15 февраля 2012 InoPressa
Беспокойство МВФ вполне оправдано, однако идея фонда была встречена в штыки ввиду опасений политического заражения: другие страны-должники могут потребовать аналогичных условий. Кроме того, разговоры об увеличении ресурсов МВФ, которое позволит усилить защитный барьер против распространения финансового заражения, ничем не закончились. А что касается одобренных изменений в отношении ESF и ESM, то и они пока не были реализованы.
Безусловно, некоторые шаги в сторону улучшения были сделаны. Щедрое предложение ЕЦБ виде 3-х летних кредитов с низкой процентной ставкой помогло предотвратить развитие банковского кризиса в дополнение к долговому. Однако данная инициатива не помогла снизить долгосрочные проценты по займам проблемных стран до уровней сопоставимых с прогнозируемыми темпами роста: слишком высока неопределённость, и слишком печальны перспективы по росту. Напомним, что в середине января агентство Standard & Poor's понизило рейтинг Франции и Австрии, а также ещё 7 стран еврозоны: Словакии, Словении, Испании, Мальты, Италии, Кипра и Португалии.
Сейчас уже практически каждый понимает, что главной проблемой еврозоны является то, что данный союз является монетарным, но не экономическим, т.е. представляет собой структуру, аналога которой нет нигде в мире. В результате разница в производственных расходах с течением времени не может быть компенсирована за счёт коррекции валютного курса.
Учитывая медленный рост инфляции в странах с активным платёжным балансом, скажем 4% г/г, коррекция будет требовать дефляции в проблемных странах, которая в свою очередь будет провоцировать значительное снижение производственных расходов. На практике такой дефляции можно достичь только при наличии высокой ставки б/р и социальной депрессии. Поэтому неясно, является ли текущая стратегия сочетания жёстких мер и дефляции политически осуществимой, что в какой-то степени объясняет высокую неопределённость в отношении еврозоны в целом.
Относительно высокий уровень инфляции в странах с активным платёжным балансом, а также более крупные международные трансферты ресурсов позволили бы странам с высоким дефицитом выиграть какое-то время, что в свою очередь позволило бы структурным реформам принести какие-то плоды и снизить необходимость дефляции. Но северно-европейские страны с активным платёжным балансом отвергают такой подход, опасаясь, что это ослабит давление на южно-европейские государства, и они будут не так решительно настроены немедленно проводить структурные реформы.
Помимо специфических проблем монетарного союза, существует также проблема глобального характера: конфликт между национальной демократической политикой и глобализацией. Торговля, коммуникации и финансовые связи способствовали росту взаимной зависимости национальных экономик, что в совокупности с повышенной уязвимостью перед колебаниями на финансовых рынках способствовало ограничению свободы действий представителей власти.
Пожалуй, самый серьёзный признак подобного конфликта появился, когда бывший премьер-министр Греции Георгиос Папандреу решил вынести на референдум вопрос о принятии финансовой помощи ЕС и МВФ в обмен на сокращение бюджетных расходов. Несмотря на пользу референдумов в процессе принятия решения, суть проблемы состояла в самом намерении проводить обсуждения, которые могли затянуться на несколько недель, учитывая высокую динамичность рынков. Через какие-то 24 часа предложение Папандреу потерпело полное фиаско под давлением финансовых рынков.
Во всём мире запасы финансовых активов стали такими большими (в соотношении с национальными потоками доходов), что движения на финансовых рынках могут потрясти многие страны. Даже крупнейшие экономики будут уязвимы, особенно если они сильно зависят от привлечения средств с помощью займов. Если по какой-либо причине финансовые рынки и/или ЦБ Китая неожиданно перестанут покупать американские трежерис, процентные ставки взлетят, и в результате американская экономика погрузится в рецессию.
Однако кредиторам тоже придётся не сладко. Если американский спрос на китайский экспорт неожиданно сократится на фоне финансовой паники в США, Китай сам окажется в довольно затруднительном положении.
Подобные взаимосвязанные риски реальны, вот почему необходима более сильная мировая экономическая кооперация. А тем временем граждане хотят понимать, что происходит, обсуждать политику и одобрять (или не одобрять) предложенные виды кооперации. Поэтому возникает необходимость в более сильной межнациональной политической системе, необходимой для внедрения рынков в демократический процесс, как это уже происходило в течение 20 столетия с национальными политиками и национальными рынками.
Масштаб данной проблемы становится очевидным, когда понимаешь, как сложно координировать экономические политики даже в пределах Евросоюза, который теперь представляет собой намного больше, чем просто группу стран, значительно продвинувшись в плане межнациональной кооперации. Тем не менее, до тех пор, пока темпы глобализации не замедлятся, что довольно маловероятно, да и в конечном итоге не очень желательно, такой вид политики ("без границ"), к которому сейчас идёт Европа, станет глобальной необходимостью.
На самом деле европейский кризис подсказывает, что будет главной темой политических дебатов в первой половине 21 столетия, а именно: как разрешить конфликт между мировыми рынками и национальными политическим курсами
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Безусловно, некоторые шаги в сторону улучшения были сделаны. Щедрое предложение ЕЦБ виде 3-х летних кредитов с низкой процентной ставкой помогло предотвратить развитие банковского кризиса в дополнение к долговому. Однако данная инициатива не помогла снизить долгосрочные проценты по займам проблемных стран до уровней сопоставимых с прогнозируемыми темпами роста: слишком высока неопределённость, и слишком печальны перспективы по росту. Напомним, что в середине января агентство Standard & Poor's понизило рейтинг Франции и Австрии, а также ещё 7 стран еврозоны: Словакии, Словении, Испании, Мальты, Италии, Кипра и Португалии.
Сейчас уже практически каждый понимает, что главной проблемой еврозоны является то, что данный союз является монетарным, но не экономическим, т.е. представляет собой структуру, аналога которой нет нигде в мире. В результате разница в производственных расходах с течением времени не может быть компенсирована за счёт коррекции валютного курса.
Учитывая медленный рост инфляции в странах с активным платёжным балансом, скажем 4% г/г, коррекция будет требовать дефляции в проблемных странах, которая в свою очередь будет провоцировать значительное снижение производственных расходов. На практике такой дефляции можно достичь только при наличии высокой ставки б/р и социальной депрессии. Поэтому неясно, является ли текущая стратегия сочетания жёстких мер и дефляции политически осуществимой, что в какой-то степени объясняет высокую неопределённость в отношении еврозоны в целом.
Относительно высокий уровень инфляции в странах с активным платёжным балансом, а также более крупные международные трансферты ресурсов позволили бы странам с высоким дефицитом выиграть какое-то время, что в свою очередь позволило бы структурным реформам принести какие-то плоды и снизить необходимость дефляции. Но северно-европейские страны с активным платёжным балансом отвергают такой подход, опасаясь, что это ослабит давление на южно-европейские государства, и они будут не так решительно настроены немедленно проводить структурные реформы.
Помимо специфических проблем монетарного союза, существует также проблема глобального характера: конфликт между национальной демократической политикой и глобализацией. Торговля, коммуникации и финансовые связи способствовали росту взаимной зависимости национальных экономик, что в совокупности с повышенной уязвимостью перед колебаниями на финансовых рынках способствовало ограничению свободы действий представителей власти.
Пожалуй, самый серьёзный признак подобного конфликта появился, когда бывший премьер-министр Греции Георгиос Папандреу решил вынести на референдум вопрос о принятии финансовой помощи ЕС и МВФ в обмен на сокращение бюджетных расходов. Несмотря на пользу референдумов в процессе принятия решения, суть проблемы состояла в самом намерении проводить обсуждения, которые могли затянуться на несколько недель, учитывая высокую динамичность рынков. Через какие-то 24 часа предложение Папандреу потерпело полное фиаско под давлением финансовых рынков.
Во всём мире запасы финансовых активов стали такими большими (в соотношении с национальными потоками доходов), что движения на финансовых рынках могут потрясти многие страны. Даже крупнейшие экономики будут уязвимы, особенно если они сильно зависят от привлечения средств с помощью займов. Если по какой-либо причине финансовые рынки и/или ЦБ Китая неожиданно перестанут покупать американские трежерис, процентные ставки взлетят, и в результате американская экономика погрузится в рецессию.
Однако кредиторам тоже придётся не сладко. Если американский спрос на китайский экспорт неожиданно сократится на фоне финансовой паники в США, Китай сам окажется в довольно затруднительном положении.
Подобные взаимосвязанные риски реальны, вот почему необходима более сильная мировая экономическая кооперация. А тем временем граждане хотят понимать, что происходит, обсуждать политику и одобрять (или не одобрять) предложенные виды кооперации. Поэтому возникает необходимость в более сильной межнациональной политической системе, необходимой для внедрения рынков в демократический процесс, как это уже происходило в течение 20 столетия с национальными политиками и национальными рынками.
Масштаб данной проблемы становится очевидным, когда понимаешь, как сложно координировать экономические политики даже в пределах Евросоюза, который теперь представляет собой намного больше, чем просто группу стран, значительно продвинувшись в плане межнациональной кооперации. Тем не менее, до тех пор, пока темпы глобализации не замедлятся, что довольно маловероятно, да и в конечном итоге не очень желательно, такой вид политики ("без границ"), к которому сейчас идёт Европа, станет глобальной необходимостью.
На самом деле европейский кризис подсказывает, что будет главной темой политических дебатов в первой половине 21 столетия, а именно: как разрешить конфликт между мировыми рынками и национальными политическим курсами
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу