Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Глобальные последствия европейского кризиса » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора
Кемаль Дервис, бывший министр по экономическим вопросам Турции и бывший руководитель программы развития ООН (UNDP)

Глобальные последствия европейского кризиса

Сейчас совершенно очевидно, что европейский кризис продолжится и в 2012, несмотря на некоторое восстановление фондовых рынков, отмеченное в начале февраля. Переговоры между Грецией и банками в отношении суверенного долга страны близки к завершению, однако насколько активным будет участие банков в данном мероприятии, остаётся под вопросом. Между тем, Международный Валютный Фонд поднял вопрос о сокращении задолженности госсектора, возможно даже за счёт ЕЦБ, намекая на то, что введения "haircuts" для частных инвесторов будет недостаточно, чтобы вернуть Греции финансовую автономность
15 февраля 2012 InoPressa
Беспокойство МВФ вполне оправдано, однако идея фонда была встречена в штыки ввиду опасений политического заражения: другие страны-должники могут потребовать аналогичных условий. Кроме того, разговоры об увеличении ресурсов МВФ, которое позволит усилить защитный барьер против распространения финансового заражения, ничем не закончились. А что касается одобренных изменений в отношении ESF и ESM, то и они пока не были реализованы.

Безусловно, некоторые шаги в сторону улучшения были сделаны. Щедрое предложение ЕЦБ виде 3-х летних кредитов с низкой процентной ставкой помогло предотвратить развитие банковского кризиса в дополнение к долговому. Однако данная инициатива не помогла снизить долгосрочные проценты по займам проблемных стран до уровней сопоставимых с прогнозируемыми темпами роста: слишком высока неопределённость, и слишком печальны перспективы по росту. Напомним, что в середине января агентство Standard & Poor's понизило рейтинг Франции и Австрии, а также ещё 7 стран еврозоны: Словакии, Словении, Испании, Мальты, Италии, Кипра и Португалии.

Сейчас уже практически каждый понимает, что главной проблемой еврозоны является то, что данный союз является монетарным, но не экономическим, т.е. представляет собой структуру, аналога которой нет нигде в мире. В результате разница в производственных расходах с течением времени не может быть компенсирована за счёт коррекции валютного курса.

Учитывая медленный рост инфляции в странах с активным платёжным балансом, скажем 4% г/г, коррекция будет требовать дефляции в проблемных странах, которая в свою очередь будет провоцировать значительное снижение производственных расходов. На практике такой дефляции можно достичь только при наличии высокой ставки б/р и социальной депрессии. Поэтому неясно, является ли текущая стратегия сочетания жёстких мер и дефляции политически осуществимой, что в какой-то степени объясняет высокую неопределённость в отношении еврозоны в целом.

Относительно высокий уровень инфляции в странах с активным платёжным балансом, а также более крупные международные трансферты ресурсов позволили бы странам с высоким дефицитом выиграть какое-то время, что в свою очередь позволило бы структурным реформам принести какие-то плоды и снизить необходимость дефляции. Но северно-европейские страны с активным платёжным балансом отвергают такой подход, опасаясь, что это ослабит давление на южно-европейские государства, и они будут не так решительно настроены немедленно проводить структурные реформы.

Помимо специфических проблем монетарного союза, существует также проблема глобального характера: конфликт между национальной демократической политикой и глобализацией. Торговля, коммуникации и финансовые связи способствовали росту взаимной зависимости национальных экономик, что в совокупности с повышенной уязвимостью перед колебаниями на финансовых рынках способствовало ограничению свободы действий представителей власти.

Пожалуй, самый серьёзный признак подобного конфликта появился, когда бывший премьер-министр Греции Георгиос Папандреу решил вынести на референдум вопрос о принятии финансовой помощи ЕС и МВФ в обмен на сокращение бюджетных расходов. Несмотря на пользу референдумов в процессе принятия решения, суть проблемы состояла в самом намерении проводить обсуждения, которые могли затянуться на несколько недель, учитывая высокую динамичность рынков. Через какие-то 24 часа предложение Папандреу потерпело полное фиаско под давлением финансовых рынков.

Во всём мире запасы финансовых активов стали такими большими (в соотношении с национальными потоками доходов), что движения на финансовых рынках могут потрясти многие страны. Даже крупнейшие экономики будут уязвимы, особенно если они сильно зависят от привлечения средств с помощью займов. Если по какой-либо причине финансовые рынки и/или ЦБ Китая неожиданно перестанут покупать американские трежерис, процентные ставки взлетят, и в результате американская экономика погрузится в рецессию.

Однако кредиторам тоже придётся не сладко. Если американский спрос на китайский экспорт неожиданно сократится на фоне финансовой паники в США, Китай сам окажется в довольно затруднительном положении.

Подобные взаимосвязанные риски реальны, вот почему необходима более сильная мировая экономическая кооперация. А тем временем граждане хотят понимать, что происходит, обсуждать политику и одобрять (или не одобрять) предложенные виды кооперации. Поэтому возникает необходимость в более сильной межнациональной политической системе, необходимой для внедрения рынков в демократический процесс, как это уже происходило в течение 20 столетия с национальными политиками и национальными рынками.

Масштаб данной проблемы становится очевидным, когда понимаешь, как сложно координировать экономические политики даже в пределах Евросоюза, который теперь представляет собой намного больше, чем просто группу стран, значительно продвинувшись в плане межнациональной кооперации. Тем не менее, до тех пор, пока темпы глобализации не замедлятся, что довольно маловероятно, да и в конечном итоге не очень желательно, такой вид политики ("без границ"), к которому сейчас идёт Европа, станет глобальной необходимостью.

На самом деле европейский кризис подсказывает, что будет главной темой политических дебатов в первой половине 21 столетия, а именно: как разрешить конфликт между мировыми рынками и национальными политическим курсами

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу