Голодные игры: ЕС готовится к газовому эксперименту над собой » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Голодные игры: ЕС готовится к газовому эксперименту над собой

Когда все последние годы Евросоюз противился строительству «Южного потока», объяснения были связаны с тем, что новая труба будет полностью заполняться российским газом. А новые правила ЕС настаивают на доступе к трубопроводным системам третьих лиц. Но это — только официальная «отмазка», ведь, например, газопровод, который доставит в Европу азербайджанский газ, от таких правил освобождён.
7 мая 2014 Однако
Реальная же причина была в другом. Сохраняя украинское направление транзита, Евросоюз оставлял дополнительный козырь Украине. Чем последняя иногда и пользовалась, хотя в полной мере этот козырь сыграл именно сейчас. «Нафтогаз» мог вовремя не платить, торговаться и т.п., а возможности «Газпрома» адекватно ответить были ограничены обязательствами по доставке газа в европейские страны. Одновременно порождённый этой схемой постоянный газовый конфликт ухудшал и российско-украинские отношения в широком смысле.

Конечно, мало кто предполагал, что на Украине начнётся настоящая гражданская война. Но то, что противоречия между Востоком и Западом Украины зрели и в среднесрочной перспективе этот гнойник в любом случае прорвался бы, — было, в общем-то, очевидно. По крайней мере, вероятность такого развития событий была достаточной для того, чтобы озаботиться запасным маршрутом. Собственно, поэтому «Газпром» и приступил к строительству «Южного потока» даже без чётких гарантий со стороны Евросоюза. И, как показывают текущие события, оказался прав.

Неспособность европейцев просчитывать на два хода вперёд (то есть понять, что сомнительные преимущества сейчас обернутся серьёзными проблемами через несколько лет) объяснить сложно, но она давно не удивляет. Этот шаблон поведения в полной мере может проявляться и в вопросах транспортировки российского газа в ЕС.

Но если до недавнего времени упорство Евросоюза можно было списать на специфический образ мышления евробюрократов, то понять их логику сейчас вообще невозможно. Создаётся впечатление, что они сами полностью поверили в собственную пропаганду о вменяемости «майданного» руководства и относительно контролируемой ситуации в стране.

Ведь с нынешней скоростью развития событий никто не знает, что вообще будет с украинской ГТС завтра или послезавтра. Будет ли в ней газ, будет ли труба в целости и сохранности. А те же украинские прозападные радикалы уже высказывались в том смысле, что труба больше нужна России, чем Украине.

Что же сейчас нужно делать европейцам? Конечно, рассматривать запасные варианты. Даже если с долгами и хранилищами (о чём подробней — ниже) вопрос удастся решить, риски снижения объёмов транзита из-за наступающего хаоса слишком велики, чтобы полагаться на авось.

Что это за запасные варианты? Во-первых, нужно тестировать работу «Северного потока» на полную мощность. Во-вторых, продумать маршруты перераспределения газа и проверить работу «реверсов» и интерконнекторов (а что-то, может, удастся достроить или построить). Чтобы максимальное количество газа в критический момент можно было бы довести до юго-восточной Европы, которая традиционно сильно зависит от российских поставок. Кстати, по интеграции европейских газопроводов между собой Евросоюз много сделал за последние годы, поэтому в случае блокирования украинского направления транзита ситуация будет лучше, чем в предыдущий кризис (при таких же сроках перекрытия украинской трубы). Конечно, всё это полумеры — но лучше, чем ничего. Ну и, в-третьих, поддерживать «Южный поток», а не блокировать его.

Вместо этих, как представляется, важных приготовлений еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер не нашёл лучшего времени для выдвижения новой (и абсолютно нереальной) инициативы: о единой закупочной цене на газ для всех стран Евросоюза.

А теперь по конкретике. Если всё же укрГТС успешно переживёт зиму, и Россия сможет поставлять по ней газ, что необходимо сделать для стабильного транзита в Европу.

Во-первых, для этого нужно, чтобы был решён вопрос со старыми долгами. Иначе поставки газа на Украину прекратятся, после чего может начаться несанкционированный отбор из европейских объёмов. Глава российского Минэнерго Александр Новак уже объявил, что если Украина не оплатит долг в мае, то с июня газ будет предоставляться по предоплате. А долгов этих накопилось 3,5 млрд долларов. Пока для сохранения старой схемы нужно заплатить лишь за апрельские поставки (в июне — за майские, и так далее). «Нафтогаз» вроде бы готов выплатить значительную часть долга из средств кредита МВФ — 2,16 млрд до конца мая. Правда, тут уже есть проблема. Кредиты МВФ даются всё же не просто так, а под определённый план экономического развития, который сейчас опять же под вопросом. Что будет в результате — неясно.

Но транзит — это только половина вопроса. Второй важный момент — наполнение украинских хранилищ, которое раньше осуществлялось «Нафтогазом», так как «Газпром» после старых конфликтов опасался в них держать свой газ. Ясно, что не будет он этого делать и сейчас. Также ясно, что денег для закупки (а это около 12 миллиардов кубометров газа или 5 млрд долларов) не будет и у Киева. Остаётся Евросоюз.

Напомним, что в прошлую пятницу прошёл первый раунд трёхсторонних переговоров по вопросам газового транзита, которые завершились ничем. Но на май запланированы и новые встречи. Ведь закачку нужно начинать в ближайшее время.

А. Новак уже предложил ЕС «разделить ответственность» за наполнение хранилищ. Иными словами, фактически купить газ для хранилищ самостоятельно. Кстати, предложение (если, конечно, именно это хотел сказать глава Минэнерго) достаточно щедрое. Щедрое потому, что «Газпром» ревностно относился к любым проявлениям доступа европейских импортёров газа к украинским ГТС и ПХГ, но сейчас, видимо, готов пойти и на это. Но, судя по всему, и европейцы побаиваются хранить свой газ в украинских ПХГ.

В любом случае 12 млрд кубометров газа из ПХГ (которые теоретически может недополучить Европа) не столь критичны, их можно компенсировать с помощью сжиженного газа, хотя и будет дорого. Так что главное всё же — это стабильный транзит, который, к сожалению, уже не может быть гарантирован даже после решения экономических вопросов.

http://www.odnako.org/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter