25 октября 2013 Bloomberg
Экономический ступор в сочетании с застойным положением политики и быстрорастущим долгом представляют дополнительную нагрузку, в то время как лидеры пытаются усмирить последствия риска финансового кризиса, который приговорил Европу к отставанию от таких растущих держав, как Китай. Глобальное значение Европы ослабевает: по данным Международного валютного фонда, доля валового внутреннего продукта еврозоны снизилась до 13,1 процента с 18,3 процента, зафиксированных в 1999 году, когда валюта была представлена мировым финансовым рынкам.
В телефонном интервью 14-го октября, бывший премьер-министр Италии и председатель Европейской комиссии Романо Проди признался: «Ситуация довольно сложная, однако вариант развития событий, который бы привёл к исчезновению или же распаду Европы – не реален. В ближайшей и среднесрочной перспективе, угроза того, что Евросоюз станет более разрозненным – вполне реальна».
Это не единственный вариант развития событий. В прошлом году, проведённый США анализ разведывательной информации показал, что тремя вариантами альтернативного будущего ЕС являются крах, постепенный упадок, или возрождение.
Распад крупнейшего мирового рынка – с 507-ю миллионами людей 28-ми национальностей и объёмом производства в 17,8 триллиона долларов – не был основным интересом американских шпионских агентств. Их газета «Global Trends» – выпущенная в декабре 2012 года, в тот же день когда лидерам ЕС в Осло была вручена Нобелевская премия мира – обнаружила «низкую» вероятность коллапса, при котором бы потерпели крах часть единого рынка Европы, евро, и гражданский порядок.
Вместо этого, Европа переживает период, который в отчёте американской разведки назван «медленным упадком»: комиссия считает, что в 2013 году еврозона размером в 17 стран уменьшится на 0,4 процента, ознаменовав пятый год отставания от США. Американский исследовательский центр Pew назвал ЕС «новым больным человеком Европы» в мае, после того как ежегодный опрос, проведённый в пяти странах, показал спад уровня положительного отношения к союзу на 45 процентов по сравнению с 60-ю, зафиксированными в 2012 году.
Последовавший политический радикализм не ограничивается экономически-отсталым Средиземноморским районом. По всей Европе прогрессируют движения, определяющие себя противниками чего-либо – евро, жёстких экономических мер, явной европейской сверхдержавы, банков, капитализма в стиле США, иностранцев, исламистских экстремистов или, как обычно, просто политиков.
В ходе парламентских дебатов ЕС девятого октября, европейский комиссар по юстиции из Люксембурга Вивиан Рединг отметила: «Подъём экстремизма и популизма – огромная проблема Евросоюза. Он разжигает расизм, ксенофобию, гомофобию, все виды нетерпимости».
Самый низкий уровень безработицы еврозоны – 4,9 процента, не помешал партии со слоганом «Австрия впереди» собрать 20,5 процентов голосов на сентябрьских выборах. В феврале 25,5 процентов голосов собрала итальянская протестующая группировка Five Star Movement, во главе которой стоит бывший комик Беппе Грилло. Основные предметы интереса группировки – движение по защите окружающей среды, гражданские права и непринятие традиционной элиты общества.
Недовольство глобализацией преобладает во Франции, где лидер партии National Front Марин Ле Пен обращает то, что её отец основал как партию против иностранцев, в основное движение страны.
В интервью для французских новостных источников 15-го октября Ле Пен заявила, что ЕС «рухнет, как Советский Союз. Мы составляем пять процентов населения мира, не имеющих контроля над своей экономикой и валютой, или над людьми, находящимися на территории нашей страны».
Британским вкладом в распространение протестных движений является U.K. Independence Party, которая ставит смыслом своего существования выход Соединённого Королевства из состава ЕС и ограничение иммиграции. Возглавляемая бывшим товарным брокером Найджелом Фараджем, партия UKIP набрала десять процентов голосов в ходе опроса, проведённого международной исследовательской фирмой YouGov в этом месяце. Такой результат делает UKIP третьей по значимости партией страны.
Столкнувшись с этими препятствиями, премьер-министр Девид Камерон уступил анти-европейскому крылу его Консервативной партии и пообещал вынести вопрос о членстве Британии в ЕС на народное голосование в 2017 году, в том случае, если в 2015-ом он будет переизбран.
Грядущие в мае следующего года выборы в парламент ЕС обещают стать охватывающим весь континент референдумом на тему того, что ждёт Европейский союз. Понижающаяся активность избирателей – от пика в 62 процента в 1979-ом, году проведения первого прямого голосования, до 43-х процентов в 2009 году – делает парламент уязвимым перед протестным голосованием, превращая дом европейской демократии в рупор анти-ЕС популизма.
Угрозу перестройки Европы представляют ещё три голосования, запланированные на 2014 год.
В сентябре шотландские избиратели решат, стоит ли отделяться от Соединённого Королевства. Наибольший экономический регион Испании Каталония, возможно также проведёт голосование за независимость. В мае в Бельгии пройдут выборы в федеральные органы, в результате которых наибольшее количество голосов от богатого голандскоязычного региона Фландерс вероятнее всего получит сепаратистская партия, что приведёт к возобновлению дебатов о будущей целостности страны.
По словам бывшей министра правительства Греции и комиссара Евросоюза Анны Диамандопулу, «ситуация довольно нестабильна, не только в Греции. Это исторический момент. Мы больше не можем шагать постепенно, нам приходится прыгать. Сейчас важно преодолеть этот градуализм».
Прыгать приходится и Германии, которую долговой кризис заставил играть роль неохотного европейского лидера, с Меркель в качестве незаменимого вершителя. Для многих Меркель являет собой пример неправильного лидерства. По данным проведённого в прошлом месяце в странах ЕС опроса компании Gallup, 60 процентов европейцев против внушаемого Германией упора на устранение дефицита. В то время как 90 процентов греков потребовали альтернативных путей решения проблемы, за это же проголосовало 50 процентов немцев.
Профессор истории европейских международных отношений из Кэмбриджского университета Брендан Симмс считает: «Угроза агрессии со стороны Германии равна нулю, а вот угроза бездеятельности Германии крайне высока. Чего в данный момент не хватает, так это мудрого канцлера, который бы составил дальнейший маршрут и план действий. Сейчас ситуация представляет собой ежедневное выживание, которое намного лучше, чем ничего, однако в итоге не приведёт к решению проблемы».
Сражающиеся силы союза и разъединения описал бывший бельгийский лидер Ван Ромпёй, в 2009 году, во время финансового кризиса, ставший первым постоянным председателем Европейского совета. В свободное от председательствования на саммитах по спасению евро время, Ван Ромпёй пишет хокку – один из видов стилизованной японской поэзии. В его второй сборник хокку, опубликованный третьего октября на пяти языках, входит следующее размышление:
Ускользая, кончается зима
Весна ещё сдерживает своё дыхание
Небо остаётся в сомнениях
Перевод MixedNews
http://www.bloomberg.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу