Ранние индикаторы итогов марта: российская экономика погружается в полномасштабный кризис » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Ранние индикаторы итогов марта: российская экономика погружается в полномасштабный кризис

Ранние индикаторы экономической активности в первом месяце весны указывают на почти 100%-ный риск рецессии в ближайшие кварталы. Правда, на показателях коммунального сектора промышленности (т.е. производства и распределения электричества, газа и воды) отразилась еще и теплая погода марта, добавившая к мрачным перспективам внутреннего спроса и падению деловой и потребительской уверенности еще и аномальное падение спроса на ключевой продукт российской экономики – топливо
5 апреля 2014 Живой журнал | Архив Журавлев Сергей

1. Ранние индикаторы экономической активности в первом месяце весны указывают на почти 100%-ный риск рецессии в ближайшие кварталы. Правда, на показателях коммунального сектора промышленности (т.е. производства и распределения электричества, газа и воды) отразилась еще и теплая погода марта, добавившая к мрачным перспективам внутреннего спроса и падению деловой и потребительской уверенности еще и аномальное падение спроса на ключевой продукт российской экономики – топливо.

Полагаясь на данные индекса PMI, можно ожидать, что деловая активность в сфере услуг в марте угасала максимальными темпами с августа 2010 года, когда на деятельность в секторе негативно повлияла жаркая погода. А общие объемы производства, включая обрабатывающие отрасли и сферу услуг, сжимались темпами, которые последний раз видели почти 5 лет назад - в мае 2009 года.

В отраслевом разрезе потребительски-ориентированные сектора промышленности, вероятно, все еще оставались в относительно лучшем состоянии, чем нацеленные на инвестиционный спрос. Сфера услуг, еще пытавшаяся в январе-феврале сохранять рост активности, в марте «поддержала» затухание производства - индекс деловой активности здесь резко понизился, и опустился в марте ниже 50-отметки, фиксирующей оживление, впервые с июля 2013 года. Спад деловой активности охватил 5 из 6 исследуемых секторов сферы услуг, кроме «гостиниц и ресторанов». Деловые ожидания в секторе услуг упали до самого низкого уровня с декабря 2008, отражая давление экономической и политической неопределенности, а также волатильности курса рубля, которая, вероятно, будет сдерживать восстановление в ближайшие кварталы.

Внутренний и экспортный спрос падали синхронно, причем экспортные заказы сокращались максимальными темпами с 2009 года. Правда, динамика местных продаж автомобилей в марте улучшились благодаря эффекту базы, тем не менее, годовой индекс остался в отрицательной зоне (-8,4% в марте по сравнению с -18,5% в феврале).

Ко всему этому добавилась еще и выросшая на 6 градусов к марту прошлого года среднемесячная температура, снизившая, по предварительным оценкам, потребление газа на 6% и выработку электроэнергии на 4.7% против соответствующих прошлогодних данных. Исходя из снизившегося потребления электроэнергии и продолжающегося сокращения железнодорожных грузоперевозок (на 0.4% за год), можно предположить, что изменение промышленного выпуска, снова, как и в январе, после непродолжительной февральской паузы, окажется в минусе.

Ранние индикаторы итогов марта: российская экономика погружается в полномасштабный кризис


2. Вялый спрос ограничивает возможность переноса резко выросшей инфляции издержек на цены конечных покупок (хотя потребительская инфляция и заметно ускорилась в марте). Это сулит мрачные перспективы рынку труда, поскольку единственным выходом из этой ситуации для предприятий становятся дополнительные оптимизации затрат труда - как в части численности персонала, так и заработной платы.

Об ускорении потребительской инфляции говорит выросший годовой ее индекс – с 6.2% до 6.9% в марте. Однако это довольно скромное изменение маскирует весьма существенное ускорение ее в марте. Сезонно скорректированный рост цен на продовольствие к предыдущему месяцу составил примерно 18% в годовой оценке (против 6.9% прироста продовольственных цен за предыдущий год, февраль к февралю). Подтягиваются и непродовольственные товары – скорость роста цен на них в марте уже достигла 7.5% в сезонно скорректированной годовой оценке, тогда как в предыдущий год она в среднем не поднималась выше 4.3%.

Ранние индикаторы итогов марта: российская экономика погружается в полномасштабный кризис


3. По прогнозу главного экономиста HSBC по странам СНГ и России Александра Морозова, если геополитические риски не затихнут, российская экономика, скорее всего, войдет в техническую рецессию во 2-м квартале (два последовательных квартала спада производства). Несмотря на это, не будет никакой возможности уйти от «ястребиной» денежно-кредитной политики, поскольку это единственный способ поддерживать какую-то стабильность на валютном и других финансовых рынках, и сохранения предпринимательской уверенности. В целом российская экономика движется в неправильном направлении, противоположном движению мировой экономики, которая наращивает темпы роста.

С использованием материалов VTB Capital Research и HSBC.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter