Ставки всякие нужны, ставки всякие важны
Мы жили сегодняшним днем. Теперь пришло время задуматься, где мир окажется через 5 лет. Рост долгосрочных процентных ставок ударит по домохозяйствам, промышленности и сектору услуг. И они напоминают нам, что инфляция все еще жива.
Долгосрочные процентные ставки важнее краткосрочных. В то время как внимание большинства было приковано к встрече стран Б8, на рынках произошло нечто важное. И это был даже не обвал цен на фондовом рынке по всему миру, а кое-что другое - то, что спровоцировало этот обвал. Речь идет о внезапном росте долгосрочных процентных ставок в США. Ставки по 10-летним облигациям Казначейства пробили уровень 5%, отметив максимумы на 5.2%. Аналогичные ставки в Британии тем временем почти дошли до уровня 5.4%. Это говорит об ужесточении монетарной политики в США и Великобритании - а также и в Европе, поскольку ЕЦБ тоже немало потрудился на поприще ужесточения. Если говорить о Британии, то пока Комитет по монетарной политике Банка Англии не повышал краткосрочные ставки (кстати, весьма неразумно, на наш взгляд) - финансовые рынки повышали долгосрочные ставки. Выполняли, так сказать, грязную работу Центробанка.
Возможно, кому-то покажется глупым тревожиться о долгосрочных процентных ставках, когда всех порядочных людей беспокоят только ставки краткосрочные. Однако же практически во всех аспектах экономической деятельности долгосрочные ставки важны не меньше - а, возможно, и гораздо больше. Большинство тех, кто берет ипотеку, желают зафиксировать определенный срок, иногда всего пару лет, хотя все большее число британцев стремится к большей определенности и пытается заключить договор на более длительный срок. Краткосрочная ставка, которую они выплачивают, действительно определяется решениями Центробанка, однако, чем на больший срок зафиксирована процентная ставка, тем сильнее она определяется рынком. За пределами пяти лет ни Банк Англии, ни какой-либо другой Центробанк уже практически не имеет власти над ставками, за исключением - и это важно - тех случаев, когда дело касается эффективного контроля над инфляцией.
Инфляционные ожидания - не единственное, что влияет на долгосрочные процентные ставки. Другие факторы, включая поток сбережений с Ближнего Востока (в связи с ростом цен на нефть) и из Китая (благодаря огромному профициту торгового баланса), уже в течение трех или четырех лет толкают долгосрочные ставки вниз. Поэтому одной из причин, по которой долларовые долгосрочные ставки растут, является то, что Китаю надоели низкие доходы, которые он получает по ценным бумагам правительства США, и он решил вкладывать свои деньги куда-нибудь еще, в том числе - вверять их хеджевым фондам. Еще одним фактором этого роста стали сомнения в отношении будущего тренда инфляции в США. Это является проблемой и для британцев. Ставки повышаются и в США, и в Великобритании, однако за последний год на Туманном Альбионе они повысились заметно сильнее. Если рынки не уверены в отношении ФРС, значит они голосуют и против Банка Англии.
Это важно в силу ряда причин. Стоимость получения ипотеки с фиксированным сроком - это только начало. Вы помните, как раньше Гордон Браун похвалялся, что получение Банком Англии независимости, вкупе с его мудрой фискальной политикой позволят правительству сэкономить миллиарды фунтов стерлингов в виде выплат по процентам, и на эти деньги можно будет улучшить состояние государственного сектора услуг. Что ж, похоже, этот бонус превратился теперь в собственную противоположность, и правительство вынуждено выплачивать по своим займам на 1% больше, чем год назад. Другим последствием является то, что компаниям также приходится больше платить за фонды, предназначенные для новых инвестиций. Вы не финансируете новый завод или даже новую компьютерную систему по овердрафту - вам нужен долгосрочный заем. А это тоже стоит больше.
И наконец, повышение долгосрочных ставок имеет тенденцию подавлять цены на акции, повышая также стоимость привлечения нового собственного капитала. Эта привязка достаточно свободная, поскольку цены на акции определяются множеством факторов, однако доходность по ценным бумагам с фиксированной ставкой является существенным аспектом при формировании цен на акции. Если долгосрочные ставки начнут расти, доходность становится более привлекательной в сравнении с доходностью по акциям. В любом случае, похоже, именно от этого и пострадали недавно акции. Майк Ленхофф, стратег из Brewin Dolphin, сообщил клиентам в своей рассылке, что рост доходности по облигациям представляет собой основную угрозу для акций по всему миру. Думаю, это верно, особенно из-за последствий такого роста, когда инвесторы полагают, что мировые Центробанки недооценили опасность растущей инфляции.
Это - основополагающий момент. Центробанки мира настойчиво боролись с инфляцией в 1970-х и 80-х, оттащив ее от катастрофических двузначных значений до почти нулевых. Они входили в новое тысячелетие победителями. В первые пять лет нового столетия инфляция держалась у отметки 1.5%, демонстрируя показатели, почти аналогичные значениям вековой давности. Инвесторы поверили, что инфляция мертва, и доходность по облигациям отреагировала на это падением до минимальных уровней почти за полвека. Теперь былая уверенность уже поколеблена. Возможно, мир стал расслабленно почивать на лаврах, обманувшись нисходящим давлением на цены, обусловленным китайским экспортом. Возможно, Центробанкам следовало обращать больше внимания на инфляцию цен на недвижимость и меньше - на низкую инфляцию цен на товары. Да, в этом есть и вина Банка Англии - но лишь наравне с прочими ЦБ, включая ФРС. Однако сейчас ожидания по ставкам меняются. Недавно монетарное ужесточение осуществил ЕЦБ, и он сделает это опять. Действительно, по прогнозам финансовых рынков, он повысит ставки примерно до 4.7%, хотя Capital Economics считает, что пиком станет уровень 4.5%. Все ждут как минимум еще одного ужесточения от Банка Англии, что в итоге поднимет ставку до 6%. ФРС пока буксует на месте. Китай ужесточает свою монетарную политику, вы сами были очевидцами шоков, пришедших с Шанхайской фондовой биржи.
На любом этапе монетарного ужесточения всегда важно сохранять чувство меры. Недавние движения рынка отнюдь не были сигналами катастрофы. Равно как не станет катастрофой и рост британских процентных ставок до 6%, хотя меня начинает тревожить мысль, что они могут вырасти еще выше. Цены на мировые акции не абсурдно высоки, как это было в 2000 г., что дает быкам возможность продолжать пока свой забег. Просто помните, что мы еще не прошли этот цикл до конца. У процентных ставок сохраняется потенциал роста.
По материалам издания Independent