной болью ФРС. За счет мер количественного смягчения регулятор в достаточной степени простимулировал корпорации и домохозяйства к переходу от денег к их эквивалентам в виде финансовых активов. Дальнейшее использование этого механизма может привести к росту издержек в процессе восстановления мировой экономики. Это может произойти вследствие роста стоимости сырья и дальнейшего усугубления диспропорций на рынках долгового капитала, когда низкие доходности долговых инструментов сопряжены с высокой долговой нагрузкой и чрезмерными фискальными дефицитами.
Во-вторых, если рассматривать количественное смягчение как инфляционный налог с целью стимулирования конечного спроса, то можно признать, что во многом эта конструкция дала определенный эффект. Конечно, восстановление глобальной экономической активности сопровождалось эффектом низкой базы кризисного периода и восполнением товарно-материальных запасов, однако процесс инфляцирования определенно заработал. Если в первую очередь он затронул страны с развивающейся экономикой, то теперь инфляция набирает обороты и в странах с развитой экономикой. На наш взгляд, повсеместно растущая инфляция угрожает реализацией стагфляционного сценария в краткосрочной перспективе и определенно выступает против введения очередного раунда нестандартных мер денежно-кредитной политики. Очевидно, что исключительно мерами количественного смягчения невозможно разрешить долгосрочные проблемы, такие как высокие фискальные дефициты, повышенную безработицу и т. д. Монетарные стимулы не способны разрешить проблемы, возникшие в процессе трансформации кредитного кризиса последних лет в социальную напряженность в обществе. Это хорошо видно на примере периферийных стран зоны евро. В то же время количественное смягчение позволяет держать в форме кредитные рынки, стимулирует денежное предложение и облегчает бремя большого долга государства, корпораций и домохозяйств.
В-третьих, в действиях ФРС присутствует явная нерешительность в применении очередного раунда количественного смягчения. С одной стороны, это определенно сигнализирует о возможности сохранения политики нулевых процентных ставок в течение продолжительного времени, с другой, серьезная дискуссия среди членов правления ФРС по поводу возрастающей инфляции явно не дает поводов для продолжения количественного смягчения. ФРС заинтересована в сохранении низких доходностей по казначейским обязательствам для минимизации издержек в процессе привлечения федерального долга. Это диктует необходимость использования переходной конструкции в денежно-кредитной политике. Достичь этого позволит сохранение политики реинвестирования платежей, поступающих от погашения казначейских обязательств. Из более чем $1,5 трлн казначейских обязательств, находящихся в настоящее время на балансе американского регулятора, ежегодно будут реинвестироваться около $300 млрд. Таким образом, эта мера не приведет к увеличению баланса ФРС и одновременно позволит смягчить последствия сворачивания количественного смягчения для кредитных рынков.
Принимая во внимание эти аргументы, можно констатировать, что количественное смягчение принесло ожидаемые плоды. По крайней мере, в текущем экономическом цикле этот инструмент сработал и выглядит логически завершенным. Для мировых рынков капитала это определенно означает ограничение дополнительного источника ликвидности, что наряду с прочими факторами выступило четким сигналом к снижению цен финансовых активов, начавшемуся в середине апреля. Пока этот процесс носит неоднородный характер: в стоимость рисковых активов, прежде всего акций и сырьевых товаров, завершение количественного смягчения во многом уже заложено, в то время как рынкам облигаций еще предстоит серьезное испытание на прочность в будущем.
Владимир Потапов, руководитель бизнеса портфельных инвестиций «ВТБ капитал управление активами»
Текст написан в соавторстве с Алексеем Воробьевым, заместителем руководителя управления аналитических исследований «ВТБ капитал управление активами
https://t.me/omyinvestments (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу