Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Мартин Вулф, Волков бояться - в лес не ходить » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Мартин Вулф, Волков бояться - в лес не ходить

Прошел почти год, с тех пор, как американский кризис субстандартного кредитования превратился в мировой. Тогда многие надеялись, что переоценка риска окажется не более чем кратковременным вторжением в прогресс американской и мировой экономики. Надежды не оправдались. Проблемы ипотечных организаций Fannie Mae и Freddie Mac, падение фондовых рынков и рост цен на нефть - все это ясно свидетельствовало о том, что конца бури ждать еще очень долго
23 июля 2008 Архив
Прошел почти год, с тех пор, как американский кризис субстандартного кредитования превратился в мировой. Тогда многие надеялись, что переоценка риска окажется не более чем кратковременным вторжением в прогресс американской и мировой экономики. Надежды не оправдались. Проблемы ипотечных организаций Fannie Mae и Freddie Mac, падение фондовых рынков и рост цен на нефть - все это ясно свидетельствовало о том, что конца бури ждать еще очень долго. И, по всей вероятности, она - буря - еще даже не прошла свою начальную стадию. Итак, что же сейчас происходит с экономикой? И что ее может ждать впереди? Вот предварительные ответы на эти вопросы. Ответ на первый вопрос делится на две основные части: непрекращающиеся финансовые трудности и растущие цены на сырьевые товары. То, что происходит с акциями банковского сектора, как нельзя лучше характеризует финансовый кризис. В США за период с прошлого года до конца прошлой недели главные жертвы кризиса, т.е. банки, потеряли половину своей рыночной стоимости по отношению к композитному индексу S&P.

Но о здоровье банков болеют не только фондовые инвесторы. Сами банки также обеспокоены. По сравнению с мартом к настоящему моменту спрэды между процентными ставками по межбанковскому кредитованию в долларах, евро и фунтах стерлингов и ожидаемыми трехмесячными и шестимесячными официальными ставками увеличились. По шестимесячным кредитам спрэды сейчас равны двум максимумам - сентября и декабря прошлого года (см. график). Это не простой кризис ликвидности. Банки не скрывают беспокойства относительно кредитоспособности своих коллег. И у них есть обоснованная причина для волнений: качество основного обеспечения большей части кредитов предыдущих лет - жилья - продолжает ухудшаться. Индекс 20 крупных городов США Case-Shiller упал на 18% в номинальном исчислении и на 22% в реальном исчислении в период между пиком середины 2006 года и апрелем этого года. Скорость падения также увеличивается. Поэтому нет ничего удивительного в том, что фондовый рынок испытывал нечто, близкое к панике, в отношении перспектив двух спонсируемых государством организаций Fannie Mae и Freddie Mac, которые финансируют около трех четвертей всех американских ипотечных займов. Не исключено государственное поглощение государством этих компаний, общая сумма обязательств которых равна приблизительно 40% от ВВП США, не исключено. Что касается валовой государственной задолженности, то в случае такого поворота США будет напоминать Италию.

Между тем, цена на нефть приблизилась к $150 за баррель. В реальном исчислении цена нефти сейчас на 25% выше, чем в 1979 году в самый разгар второго нефтяного шока. Растущие цены на нефть и прочие сырьевые товары вызывают недоумение, поскольку мировой экономический рост замедляется: в июне средний прогноз по росту в этом году составил 2.9% (на основании рыночных ставок) по сравнению с 3.8% в 2007 году. Такое снижение в основном обусловлено замедлением роста в высокодоходных странах, как например в США, где прогнозы по росту в этом году составляет лишь 1.5% по сравнению с 2.2% в 2007, а в западной Европе - 1.8% по сравнению с 2.8% в 2007 году. Итак, почему же цены на сырье расту, когда мировая экономика слабеет? Похоже, модно стало все списывать на "спекуляции". Но поскольку спекуляции окружают нас всегда, это не объясняет, почему цены растут сейчас. Еще одним популярным объяснением является агрессивная политика ослабления монетарных условий в США. Но это едва ли объясняет тот факт, что цена на нефть стремительно растет даже в евро. Также спекуляции не объясняют и рост цен на сырье, для которых не существует активных рынков фьючерсов: например, железная руда.

Что касается нефти, то, как утверждают некоторые эксперты, в вопросах производства спекуляции подразумеваются сами собой. Производители - это спекулянты в отношении будущей стоимости своего ресурса, и они заслуживают это название, поскольку их ресурс ограничен. Производители оставят нефть в недрах земли, если ожидается, что реальная стоимость нефти будет расти быстрее, чем прибыль от альтернативных активов. Что же определяет текущую цену, так это ожидаемая в будущем цена. Наиболее важными катализаторами роста стали предполагаемое увеличение спроса со стороны развивающихся стран, в особенности Китая, и мрачные перспективы альтернативных источников предложения. Самым существенным фактором является стремительный экономический рост в Китае: по прогнозам, в этом году в этой стране темпы роста составят приблизительно 10%, а в 2009 - свыше 9%.

Итак, что же ждет мировую экономику впереди? Пожалуй, в ответе на этот вопрос ключевым словом будет неопределенность. Можно рассказывать сказки о возвращении мировой экономики к быстрому росту. Точно также легко рассказывать сказки о финансовом ослаблении. И все же баланс экономических сил носит жесткий характер: Финансовые кризисы и падение цен на недвижимость в США и ряде других высокодоходных стран; растущие цены на сырье; инфляционные давления, в особенности в развивающихся странах. Трудно представить себе какой-либо другой исход, кроме устойчивого замедления мировой экономики. Очень вероятно, что трендовый рост мировой экономики значительно ниже, чем говорили прогнозы пару лет назад. Более того, некоторые риски могут образовывать опасные сочетания. Например, атака на Иран может спровоцировать рост нефти выше $200. Также кредитоспособность американского правительства нельзя принимать на веру. Если бы текущий делевередж экономики Штатов привел к сокращению потребления в США, то экономика могла бы войти в стадию рецессии. В этом случае фискальные дефициты в США резко бы возросли, а долгосрочные процентные ставки - подскочили вверх. В результате динамика задолженности американского правительства может предстать в очень неблагоприятном виде. В итоге может даже возникнуть бегство от доллара и долларовых облигаций. Кто тогда захочет управлять Федеральной резервной системой?

Хорошая новость заключается в том, что пока мировая экономика держалась на удивление хорошо. Плохая новость заключается в том, что риски остаются однозначно нисходящими. Чтобы пережить шторм целым и невредимым, потребуется немного удачи и много рассудительности. Но, ничего не поделаешь: волков бояться - в лес не ходить

Мартин Вулф,
По материалам The Financial Times

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу