3 мая 2012 InoPressa
В Берлине, Брюсселе и большинстве европейских столиц (к сожалению, Мадрид в их числе) придерживаются ортодоксального мнения, что фискальных ограничений много не бывает. Доверие - вот что важно. Если цель не достигнута, нужно стараться в два раза больше, нужно перестараться, чтобы достигнуть ее в следующий раз. Цель - вот все что у нас есть. Только цель.
Эта точка зрения не совсем укладывается в концепцию еврокризиса, особенно, если в качестве примера брать Грецию. Она не укладывается в рамки того, что нам из экономической теории или нашей экономической истории. И она не противоречит простому ненаучному наблюдению о том, что приступы рыночной паники относительно Испании совпадают с объявлением о новых мерах фискальной консолидации. Один из таких эпизодов произошел в контексте дискуссии, которая вылилась в объявленный недавно проект бюджета, который содержит коррекцию дефицита в размере 3.2% от валового внутреннего продукта в течение 2012 года. Когда премьер министр Испании начал оглашать цели по сокращению дефицита на 2013 года, рынки снова запаниковали и толкнули доходность по 10-летним гос. облигациям Испании выше ключевого уровня 6%. Целевые фискальные корректировки достигают 5.5% от ВВП в течение двух лет. Это самый масштабный план по фискальной консолидации в крупной развитой стране. Вполне понятно, почему инвесторы так боятся.
Европейские политики склонны относиться к фискальной политике, как к простому упражнению по бухгалтерии, забывая о динамических эффектах. Испанский экономист Луис Гаричиано подготовил расчеты, в которых говорится о том, что для сокращения дефицита с 8.5% от ВВП до 5.3% от ВВП суммой в 32 млрд. евро, отведенной на программу по снижению дефицита, не обойтись (хотя, номинально, именно такая сумма нужна для коррекции на 3.2% для страны с ВВП около 1 трлн.), потребуется от 53 млрд. до 64 млрд. евро. Таким образом, чтобы добиться сокращения дефицита на 3.2%, нужно планировать в два раза больше бюджетных сокращений. Но попытки Испании сократить дефицит - это не только следствие плохих экономических расчетов. Они физически не возможны, придется пожертвовать чем-то еще. Либо Испания не достигнет цели, либо испанское правительство уволит всех медсестер и учителей, сделав себе политическое харакири.
Общий кризис Еврозоны возник в результате финансовых потоков из банков центральных стран, которые финансировали спекулятивные пузыри в странах периферии, за исключением Греции. В Испании также, вероятно, нежизнеспособный рынок труда, и крайне желательно привести его в божеский вид. Если сейчас политически выгодный момент для этого, что ж, пусть так оно и будет. Но не стоит питать иллюзии на счет того, что структурные реформы что-то изменят. Консолидация и реформы - вовсе не то волшебное сочетание, каким его считают политики. Чтобы решить проблему испанского кризиса, нужно начинать с банков - но частный сектор не хочет, а государство не может этим заниматься. Единственное возможное решение, которое я вижу на текущий момент, это использование европейской программы финансовой помощи, с учетом того, что Испания будет расходовать полученные деньги исключительно на рекапитализацию и сокращение финансового сектора. Испании также нужно будет опустить и в течение многих лет держать инфляцию ниже среднего уровня по Еврозоне, чтобы компенсировать потерю конкурентоспособности. В то же время, стране не нужно увлекаться фискальной консолидацией.
Такое сочетание политик может сработать, хотя реализовать его будет непросто. Но что точно не сработает, так это сочетание дефляции, консолидации и отказа от заемных средств в частном секторе - все в одно время, или даже в одно десятилетие. Но, совершенно очевидно, что политики намерены убедиться в этом на личном опыте. Евросоюз будет оттягивать применение Европейского механизма обеспечения стабильности, сколько сможет. Министры финансов Еврозоны опасаются, что любая такая программа вновь вынесет на поверхность дискуссию о ее размерах, а это как раз то, что они хотят избежать любой ценой. Но по мере ухудшения рецессии и роста безработицы в Испании до 30%, давление возрастет. В конечном счете, стране придется воспользоваться этим механизмом. Но даже когда это случится, кризис в Испании не закончится. Для этого нужно сформировать систему стабилизации банков на уровне Еврозоны. Я вижу только два выхода для Испании. Кризис закончится катастрофой - Испания выйдет из состава Еврозоны - или образуется некое подобие фискального союза, в рамках которого будет работать защитный механизм для финансового сектора Если испанское правительство будет идти по выбранному пути до конца, скорее всего, нас ждет первый плачевный для всех вариант.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу