3 мая 2012 InoPressa
Еще один массовый призыв к спасению евро, еще один потерянный шанс развеять чары европейского аскетизма и подтолкнуть страны к поиску стратегических решений. "Наши резервы возросли до триллиона долларов", - заявила Кристин Лагард, королева-мать Международного валютного фонда. Честь и хвала ей за то, что удалось скопить в своей сумочке от Луи Виттон такую сумму. Но для чего все это, если Европу по-прежнему отделяет всего лишь шаг от экономического самоубийства - как выразился лауреат нобелевской премии Пол Кругман? В начале этой саги громкие слова со стороны официальных лиц мирового масштаба производили впечатление: тогда редкие приступы страха перекрывали поток капитала в южные страны, - который всякий раз быстро восстанавливался при помощи базук, защитных экранов, ритуальных танцев с бубном и заклинаний. Болезнь Европы прогрессирует, она уже перешла в третичную фазу. Дефицитные страны Еврозоны уже лишились значительной части мирового финансирования на неопределенный срок. Доверие инвесторов к политическому и управленческому аппарату валютного союза потеряно практически безвозвратно. И никакие защитные экраны тут не помогут. Разговоры МВФ насчет триллионов долларов лишь побуждают элиту ЕС и Германии настаивать на том, что суть кризиса - это спекулятивные атаки на евро, поэтому нужны мощные оборонительные силы соответствующих масштабов. Такой подход, в частности, позволяет Берлину избегать неудобной правды о том, что они сами посеяли и вырастили семена этого кризиса, поощряя формирование огромных дисбалансов на уровне торговли и капитала между Севером и Югом, усиленные банковской системой, увязшей в долгах, с соотношением кредитов и депозитов как 1 к 3 (как в Японии в разгар пузыря Nikkei) .
Нет смысла повторять навязший на зубах спор о том, кто виноват: страны Средиземноморья, в том, что жили не по средствам, или Германия со своей политикой "разори соседа" в том, что наводнила Юг избыточным капиталом. Все постарались на славу. Сейчас ясно одно: дисбалансы разрослись до таких размеров, что загнали греко-латинский блок в порочный круг "долг-дефлялция", с затратами на оплату труда, перекошенными на 20% или даже больше. Также очевидно, что Германия не может цепляться за свой структурный торговый профицит со всей южной Европой на пожизненной ренте, по крайней мере в таких масштабах. Система должна прийти к равновесию со временем. Чтобы сохранить евро, Германии придется либо отказаться от профицита внутри валютного союза, либо организовать компенсационные фонды через потоки капитала или фискальные трансферты. Именно полное нежелание правящего класса в Германии признать эту дилемму разрушает валютный союз. А защитный экран - это ловушка. Таким образом, Еврозона - смирительная рубашка для полдюжины стран - движется к печальному концу, при этом Франция в любой момент присоединится к числу страждущих. Если на данной стадии ввести чистое фискальное ужесточение для южных стран в размере 3% или более в год, не предложив компенсирующих монетарных стимулов, или не обеспечив рост спроса на Севере, Европа создает черную дыру, которая, в конечном счете, поглотит всех. "Вместо того, чтобы признать свои ошибки, европейские лидеры с маниакальным упорством толкают свою экономику - и общество - к краю пропасти", - Пол Кругман.
Надежды на то, что структурные реформы в Испании, Италии, Португалии и Греции спасут положение, вероятно, разобьются об острые политические рифы задолго до того, как проявятся их преимущества - на это нужно лет десять, как минимум. По оценкам Фонда Flores de Lemus, безработица в Испании в следующем году достигнет шести миллионов, или 26%. Регионы почувствуют на себе последствия сокращений, вот тут-то и спрятано политическое минное поле, поскольку каталонские националисты уверены, что Народная партия Мариано Раджоя использует кризис для трансформации конституционного ландшафта Испании. Это добавит ситуации нитроглицерина. В Греции инвесторы гадают, сможет ли Пасок и Новая демократическая партия организовать правящую коалицию, готовую выполнять "Меморандум" ЕС-МВФ. Узнаем об этом в мае. Но, в любом случае, это лишь отвлекающий маневр. Даже если правительство будет создано, ему нужно будет одобрить сокращения бюджета равные 5% от ВВП в 2013 и 2014 годах. Крайний срок принятия этого решения - июнь. А затем надо начинать сокращать запланированное. Лидер Пасок, Эвангелос Венизелос уже просит дать отсрочку на год. Эти фискальные цели нереальны. Они никогда не будут достигнуты. В ближайшие месяцы это станет очевидно, терпение немцев и голландцев лопнет. И что тогда? В Франции, по крайней мере, споры насчет фискальной консолидации идут в одном направлении. Франсуа Холланд пообещал порвать фискальный договор ЕС и призвал Европейский центральный банк рынок облигаций стран Средиземноморья - взяв все риски на свой баланс. Он занял более жесткую позицию, проиграв часть голосов тайному революционеру Жану-Люку Меленхону, который поклялся "разбить вертикаль Меркози" и этим добился успеха. Хватит ли у г-на Холланда воображения или духу разбить полувековой сплав европейской политики и провести "латинскую революцию роста"? Поживем - увидим. В любом случае, события могут приблизить раскол, если другие обещанные им политики - включая СНИЖЕНИЕ пенсионного возраста до 60 лет - спровоцируют своего рода спекулятивные атаки, сродни тем, которые возникли в 1981 году после победы Франсуа Миттеран. На следующий день после объявления результатов выборов фондовые индексы на парижской бирже упали на 18%. Сегодня стресс ждет рынки облигаций, где у Франции нет права на ошибку.
Италия и Испания уже израсходовали свое место для маневра. Мохамед Эль Эрейн из Pimco все еще покупает их долговые бумаги, или, по крайней мере, утверждает это, но настоящие "реальные деньги" от японских страховщиков и нефтяных фондов благосостояния уже приняли стратегическое решение держаться от них подальше, пока ЕС не решится на настоящий фискальный союз, или не развалится окончательно, чтобы покончить наконец с этим безнадежно затянувшимся кризисом. В этих обстоятельствах эпизодическая помощь со стороны ЕС и МВФ - это медвежья услуга. От нее больше вреда, чем пользы. Отказываясь самостоятельно нести убытки, они субординируют других кредиторов, отодвигая их на вторую и третью очередь с каждой новой интервенцией. И это уже не досужие рассуждения, поскольку держатели греческого долга уже познакомились со "ножницами Меркози", лишившись 75% от своих инвестиций, при том среди них было много пенсионных фондов, действовавших осмотрительно. Сейчас облигации Испании и Италии покупают лишь их собственные банки, играя в игру "carry" с трехлетними кредитами Европейского центрального банка. Это опасная игра. Последний рост доходности заставляют многих подсчитывать убытки. С каждой неделей связь между кризисными государствами и кризисными банками становится все прочнее. Системные риски растут не по дням, а по часам.
Мы не критикуем решение председателя ЕЦБ Марио Драги о вливании ликвидности. У него не было другого выхода. Банковская система стран Средиземноморья начала разваливаться прошлым ноябрем. Но частичная или "ограниченная и временная" интервенция - путь в никуда. Центральные банки должны брать риски на свои балансы, а не спихивать их на кредиторов. Они должны действовать решительно, чтобы исключить риск государственного дефолта. ЕЦБ ничего такого не сделал. Бундесбанк каждый день сеет панику и сомнения. А настроенные против инфляции немцы уже готовы к новым ужесточениям - ужасающая перспектива, учитывая коллапс денежной массы М1 по всей Еврозоне. В Италии темпы снижения уже исчисляются двузначными числами. У Китая, Японии, Америки, нефтяных держав и растущих экономик Латинской Америки была возможность спасти Европу от самоубийства, к которому его толкает МВФ, но мир сплоховал
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу