20 июля 2011 InoPressa
Еще раз, сначала и медленно: 16 вопросов по актуальным проблемам
Еврокризис длится более полутора лет, а конца все еще не видно. Даже эксперты по-прежнему считают ситуацию труднопредсказуемой. А дилетанты заблудились в лабиринте доходности облигаций, квот задолженности, еврооблигаций и рейтинговых агентств. В чем в целом заключается проблема? Почему не ладится борьба с кризисом? Какие меры могут обеспечить успех? Объясняем еще раз все с начала.
Почему вообще государства оказываются должниками?
Если кратко, то потому что они хотят тратить больше, чем получают. Причина необязательно кроется в государственном расточительстве. Это может быть обусловлено экономикой. Если помимо кредитов государство стимулирует рост экономики, то оно может возвращать долги за счет растущего ВВП.
В последние годы для большинства промышленно развитых стран это решение оказалось неподходящим: долги росли быстрее, чем экономические достижения. Виноват в этом всемирный экономический кризис.
Как государства становятся должниками?
Они постоянно берут на финансовых рынках кредиты, а взамен выдают долговые обязательства - так называемые облигации. Эти облигации являются документом, гарантирующим право на выплату процентов и возврат основного долга по истечении периода кредитования. Следовательно, облигации - ценные бумаги, которыми торгуют на биржах. Государства - самые надежные заемщики, поэтому государственные облигации считаются относительно безопасными вложениями денег. Облигации на сумму свыше 34 триллионов долларов, выпущенные промышленно развитыми странами, образуют в некотором роде фундамент, на котором стоят финансовые рынки.
Что такое финансовые рынки?
Это инвесторы: банки, страховые компании, инвестиционные фонды, управляющие имуществом, и отдельные инвесторы. Для них государственная задолженность - хорошее поле деятельности. С этих облигаций они получают относительно твердые проценты, они могут продать эти бумаги на бирже. Банки могут оставлять эти облигации в качестве залога в Европейском центральном банке и получать деньги, чтобы пустить их в оборот.
Почему финансовые рынки утратили доверие к Греции?
В октябре 2009 года правительство Греции признало, что искажало ситуацию с имеющимися долгами. Фактически уровень задолженности оказался намного выше, в первую очередь из-за экономического кризиса. Рынки занервничали. Вкладчики ожидали, что из-за плохих новостей греческие облигации могут обвалиться. Поэтому вкладчики стали избавляться от облигаций, из-за чего их котировка на бирже действительно упала. Одновременно новые кредиты для Греции становились все дороже, хотя страна и так сильно задолжала. Все это заставило рынки забеспокоиться еще сильнее, облигации начали дальше терять в цене, доходность выросла. и в конце концов новые кредиты для Греции стали неподъемными.
Почему из-за этого разразился еврокризис?
Потому что финансовые рынки начали продавать облигации тех стран, в которых также сильно вырос уровень государственной задолженности. В случае Ирландии причиной роста долга были меры по спасению банковской системы. В случае Португалии это был слабый рост экономики.
Греция - банкрот?
С одной стороны - да, так как Афины больше не получают средств от финансовых рынков для оплаты процентов. С другой стороны - нет. В качестве контрмеры Греция должна экономить. Что она и делает. Однако бремя задолженности растет, что ведет или к банкротству, или к оказанию дальнейшей помощи.
Почему бы грекам просто не "ужаться" еще сильнее?
Потому что меры более жесткой экономии не достигнут цели. Если государство сокращает заработные платы и пенсии, уменьшает социальные выплаты, увольняет государственных служащих, откладывает инвестиции и одновременно резко поднимает налоги, тогда производительность экономики снижается, а вместе с ней и ее доходность. Итог: в первом квартале 2011 года дефицит бюджета снова существенно превысил предписанный ЕС порог.
Почему Греции не позволяют объявить себя банкротом?
Во-первых, это привело бы к огромным потерям главного кредитора Афин - греческого финансового института. Финансовая система страны в этом случае обанкротится. Во-вторых, ЕС опасается, что дефолт Греции спровоцирует на финансовых рынках настрой на дефолт других стран. В нынешней ситуации кризис может распространиться на Испанию и Италию. На спасение этих стран у ЕС не хватит средств. Это грозит распадом еврозоны и огромными потерями для банков во всей Европе.
Предоставляемые пакеты экономической помощи сделали Германию казначеем Европы?
Нет. Так как правительство ФРГ не "дает" деньги странам, находящимся в кризисной ситуации, а дает кредит под определенный процент. Пока кредит востребован, Германия в выигрыше. Германия такой же "казначей", как любой банк, выдающий кредиты. К тому же стоит учесть, что немецкое экспортное чудо основывается на относительно низком курсе евро, а Германия при этом - одна из выигравших от валютного союза.
Могут ли пакеты экономической помощи вообще не допустить дефолта?
То, удастся ли предотвратить дефолт, зависит в первую очередь от того, начнется ли экономический рост. Здесь дела обстоят плохо. Но время, которое удалось выиграть благодаря пакетам помощи, служит еще одной цели: оно дает передышку в первую очередь Испании и Италии, а также Ирландии и Португалии. Надо защитить их от развития ситуации по греческому сценарию. Существует надежда, что через пару лет опасность "заражения" других стран от потенциальной неплатежеспособности Греции уже минует. Иными словами, пакеты помощи предназначены не столько для спасения Греции, сколько для защиты еврозоны от Греции.
Почему просто не списать долги или не растянуть их во времени?
Аргументы в пользу этого есть: частичный отказ кредиторов от возврата долга или выплаты процентов был бы полезен для Греции. С точки зрения политики рефинансирование долгов желательно, так как позволит вовлечь частных вкладчиков в спасение Греции. Проблема заключается в рейтинговых агентствах, которые по требованию инвесторов оценивают кредитоспособность государств. Каждый отказ от возврата средств рейтинговые агентства оценивают как "отказ от выплаты средств". Рейтинг греческих государственных облигаций они оценивают на уровень "D" - дефолт. Это означает, что ЕЦБ больше не будет принимать эти облигации в качестве залога. Значит, греческие банки, которые зависят от финансирования ЕЦБ, будут отрезаны от доступа к финансам и разорятся.
ЕЦБ должен вести переговоры?
Нет. Он может сам провести оценку ситуации без оглядки на выводы рейтинговых агентств и продолжить принимать в качестве залога греческие государственные облигации. Правда, до сих пор он отказывался от этой стратегии. Во-первых, он хочет сохранить законный инструмент давления на политиков в деле разрешения еврокризиса. Во-вторых, на ЕЦБ лежит большая ответственность: он выдает банкам чуть ли не свеженапечатанные евро взамен греческих облигаций и, следовательно, берет на себя риск и подтверждает на практике, что долговые обязательства Афин такие же прочные, как валюта.
Как финансовые рынки могут участвовать в издержках кризиса?
Со списанием или рефинансированием сейчас трудно. Так как целью действий по спасению, предпринимаемых ЕС, является завоевание доверия инвесторов. При этом нельзя взвалить на них слишком много. Лучше было бы отделить участие частных кредиторов от спасения Греции. Например, увеличением стоимости финансовых операций.
Когда наконец минует кризис?
В конечном счете тогда, когда финансовые рынки снова придут к заключению, что их деньги надежно вложены и приносят доход во всех странах еврозоны. Это требует времени.
Может ли Европа силой добиться доверия рынков?
Теоретически это уже происходит посредством самого влиятельного института Европы - ЕЦБ. Стоит Европейскому центральному банку сделать громкое заявление о покупке облигаций стран, уже переживающих или только находящимся под угрозой кризиса, как спекуляции относительно их судьбы теряют основание. Так как денег у ЕЦБ достаточно, и он в состоянии производить их самостоятельно. Другой вариант: инструмент защиты евро в лице Европейского стабилизационного фонда может выкупить эти облигации, правда, его возможности ограничены. И наконец, страны еврозоны могут выступить на финансовых рынках как одно целое с единым долгом. Тогда рынки потеряют возможность оценивать и "забраковывать" каждое государство еврозоны по отдельности. Взамен Европа могла бы сделать рынкам не подверженное ударам и надежное предложение в виде еврооблигаций. За этими бумагами стоит вся Европа, доверьтесь ей!
Почему этого не произошло?
Прежде всего против этой идеи выступает правительство ФРГ. Так как общий долг помимо еврооблигаций означает еще и общую материальную ответственность, то есть обобществление долгов, которые делают отдельные государства. Подобный "трансфертный союз", где все страны отвечают друг за друга, противоречит действующему до сих пор принципу функционирования еврозоны: валюта общая, но за свои финансы каждая страна отвечает по отдельности. В конечном итоге именно этот принцип стоит за кризисом еврозоны. Для его трансформации требуются годы, политическая воля и создание совершенно новой зоны евро.
Оригинал Штефан Кауфман (Stephan Kaufmann)
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу