6 июня 2012 Докучаев Алексей
В рамках данной стратегии под стоимостью чистых активов подразумевается разность между всеми активами компании и всеми ее обязательствами (вне зависимости от ликвидности активов и срочности обязательств). На практике очень часто встречается ситуация, когда величина чистых активов компании равна ее собственному капиталу или незначительно отличается от него.
Стратегия, ориентированная на стоимость чистых активов, исходит из весьма логичного предположения о том, что прибыльная и стабильно функционирующая компания должна стоить, как минимум, не дешевле своих чистых активов.
Реализация данной инвестиционной стратегии не составляет особого труда.
Частный инвестор может получить информацию о стоимости чистых активов компании из регулярно публикуемой финансовой отчетности, в частности из ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг (как правило, необходимая инвестору информация содержится во втором разделе ежеквартального отчета).
Что же касается рыночной капитализации компании, то она представляет собой произведение рыночной стоимости одной акции на их количество. Если у компании есть и обыкновенные, и привилегированные акции, то расчет рыночной капитализации осуществляется с учетом обоих типов акций.
Затем инвестор сопоставляет рыночную капитализацию и стоимость чистых активов компании, и в зависимости от полученного результата принимает инвестиционное решение.
Если рыночная капитализации компании больше или равна стоимости ее чистых активов, то ее акции не включаются в состав инвестиционного портфеля. И, наоборот, если рыночная капитализация меньше стоимости чистых активов, то акции могут быть приобретены инвестором.
Стоит отметить, что при использовании такой стратегии очень важен размер дисконта рыночной капитализации к стоимости чистых активов. Если он не превышает 15-20%, то необходимо проведение дополнительного, возможно весьма детального, анализа. При больших размерах дисконта включение бумаги в портфель является более обоснованным (например, одним из вариантов практического применения такой стратегии является покупка инвестором ликвидных акций при увеличении размера дисконта до 35%)
Для повышения эффективности этой стратегии инвестор может использовать дополнительные параметры, в частности, темпы роста основных финансовых показателей компании (в качестве базовых показателей можно рассматривать выручку, операционную и чистую прибыль компании). Динамика выручки характеризует динамику бизнеса компании в целом, изменение операционной прибыли отражает состояние основных направлений бизнеса, а чистой прибыли – эффективность деятельности компании с учетом прочих операций, не относящихся к основным направлениям бизнеса, уровня ее долговой нагрузки и действующей системы налогообложения.
У нормально функционирующей компании прирост ключевых показателей должен, как минимум, превышать уровень инфляции, а их динамика – быть стабильной в течение последних нескольких лет.
Кроме того, стратегия, ориентированная на стоимость чистых активов, допускает применение технического анализа на достаточно больших временных интервалах (недельных или месячных).
Таким образом, частный инвестор, применяя эту стратегию, действует поэтапно: сначала он отбирает компании, которые характеризуются большим значением дисконта рыночной капитализации к стоимости чистых активов, затем анализирует динамику их финансовых показателей, и только потом использует результаты технического анализа.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что стратегия, ориентированная на стоимость чистых активов, весьма «требовательна» к используемым инструментам.
Первое требование – это высокий уровень ликвидности акций. Дело в том, что дисконт рыночной капитализации к стоимости чистых активов не характерен для «голубых фишек» и ликвидного «второго эшелона», но достаточно часто встречается в «третьем эшелоне» (например, в силу относительно небольшого количества акций в свободном обращении).
Второе требование стратегии – информационная прозрачность компаний. В большинстве случаев отношение инвесторов к информационно не прозрачным («закрытым») компания является негативным. И частные, и институциональные инвесторы хотят не просто видеть готовую финансовую отчетность, но и четко понимать структуру доходов компании, а также иметь возможность оценивать положительные и отрицательные факторы, влияющие на ее бизнес.
Третье желательное, но не обязательное, требование – наличие позитивного новостного фона в отрасли, к которой относится компания. Сам факт наличия положительных новостей привлекает к отрасли внимание участников рынка, и, в конечном счете, способствует притоку капитала. Предпочтительно, чтобы новости имели не краткосрочный, а среднесрочный или долгосрочный характер.
Например, завершившееся в 2011 год реформирование сектора фиксированной связи привело к радикальной переоценке региональных компаний связи, присоединенных к «Ростелекому» (так, обыкновенные акции «ВолгаТелекома» подорожали с 1 сентября 2010 года по 25 марта 2011 года на 54%).
Преимущества данной стратегии очевидны: она требует от частного инвестора минимальных затрат времени на проведение предварительного анализа, предельно проста и не предполагает регулярной интенсивной торговли, при этом ее доходность в среднем составляет около 20-25% годовых.
Самым же большим недостатком стратегии, ориентированной на стоимость чистых активов, является продолжительный срок инвестирования. В истории отечественного рынка известны примеры сохранения дисконта к стоимости чистых активов в течение продолжительного периода даже у ликвидных инструментов (например, в течение последних нескольких лет рыночная капитализация «Газпрома» стабильно ниже стоимости его чистых активов).
Огромное влияние на срок инвестирования оказывают ожидания участников рынка относительно перспектив развития компании. Если у большинства их них в отношении конкретной компании (или отрасли в целом) сформировались устойчивые негативные ожидания, то рассчитывать на быструю ликвидацию дисконта по отношению к стоимости чистых активов не стоит (так, интенсивное государственное регулирование тарифов в электроэнергетике препятствует росту капитализации акций отечественных генерирующих и распределительных сетевых компаний).
Второй серьезный «минус» – это ограниченная применимость данной стратегии. Наиболее эффективно ее применение при работе с акциями компаний производственного сектора, функционирующих в течение длительного времени. При работе с акциями «молодых» компаний или компаний сферы услуг использование этой стратегии не приемлемо.
Кроме того, стратегия, ориентированная на стоимость чистых активов, не учитывает разницу в эффективности бизнеса отдельных компаний: при колоссальной разнице в рентабельности (у одних компаний она близка к нулю, а других может достигать 50-60%) базовая концепция стратегии останется неизменной.
Тем не менее, данная стратегия, характеризуясь определенным уровнем риска, может быть весьма результативной для долгосрочных инвесторов, ориентирующихся на фундаментальные показатели при формировании своего инвестиционного портфеля.
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Стратегия, ориентированная на стоимость чистых активов, исходит из весьма логичного предположения о том, что прибыльная и стабильно функционирующая компания должна стоить, как минимум, не дешевле своих чистых активов.
Реализация данной инвестиционной стратегии не составляет особого труда.
Частный инвестор может получить информацию о стоимости чистых активов компании из регулярно публикуемой финансовой отчетности, в частности из ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг (как правило, необходимая инвестору информация содержится во втором разделе ежеквартального отчета).
Что же касается рыночной капитализации компании, то она представляет собой произведение рыночной стоимости одной акции на их количество. Если у компании есть и обыкновенные, и привилегированные акции, то расчет рыночной капитализации осуществляется с учетом обоих типов акций.
Затем инвестор сопоставляет рыночную капитализацию и стоимость чистых активов компании, и в зависимости от полученного результата принимает инвестиционное решение.
Если рыночная капитализации компании больше или равна стоимости ее чистых активов, то ее акции не включаются в состав инвестиционного портфеля. И, наоборот, если рыночная капитализация меньше стоимости чистых активов, то акции могут быть приобретены инвестором.
Стоит отметить, что при использовании такой стратегии очень важен размер дисконта рыночной капитализации к стоимости чистых активов. Если он не превышает 15-20%, то необходимо проведение дополнительного, возможно весьма детального, анализа. При больших размерах дисконта включение бумаги в портфель является более обоснованным (например, одним из вариантов практического применения такой стратегии является покупка инвестором ликвидных акций при увеличении размера дисконта до 35%)
Для повышения эффективности этой стратегии инвестор может использовать дополнительные параметры, в частности, темпы роста основных финансовых показателей компании (в качестве базовых показателей можно рассматривать выручку, операционную и чистую прибыль компании). Динамика выручки характеризует динамику бизнеса компании в целом, изменение операционной прибыли отражает состояние основных направлений бизнеса, а чистой прибыли – эффективность деятельности компании с учетом прочих операций, не относящихся к основным направлениям бизнеса, уровня ее долговой нагрузки и действующей системы налогообложения.
У нормально функционирующей компании прирост ключевых показателей должен, как минимум, превышать уровень инфляции, а их динамика – быть стабильной в течение последних нескольких лет.
Кроме того, стратегия, ориентированная на стоимость чистых активов, допускает применение технического анализа на достаточно больших временных интервалах (недельных или месячных).
Таким образом, частный инвестор, применяя эту стратегию, действует поэтапно: сначала он отбирает компании, которые характеризуются большим значением дисконта рыночной капитализации к стоимости чистых активов, затем анализирует динамику их финансовых показателей, и только потом использует результаты технического анализа.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что стратегия, ориентированная на стоимость чистых активов, весьма «требовательна» к используемым инструментам.
Первое требование – это высокий уровень ликвидности акций. Дело в том, что дисконт рыночной капитализации к стоимости чистых активов не характерен для «голубых фишек» и ликвидного «второго эшелона», но достаточно часто встречается в «третьем эшелоне» (например, в силу относительно небольшого количества акций в свободном обращении).
Второе требование стратегии – информационная прозрачность компаний. В большинстве случаев отношение инвесторов к информационно не прозрачным («закрытым») компания является негативным. И частные, и институциональные инвесторы хотят не просто видеть готовую финансовую отчетность, но и четко понимать структуру доходов компании, а также иметь возможность оценивать положительные и отрицательные факторы, влияющие на ее бизнес.
Третье желательное, но не обязательное, требование – наличие позитивного новостного фона в отрасли, к которой относится компания. Сам факт наличия положительных новостей привлекает к отрасли внимание участников рынка, и, в конечном счете, способствует притоку капитала. Предпочтительно, чтобы новости имели не краткосрочный, а среднесрочный или долгосрочный характер.
Например, завершившееся в 2011 год реформирование сектора фиксированной связи привело к радикальной переоценке региональных компаний связи, присоединенных к «Ростелекому» (так, обыкновенные акции «ВолгаТелекома» подорожали с 1 сентября 2010 года по 25 марта 2011 года на 54%).
Преимущества данной стратегии очевидны: она требует от частного инвестора минимальных затрат времени на проведение предварительного анализа, предельно проста и не предполагает регулярной интенсивной торговли, при этом ее доходность в среднем составляет около 20-25% годовых.
Самым же большим недостатком стратегии, ориентированной на стоимость чистых активов, является продолжительный срок инвестирования. В истории отечественного рынка известны примеры сохранения дисконта к стоимости чистых активов в течение продолжительного периода даже у ликвидных инструментов (например, в течение последних нескольких лет рыночная капитализация «Газпрома» стабильно ниже стоимости его чистых активов).
Огромное влияние на срок инвестирования оказывают ожидания участников рынка относительно перспектив развития компании. Если у большинства их них в отношении конкретной компании (или отрасли в целом) сформировались устойчивые негативные ожидания, то рассчитывать на быструю ликвидацию дисконта по отношению к стоимости чистых активов не стоит (так, интенсивное государственное регулирование тарифов в электроэнергетике препятствует росту капитализации акций отечественных генерирующих и распределительных сетевых компаний).
Второй серьезный «минус» – это ограниченная применимость данной стратегии. Наиболее эффективно ее применение при работе с акциями компаний производственного сектора, функционирующих в течение длительного времени. При работе с акциями «молодых» компаний или компаний сферы услуг использование этой стратегии не приемлемо.
Кроме того, стратегия, ориентированная на стоимость чистых активов, не учитывает разницу в эффективности бизнеса отдельных компаний: при колоссальной разнице в рентабельности (у одних компаний она близка к нулю, а других может достигать 50-60%) базовая концепция стратегии останется неизменной.
Тем не менее, данная стратегия, характеризуясь определенным уровнем риска, может быть весьма результативной для долгосрочных инвесторов, ориентирующихся на фундаментальные показатели при формировании своего инвестиционного портфеля.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу