17 июля 2008 Архив
В прошедшее воскресенье Секретарь Казначейства США Генри Полсон предложил беспрецедентный проект финансовой поддержки ипотечных гигантов Fannie Mae и Freddie Mac, который так ненавязчиво и, как бы невзначай, подразумевает значительное увеличение полномочий ФРС, как контролирующего органа. Это решение последовало за соглашением между ФРС и Комиссией по ценным бумагам и биржам от 7 июля, которое, в свете событий вокруг Bear Stearns, имплицитно повысило уровень проверок, выполняемых ЦБ в отношении инвестиционных банков. Этому, в свою очередь, предшествовало предложение руководителя ФРС в Нью-Йорке Тимоти Гейтнера усилить регулирующую роль Федрезерва, и предложение г-на Полсона расширить контролирующую функцию все того же Федрезерва. Это очередная глава в 200-летней истории непростых взаимоотношений между частным финансовым сектором США и чиновниками, контролирующими их деятельность. Последние предложения - это попытка повернуть время вспять и наделить центральный банк полномочиями из прошлого, 20 века, которые он будет применять в отношении современных финансовых учреждений 21 века. История показывает, что попытки изменить роль ФРС вызывают мощное политическое сопротивление и влекут за собой радикальные политические действия.
В 20 веке отмечался рост государственного контроля над финансовой политикой США. В 1913 году был создан Федеральный резервный банк, который был призван выполнять функцию связующего звена между частными финансами и нуждами демократического правительства. Политическая независимость ФРС на фоне его тесной взаимосвязи с частным капиталом смущала многих чиновников, которые в 1930-е годы успешно пересмотрели взаимоотношения государство-частный сектор, передав контроль в руки подотчетных демократических исполнительных органов, таких как Казначейство, Комиссия по ценным бумагам и биржам, и т.д. Последние предложения подразумевают сдвиг в пользу ФРС. Главный и традиционный защитник частных финансов, Республиканская партия, исторически, противостояла внедрению финансового регулирования, отдавая предпочтение системе, управляемой независимым центральным банком: предложения г-на Полсона укладываются в это русло. В свою очередь, Демократическая партия всегда с подозрением относилась к финансам, предпочитая, чтобы за ней хорошенько присматривали подотчетные исполнительные органы. Основоположником этой моды стал "отец" американской Демократической партии Томас Джефферсон, который в 1802 году написал: "Я уверен, что банки куда опаснее для наших свобод, чем действующие армии". И вот, двести лет спустя, анти-финансовые чувства продолжают приносить Демократам победу за победой.
Многие удивительные факты американской истории связаны с этой битвой между финансами и демократией. В 1790 году Джефферсон заключил с Александром Гамильтоном позорную сделку, в результате которой государство взяло на себя военные долги штатов и сформировало центральный банк, а столицу решили строить у реки Потомак. Впоследствии Джефферсон называл это самой большой ошибкой за всю свою карьеру. В 1832 году на президентских выборах победил Эндрю Джексон с лозунгом: "Банк пытается меня уничтожить, но, скорее, я уничтожу банк"! В течение нынешнего ипотечного кризиса, ФРБ Нью-Йорка разрешили, при необходимости, кредитовать Fannie Mae и Freddie Mac на внушительные суммы. Это вызывает чувство дежа вю с теми событиями, когда ФРБ Нью-Йорка, фактически, управлял всей Федеральной резервной системой. В 1920-х годах влияние Председателя ФРБ Нью-Йорка Бенджамина Стронга было настолько сильным, что его считали американским Центробанком де факто. Его власть над монетарной политикой страны была настолько сильной, что правящий тогда Республиканский президент Герберт Хувер объявил его в попытке сбить ФРС с курса, и назвал его ментальным придатком Европы. Хувер попытался "вернуть Резервную систему на путь разума и защитить интересы нации... но последствия действий ФРС оказались катастрофическими для нашей экономики" - Президент имел ввиду Великую Депрессию.
Конечно, централизованный финансовый контроль со стороны ФРС, скорее всего, останется чем-то из области фантастики, поскольку новые президенты США не спешат прислушиваться к советам своих предшественников. Однако крайне важно осознавать последствия таких предложений в историческом контексте. Будучи Демократом, Барак Обама, вероятно, будет склоняться к усилению исполнительных органов надзора, тогда как Республиканец Джон МакКейн может поставить под сомнение компетентность ФРС в свете нагрянувших ипотечного и кредитного кризисов. Последние рекомендации администрации Буша свидетельствуют о том, что любая попытка переопределить роль ФРС разжигает конфликт между финансами и демократией.
По материалам
The Financial Times
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В 20 веке отмечался рост государственного контроля над финансовой политикой США. В 1913 году был создан Федеральный резервный банк, который был призван выполнять функцию связующего звена между частными финансами и нуждами демократического правительства. Политическая независимость ФРС на фоне его тесной взаимосвязи с частным капиталом смущала многих чиновников, которые в 1930-е годы успешно пересмотрели взаимоотношения государство-частный сектор, передав контроль в руки подотчетных демократических исполнительных органов, таких как Казначейство, Комиссия по ценным бумагам и биржам, и т.д. Последние предложения подразумевают сдвиг в пользу ФРС. Главный и традиционный защитник частных финансов, Республиканская партия, исторически, противостояла внедрению финансового регулирования, отдавая предпочтение системе, управляемой независимым центральным банком: предложения г-на Полсона укладываются в это русло. В свою очередь, Демократическая партия всегда с подозрением относилась к финансам, предпочитая, чтобы за ней хорошенько присматривали подотчетные исполнительные органы. Основоположником этой моды стал "отец" американской Демократической партии Томас Джефферсон, который в 1802 году написал: "Я уверен, что банки куда опаснее для наших свобод, чем действующие армии". И вот, двести лет спустя, анти-финансовые чувства продолжают приносить Демократам победу за победой.
Многие удивительные факты американской истории связаны с этой битвой между финансами и демократией. В 1790 году Джефферсон заключил с Александром Гамильтоном позорную сделку, в результате которой государство взяло на себя военные долги штатов и сформировало центральный банк, а столицу решили строить у реки Потомак. Впоследствии Джефферсон называл это самой большой ошибкой за всю свою карьеру. В 1832 году на президентских выборах победил Эндрю Джексон с лозунгом: "Банк пытается меня уничтожить, но, скорее, я уничтожу банк"! В течение нынешнего ипотечного кризиса, ФРБ Нью-Йорка разрешили, при необходимости, кредитовать Fannie Mae и Freddie Mac на внушительные суммы. Это вызывает чувство дежа вю с теми событиями, когда ФРБ Нью-Йорка, фактически, управлял всей Федеральной резервной системой. В 1920-х годах влияние Председателя ФРБ Нью-Йорка Бенджамина Стронга было настолько сильным, что его считали американским Центробанком де факто. Его власть над монетарной политикой страны была настолько сильной, что правящий тогда Республиканский президент Герберт Хувер объявил его в попытке сбить ФРС с курса, и назвал его ментальным придатком Европы. Хувер попытался "вернуть Резервную систему на путь разума и защитить интересы нации... но последствия действий ФРС оказались катастрофическими для нашей экономики" - Президент имел ввиду Великую Депрессию.
Конечно, централизованный финансовый контроль со стороны ФРС, скорее всего, останется чем-то из области фантастики, поскольку новые президенты США не спешат прислушиваться к советам своих предшественников. Однако крайне важно осознавать последствия таких предложений в историческом контексте. Будучи Демократом, Барак Обама, вероятно, будет склоняться к усилению исполнительных органов надзора, тогда как Республиканец Джон МакКейн может поставить под сомнение компетентность ФРС в свете нагрянувших ипотечного и кредитного кризисов. Последние рекомендации администрации Буша свидетельствуют о том, что любая попытка переопределить роль ФРС разжигает конфликт между финансами и демократией.
По материалам
The Financial Times
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу