31 января 2012 Financial Times
Мир весьма заинтересован в его разрешении. Сильнее привлекать МВФ к участию в специальных программах ЕС не нужно, это может привести к противоположному эффекту. Да это и не обязательно, поскольку Еврозона обладает достаточной финансовой мощностью, чтобы помочь себе самостоятельно. Объединенный регион обладает небольшим профицитом платежного баланса, как и весь остальной мир. В результате, он не зависит от внешнего финансирования. У него есть собственный центральный банк, который, по крайней мере, в теории, может выступить в качестве кредитора в последней инстанции. Бесспорно, Еврозона функционирует в соответствии с политическими и юридическими ограничениями, таким как нормы дефицита по Маастрихтскому договору, «правило не оказания помощи» или правила, запрещающие Европейскому центральному банку финансировать государства. Однако сторонний наблюдатель будет прав, утверждая, что все эти правила Европа возложила на себя сама, поэтому они обратимы. Еврозона должна изменить эти правила, прежде чем смиренно просить помощи у других.
Учитывая тот факт, что Еврозона является экономически свободной и занимает одно из лидирующих мест среди наиболее богатых регионов, просьба о вовлечении МВФ в операции по спасению в гипотетическом будущем достойна порицания. Вот что происходит: страны Еврозоны не могут направить дополнительное финансирование на проведение операций по спасению и считают более целесообразным переводить ресурсы через МВФ, чтобы обойти национальный парламент. Но, на мой взгляд, существует более убедительный аргумент. Действия Еврозоны по выходу из кризиса лишь повысили вероятность трагического конца. Расширение резервных средств МВФ, вероятно, поможет на какое-то время. Развивающаяся рецессия во многом является результатом преждевременного повышения процентных ставок ЕЦБ, нерешительных действий в ответ на кризис, провала по программе рекапитализации банковского сектора после 2008 года, а также предсказуемой фискальной процикличности. На прошлой неделе новое испанское правительство признало, что в текущем году не сможет достичь целевого роста в 4.4%, установленного в тот момент, когда политики полагали, что экономическая активность восстановится. Италия уже ужесточила фискальную политику, несмотря на рецессию. Испания будет вынуждена поступить аналогичным образом. Все идут по пути Греции.
Общее количество политических ошибок в Еврозоне превращает покрытие ликвидности в кризис платежеспособности. И в этом заключается острая угроза для МВФ. Если Италия войдет в длительную рецессию, возрастут шансы на то, что она окажется неспособной выплатить долг, который на данный момент насчитывает 120% от ВВП. Новости из Италии говорят о том, что МВФ может опубликовать прогноз по двухлетней рецессии в стране. Это может привести к увеличению коэффициента долга к ВВП к концу указанного периода. Будущее итальянской платежеспособности полностью зависит от процентных ставок рынка и перспектив возврата к сильному и жизнеспособному экономическому росту. Мне с трудом верится, что этого можно добиться без фискального союза и более тесного совместного выполнения обязательств.
В пользу более сдержанного участия МВФ говорят и другие технические аргументы. Марио Блехер, бывший глава Центробанка Аргентины, недавно утверждал, что статус МВФ как предпочитаемого кредитора может стать проблемой, поскольку кредиты МВФ автоматически делают держателей облигаций зависимыми. Вероятность дефолта по необслуживаемым облигациям чрезвычайно высока. Кроме того, ситуация может обостриться настолько, что главенство МВФ может потерпеть неудачу. Тогда под угрозой окажется возможность фонда обеспечивать кредитование по низким ставкам.
Существует несколько предложений относительно того, как использовать МВФ с умом. Но все они сталкиваются с одной и той же проблемой. Любая внешняя поддержка ликвидности может поощрить Еврозону к продолжению выбранного политического курса, который обостряет кризис. На данный момент лучшее, что может сделать МВФ – держаться подальше от различных программ, в которых он пока не участвует. Если ему и придется участвовать, то, по меньшей мере, он должен попытаться поставить дальнейшие резервные средства в зависимость от сдвигов фундаментальной политики, как на национальном уровне, так и на уровне Еврозоны. В частности, МВФ следует настоять на минимальном уровне совместного экономического управления, чтобы исследовать часть своих проблем, включая слабость банковского сектора, и политик и положить конец взаимной зависимости между национальными банками и национальными правительствами. Со стороны МВФ было бы неблагоразумно оказаться втянутым в эти споры.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Financial Times /Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу