10 апреля 2012 InoPressa
Гамильтон предложил построить ее на привязке к золоту и серебру одновременно. У золота были преимущества, в частности, более высокая степень стабильности, считал он. Но изъятие из обращения крупных сумм серебра могло повлечь непредсказуемые и весьма разрушительные последствия. Поэтому он предложил выпустить золотые монеты достоинством десять и один доллар, серебряные монеты достоинством один доллар и десять центов, а также медные монеты достоинством один цент и полцента, и его рекомендации нашли отражение в Монетном акте 1792 года. В этом не было никаких противоречий, поскольку в те времена и золото, и серебро считались общепризнанным «денежным» металлом. Такой «биметаллический» стандарт предполагал, что стоимость доллара определялась либо в определенным количеством серебра, либо в определенным количеством золота. В 1834 Конгресс зафиксировал соотношение золота и серебра на уровне 16 к 1, хотя рыночная стоимость золота не превышала стоимость серебра в 16 раз. Калифорнийская золотая лихорадка 1840-х годов еще сильнее снизила относительную ценность золота, таким образом, фактически, Штаты перешли на золотой стандарт
Мало монет
Несмотря на то, что банковские билеты менялись на золотые или серебряные монеты по требованию, банки, как правило, не хранили в своих сейфах достаточное количество монет, чтобы погасить все свои билеты одновременно. Например, в 1832 году у Второго банка Соединенных Штатов было монет на сумму 7 млн. долларов, тогда как в обращении находились банковские билеты на сумму 21.4 млн. долларов, и еще 22.8 млн. долларов размещались на счетах вкладчиков. Большинство других банков функционировали по такому же принципу. Фактически, валюта США была прочно привязана к серебру и золоту, но денежная масса зависела от степени готовности коммерческих банков к риску. Следовательно, банки были склонны к финансовой панике, особенно в условиях почти нерегулируемой финансовой среды в Америке начала 19-ого века. Если вкладчики или держатели билетов начинают сомневаться в способности банка выплатить им твердую валюту, они мчатся к кассе, чтобы получить свои деньги раньше других. В этих условия может обанкротиться даже самый надежный банк. На ранних этапах истории США банкротства банков не были такой уж редкостью: паники случались в 1819 году, в 1837, 1857, 1860 и 1861 годах.
Штаты отказались от золотого стандарта во время хаоса Гражданской войны, следуя примеру Великобритании, Германии, Франции и и многих других стран. Однако в 1879 году они вернулись к золотой привязке. Но стоимость чего бы то ни было растет и падает под влиянием сил спроса и предложения, поэтому реальная стоимость доллара колебалась в зависимости от экономического роста (который ведет к увеличению спроса на деньги) и добычи золота (которая ведет к увеличению предложения денег). Когда мировая экономика развивалась быстрее, чем открывались новые месторождения золота, металл становился дороже относительно других товаров. А, так как доллар был привязан к золоту, общий уровень цен снижался. Падение цен в конце 19 века нелегко далось людям - особенно фермерам с ипотечными кредитами: выплачивать долги стало сложнее, поскольку сумма долга была фиксированной в номинальном выражении. Золотой стандарт при отсутствии центрального банка не позволил увеличить денежную массу, чтобы предотвратить дефляцию. Сторонники теории «свободного серебра» во главе с Уильямом Дженнингсом Брайаном, считали, что денежная масса вырастет, если поднять серебро на одну ступень с золотом. Это приведет к росту инфляции и облегчит выплату долгов. Но Брайан проиграл судьбоносные для него президентские выборы 1896 года Уильяму МакКинли, который выступал за «надежные деньги», поэтому в 1900 году Закон о золотом стандарте окончательно сделал золото единственным стандартом.
Фиксированные валютные курсы
В конце 19 в начале 20 века объемы мировой торговли существенно выросли, а золотой стандарт лег в основу международной валютной системы. Крупные страны привязывали стоимость своих валют к золоту, поэтому их курсы относительно друг друга оставались неизменными. Если объем импорта в стране превышал объем экспорта, у ее торговых партнеров скапливалась ее валюта, и они могли обменять ее на золото, истощая, таким образом, национальные запасы золота страны-импортера. Уменьшение запасов золота вело к сокращению денежной массы, снижению внутренних цен и заработных плат, что, в свою очередь, сдерживало импорт и повышало экспорт, корректируя, таким образом, дефицит торгового баланса. В октябре 1929 года рухнул фондовый рынок США, за ним, как костяшки домино, обвалились рынки по всему миру. Кредитный пузырь, формировавшийся в 20-е годы, с шумом лопнул, оставив домохозяйства и компании с огромными долгами. Банки начали рушиться. Федрезерв, которому тогда не было и двадцати лет, не сделал почти ничего, чтобы остановить это безумие. Золотой стандарт связывал его по рукам и ногам, не позволяя увеличить денежную массу и поток кредитования. Но президент Герберт Гувер испытывал практически религиозную веру в золотой стандарт, и считал, что нет никакой нужны менять сложившиеся практики. Сначала, когда американская экономика начала сокращаться, золото хлынуло в США из других стран. Чтобы остановить отток, центральные банки повысили процентные ставки, фактически, импортируя экономический спад в свои страны. Монетарное ужесточение, начавшееся в Германии и США, распространилось очень быстро, поскольку страны начали конкурентную девальвацию, загнав себя в порочный круг. Центральные банки стремились конвертировать свои активы в иностранной валюте в золото, сокращая объем мировой денежной массы. Высокий спрос на золото спровоцировал увеличение его стоимости по отношению к другим товарам. А, поскольку стоимость золота (в долларах) была фиксированной, стоимость всего остального (тоже в долларах) начала падать, усугубив дефляцию.
Цепляясь за золото
В 1931 году, не сумев остановить истощение своих золотых запасов, Великобритания отказалась от золотого стандарта. Но в США Президент Гувер и Министр финансов Эндрю Меллон цеплялись за него изо всех сил. Федрезерв повышал ставки в разгар рецессии. Франклин Д. Рузвельт под разными предлогами отказывался делать заявления на этот счет и комментировать ситуацию, пока не занял пост президента в 1933 году, однако, многие инвесторы ожидали, что США девальвируют доллар относительно золота. Настраиваясь на падение стоимости доллара, они меняли его на другие валюты и золото, что вело к сокращению золотых запасов Америки. Четвертого марта 1933 года, когда Рузвельт занял пост президента, страна была охвачена финансовой паникой. Банки столкнулись с повышенным спросом на наличность со стороны вкладчиков, поэтому многие штаты к этому времени уже объявили банковские каникулы или резко ограничили снятие средств, финансовая система была практически парализована. Рузвельт сразу же объявил банковские каникулы, начиная с 6 марта, и приказал банкам прекратить экспорт золота.
Он быстро провел Чрезвычайный закон о банках, который позволил министерству финансов потребовать обмена всего золота на руках у частного сектора (монеты, слитки, сертификаты) на незолотые формы валюты - он воспользовался этим полномочием 5 апреля, эффективно прекратив, таким образом, конвертацию. Страх перед девальвацией продолжал расти, а стоимость доллара падала по отношению к другим валютам. Поэтому Рузвельт ввел также запрет и на экспорт золота. В то время многие договоры - включая те, которые регулируют обращение ряда казначейских облигаций - содержали пункты об индексации с учетом стоимости золота, то есть кредитор мог потребовать оплаты в золоте, в качестве защиты от инфляции. Пятого июня Конгресс признал все такие пункты недействительными, лишив кредиторов возможности требовать золото вместо долларов. Фактически, это было дефолтом, поскольку США нарушили обещание явным образом данное своим кредиторам - единственным дефолтом со времен Александра Гамильтона, который реструктурировал долг в 1790 году. Удивительно, но отказ от золота и отмена пунктов об индексации с учетом стоимости золота не разрушили доверие к государственному долгу. Рынок вообще практически никак не отреагировал на эти события. В период действия золотого стандарта часто приостанавливали конвертацию бумаги в металл, поэтому аннулирование пунктов об индексации само по себе не спровоцировало панику. Более того, отказ от золотого стандарта и девальвация доллара, вне всякого сомнения, помогли американской экономике преодолеть дефляционные давления и начать долгую дорогу наверх, из глубины Великой депрессии.
Падение доллара
Золотой стандарт обвиняли в усилении самого жестокого экономического кризиса индустриального века. В январе 1934 года Рузвельт официально установил курс доллара против золота на уровне 35 долларов за унцию - что намного ниже, чем курс 20.67 долларов за унцию, который не менялся с 1834 года. Некоторые советники Рузвельта были обеспокоены таким отказом от золота; директор по бюджету Льюис Дуглас даже назвал это «концом западной цивилизации». Но конец не наступил. Напротив, доллар заменил золото, став основой для мировой торговли. Одно из важнейших событий в современной экономической истории, Валютная и финансовая конференция Организации Объединенных Наций, состоявшаяся в Бреттонвудсе в июле 1944 года, закрепила за ним этот статус. Основной задачей собравшихся, в том числе и американских делегатов, Генри Моргентау, министра финансов при Рузвельте, и Генри Декстера Уайта, ученого. присоединившегося к министерству финансов в 1934 году, было восстановить растерзанную послевоенную Европу и не допустить еще одной Великой депрессии. Главным вопросом было то, какие деньги будет использовать мир для международных операций. В конечном счете, было принято решение использовать доллар в качестве мировой резервной валюты, поскольку ФРС могла печатать его в ответ на растущий спрос. Страны могли накапливать и хранить у себя доллары в качестве базы для создания собственной денежной массы, а не конкурировать друг с другом за скудные золотые резервы. Британский экономист Джон Мейнард Кейнс, однако, придерживался другого мнения. На конференции он среди прочего, предлагал создать международную валюту для центральных банков, «банкор», которая будет регулироваться новой международной организацией. Кейнс не хотел иметь ничего общего с золотом, которое он назвал «варварским пережитком», но и доллар в качестве резервной валюты его не устраивал, потому что он опасался монетарного доминирования американцев. Кейнс, а с ним и англичане, однако, были вынуждены уступить Уайту и американцам почти по всем пунктам. Ни одна международная валютная система не смогла бы существовать без поддержки США, у которых был самый обширный золотой запас, необходимый другим странам для импорта американских товаров. Другие страны нашли успокоение в том, что доллар снова можно будет конвертировать в золото, что давало им возможность отказаться от него, если Штаты начнут злоупотреблять своими привилегиями. Доллар был основан на золоте, но перерос его. Его доминирование стало возможным благодаря фискальному благоразумию и монетарному консерватизму. Как долго проживет такое сочетание добродетелей?
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу