12 октября 2012 Financial Times
Казалось бы, не время беспокоиться о дефиците мировой ликвидности. Но именно он нам и грозит; если ничего не предпринять, то он станет главной проблемой для глобализации в 21 веке. Мировой торговле и финансовым системам требуется смазка в виде достаточного количества однородных активов, которые можно относительно дешево покупать и продавать, не беспокоясь о том, что они обесценятся. Более полувека эту роль играли векселя и облигации Казначейства США. Уникальное сочетание безопасности и ликвидности сделало их главным инструментом банковского финансирования во всем мире: это объясняет, почему большая часть валютных резервов хранится именно в долларовой форме, и почему роль долларового кредитования в финансировании и международной торговле превышает долю США в международных торговых операциях.
Но развивающиеся рынки продолжают наступление, поэтому доля США в мировом валовом внутреннем продукте будет неуклонно падать, ограничивая возможность страны обеспечивать безопасные и ликвидные активы в нужных масштабах. Способность Казначейства выполнять свои обязательства зависит от получаемых доходов, которые, в свою очередь, определяются определяются размером американской экономики. Темпы роста развивающихся рынков опережают темпы роста США, поэтому Казначейство никогда не сможет угнаться за масштабами транзакций на мировых рынках. Америке во что бы то ни стало нужно решать свои фискальные проблемы. Конечно, дефолта не будет, ФРС всегда на чеку и готов остановить любую негативную динамику на рынке гос. долга. Но если в ближайшее время ситуация не изменится, государственные обязательства США начнут терять свою ценность. А если они начнут терять свою ценность, то утратят и доверие инвесторов. А если инвесторы перестанут воспринимать их как надежное убежище, они перестанут функционировать как стабильное обеспечение, необходимое для финансирования рынков. Никто уже не станет рассматривать их как привлекательную форму инвестиций для хранения международных резервов, или как удобное средство для международных расчетов.
Серьезный дефицит международной ликвидности приведет к краху глобализации в том виде, в котором она нам знакома. Не имея в своем распоряжении надежного средства для хранения резервов, Центробанки будут вынуждены проводить интервенции на международных рынках, а правительства - лишить их свободы. Повсюду начнет вводиться контроль над потоками капитала. Две другие экономики, способные обеспечивать надежные и безопасные активы в достаточном количестве - это Еврозона и Китай. Но Европа сейчас не в состоянии заниматься чем-то подобным. Облигациям Еврозоны не хватает единства и ликвидности, и, скорее всего, в ближайшем будущем мало что изменится. Китай же еще не сумел создать у себя ликвидный рынок облигаций. Кроме того, нельзя забывать о простом факте: все резервные валюты в истории принадлежали стране с демократическим строем. Именно демократия обеспечивает необходимую систему сдержек и противовесов, которая заставляет инвесторов, в том числе и иностранных, верить, что эти активы не будут изъяты государством. Пока не ясно, как Китай с его однопартийной системой сможет решить эту проблему.
Если ни США, ни Европа, ни Китай не смогут обеспечить такие надежные, безопасные и ликвидные активы, то где же их брать? Некоторые наблюдатели кивают на частный сектор. Они предполагают, что международные транзакции можно финансировать и оплачивать за счет первоклассных корпоративных векселей и облигаций. Между тем, корпоративным облигациям не достает единообразия, присущего гос. долгу. Чтобы их использовать, участникам международной торговли придется делать существенные инвестиции в информацию, или, хуже того, полагаться на рейтинговые агентства. И то, и другое может вылиться в копеечку. Кто-то предлагает наделить МВФ полномочиями, необходимыми для создания международной ликвидности, разрешив ему выпускать больше специальных прав заимствования; ФРС при этом будет принимать их в обмен на долларовую ликвидность. Очень хитрый план, проблема лишь в том, что Конгресс его никогда не одобрит. Остается лишь одно. США, Европа и Китай должны поделить эту обязанность между собой. Они могут сделать это, предприняв меры по восстановлению доверия инвесторов к собственным гос. облигациям. При этом в отношении всех стран эти меры будут носить не только экономический, но и политический характер.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу