Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Обменяет ли Китай свои амбиции на экономический рост? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Обменяет ли Китай свои амбиции на экономический рост?

Недавнее заявление Пекина о том, что страна заявит свои права на недавно созданную «воздушную зону» над прибрежными водами, стало последним шагом в политической борьбе с Японией, которой принадлежит несколько заброшенных островов как раз на спорной территории. Речь идет об архипелаге, который японцы называют Сенкаку, а китайцы - Дяоюйдао
4 декабря 2013 Bloomberg
Недавнее заявление Пекина о том, что страна заявит свои права на недавно созданную «воздушную зону» над прибрежными водами, стало последним шагом в политической борьбе с Японией, которой принадлежит несколько заброшенных островов как раз на спорной территории. Речь идет об архипелаге, который японцы называют Сенкаку, а китайцы - Дяоюйдао. Однако экономический, а не политический аспект этого вопроса заключается в месторождениях нефти и газа под островами, длительное время находившимися под управлением Токио.

Совсем недавно Китай перешел от политических игр к активным действиям: заявления в отношении воздушного пространства уже не касаются самих островов и полезных ископаемых под ними, а скорее призваны продемонстрировать, что Китай набрал силу и теперь всерьез займется решением этого вопроса.

Ситуация осложняется тем, что, помимо США, многие другие страны с развитой экономикой также ведут торговые отношения с Китаем. Кроме того, Китай также владеет значительной долей американской задолженности, сектора недвижимости и полезных ископаемых. Во вчерашнем отчете Reuters отмечается, что рост промышленного производства в Китае в ноябре стабилизировался, что является лишним доказательством экономической стойкости страны. Наблюдатели по Китаю в Bloomberg заявляют, что ситуация еще лучше: на 2014 год они прогнозируют период агрессивного роста, повышение инвестиций в технологический сектор, перевозки и здравоохранение, дополнительные вложения в университеты, расширение финансирования строительства государственного жилья и базовые потребительские услуги, а также рост объемов закупки природных ресурсов, особенно в странах Африки.Подрыв такого масштабного плана реструктуризации и инвестирования из-за не слишком важного территориального спора выглядит необдуманным.

Пока что Вашингтон соблюдает дипломатическую корректность, воздерживаясь от вмешательства в затянувшийся спор. Хотя США и связаны с Японией договором о безопасности, эти обязательства могут быть легко отодвинуты на второй план. Враждующим соседям в конечном итоге все же удастся прийти к соглашению, вероятно, путем формирования области совместного развития. А вот вопрос о юрисдикции Китая касательно воздушного пространства - это уже совсем другое дело.

Коммерческие воздушные трассы, которые проходят через эту зону, могут заставить каждого путешественника дважды подумать над выбором маршрута. Но и это еще относительно небольшая проблема. Наибольшая сложность для Вашингтона заключается в том, смогут ли США подстроиться под ситуацию после того, как Китай применит силу, которой угрожает? Сопротивляться китайскому вмешательству так же разумно, как и утверждать, что Солнце и все планеты действительно вращаются вокруг Земли, и неважно, что там говорит этот неуч Коперник.

Наиболее важным событием в этом отношении на прошлой неделе все же стали настойчивые заявления Китая о своем праве определять и отслеживать воздушные суда, которые входят во вновь созданную зону. Против самолетов, попадающих в нее без уведомления, будут применены силы ПВО. Не следует ворошить прошлое, но тем не менее - кто-либо задумывался о судьбе рейса KAL 007, того самого, который был сбит ракетой на советском Дальнем Востоке после входа в запрещенную зону 30 лет назад? Так что, скорее всего, сейчас не слишком подходящий момент для необдуманных заявлений.

А теперь самое время взглянуть на карту. Не нужно быть картографом для того, чтобы понять, что что-то здесь не так. Японское воздушное пространство непропорционально растянуто и почти достигает китайского побережья и берегов Тайваня. Более того, оно простирается слишком далеко от самой Японии. Претензии со стороны Тайваня и Южной Кореи менее амбициозны, но все же достаточно сомнительны: ведь интересы этих союзников США были урегулированы Америкой еще во время холодной войны.

Если взглянуть на карту еще раз, то можно понять, что под видом зон управления воздушным движением приводится старая американская политика сдерживания в Тихоокеанском регионе. Решение вопроса о новых правах Китая может послужить как корректирующая мера. Кроме того, следует вспомнить, что Япония впервые захватила острова Сенкаку в рамках расширения империи в 1895 году. В то время Китай был поставлен на колени — в стране царила нищета и хаос, и она не могла защитить себя от какой-либо внешней силы. Впрочем, это не может служить оправданием тому, что Пекин начал неделю с угроз.

Краткосрочные и долгосрочные проблемы воздушной зоны

Давление с помощью истребителей было неуклюжим просчетом со стороны Си Цзиньпина. В случае уступок для Китая останется актуальной иная проблема: что же будут делать Вашингтон и его союзники в регионе? Рисовать новые линии на карте? Оставлять все как есть? А как же быть со следующим рейсом компании Cathay из Нью-Йорка в Гонконг?

Пока что реакция не слишком согласуется с постепенным выходом Китая на мировую сцену. Коммерческие перевозчики Японии получили указания сначала соблюдать, затем игнорировать, а затем вновь соблюдать требования Китая о необходимости уведомления властей последнего о планах полетов через зону. В настоящий момент Япония, Южная Корея и США направили истребители в спорную зону без предварительного предупреждения Пекина.

На выходных президент Барак Обама порекомендовал американским перевозчикам все же соблюдать эти правила — разумный ход. Но основной вопрос — поддержать или отказать в реализации новой идеи Пекина, а также что делать потом — так и остается нерешенным. Те же, кто считает, что Сеул или Токио действовали без согласия Вашингтона — если не по принуждению последнего — явственно не понимают принципы работы системы безопасности на Дальнем Востоке.

Наибольшей ошибкой стал приказ Министра обороны США Чака Хэйгела направить два бомбардировщика Б–52 в спорную зону. Это плохая стратегия и еще худшая ее реализация, более того, это ничего не дало для сохранения доверия к США. Сейчас лучше всего применять умелую дипломатию, которая наверняка будет более эффективной.

Со стратегической точки зрения США не могут развернуть свои силы в регионе так, как сделали когда-то. Это не вопрос слабости, выбора или морали. Это исторический факт. Старая система безопасности напоминала колесо с Вашингтоном в центре, окруженным союзниками. Сейчас же отношения стали намного более натянутыми, а силы - более диверсифицированными.

Что же касается реализации, то Б–52 были решительно неудачной идеей. Если бы грубое противостояние и применение силы были лучшим способом решения конфликта, эти адские птички доказали бы свою полезность: со времен вьетнамской войны жители Азии питают к ним суеверный ужас. И вот сейчас они взлетели с авиабазы на Гуаме и стали зловещими признаками агрессии со стороны якобы вечно вмешивающегося во внутренние дела третьих стран Запада… Согласитесь, не самое душевное заявление.

http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу