14 мая 2014 Bloomberg
Лэнс Робертс предупреждает: ожидайте низкую доходность в течение следующих 10 лет:
"Дин Бейкер в своей недавней публикации при Центре экономических и политических исследований, отчаянно пытается опротестовать аргументы по поводу стоимости акций и возможного существования пузыря на рынке активов. В своей попытке убедить нас, что на сей раз все по другому, он использует циклически скорректированный коэффициент Шиллера Р/Е и довольно выборочный анализ данных. А именно:
"За последние 20 лет коэффициент Шиллера дважды превышал уровень в 25* РЕ. В первый раз это произошло в 1997 году, когда коэффициент вырос до 27,5*. Средняя реальная доходность в последующие пять лет была на уровне -0,7%. Это довольно слабо, однако, не катастрофа. Кроме того, все выглядит по-другому, если мы начнем отсчет от момента, когда отношение только превысило уровень в 25*. На конец 1996 года коэффициент Шиллера был равен 24,3*. Если считать от этого момента, то средняя доходность в последующие пять лет равнялась 8,9%. Не так много оснований для пессимизма.
Во второй раз РЕ пересек порог в 25* в 2004 году. Максимальное значение коэффициента тогда составило 27,0*. Данные Шиллера показывают реальную доходность на уровне 1,1% в последующие пять лет. Это, конечно, не фантастический результат, однако он все же лучше, чем доходность фондов денежного рынка.
Другими словами, в предыдущие два раза, когда рынок пересекал этот волшебный пороговый уровень в 25 РЕ, инвесторы обманулись бы в своих расчетах, если бы ожидали длительный период отрицательной доходности. И, поскольку рынок пересекал этот уровень только два раза за последние 80 лет, мы можем использовать имеющиеся данные для оценки будущих перспектив".
На мой взгляд, этот анализ пропускает некоторые ключевые моменты.
Прежде всего, мы, как инвесторы, вкладываем средства на долгий срок. Аргументы Бейкера касаются доходов в последующие пять лет. Почему он не использовал 10 лет, которые бы соответствовали данным Шиллера? Или 15 лет — средний срок инвестирования до выхода на пенсию?
Дэвид Леонхардт недавно написал: "Ставшая признанной классикой книга "Анализ ценных бумаг" Грэма и Додда призывает инвесторов сравнивать стоимость акций и прибыль компаний за период "не менее пяти лет, предпочтительно, семи или десяти ". Десять лет — достаточный срок для экономики, чтобы войти и выйти из рецессии. Это достаточный срок, для того, чтобы новые чудаковатые теории пришли и ушли.
Г-н Шиллер использовал идеи Грэма и Додда, и долгое время публикует на своем вебсайте свою версию отношения цены к прибыли, которая сравнивает текущие цены к средней прибыли за предыдущие десять лет. В прошлом году за свой "эмпирический анализ стоимости активов" он получил Нобелевскую премию.
На графике ниже вы можете видеть долгосрочную историю Циклически скорректированного коэффициента Р/Е Шиллера.
В то время, как Дэвид и Дин рассматривают оценки, превышающие 25*, история показывает, что обычно пикам бычьего рынка соответствовали оценки выше 23*. И наоборот, циклическим минимумам соответствовали оценки в 7* или менее.
При использовании относительного сравнения, в данном случае за 10 лет, данные Шиллера предлагают понимание того, какой должна быть доходность рынка. На графике ниже проведено сравнение САРЕ Шиллера за 10 лет с десятилетней будущей доходностью SnP 500.
История показывает, что с учетом текущих уровней, доходность фондового рынка в следующие десять лет будет скорее низкой, чем высокой.
Как заметил Джон Хассман:
"… Это дает нам десятилетнюю номинальную доходность в 1,5%, что, вероятно, правильно, хотя мы исходим из предположения, что за этот период не случится движения, которое можно было бы считать возвратом к "недооценке".
Конечно, в предположении, что инфляция останется на уровне 2%, как надеется ФРС, мы получаем реальную доходность на уровне -0,5%. Это далеко не так оптимистично, как предполагает Бейкер.
На первом графике из представленных выше, я выделил области скорректированного с учетом инфляции индекса SnP 500 во время цикличных медвежьих рынков, которые развивались на фоне возврата к среднему стоимости акций. В то время, как Бейкер использует пятилетние периоды в своем анализе, он также игнорирует влияние инфляции на капитал. Как видно из выделенных областей, в эти периоды результаты рынка обычно стагнируют или падают.
Также в своем анализе Бейкер упускает из виду то, что индивидуальные инвесторы, которые купили и держали свои индексные портфели на пике бычьего рынка в 1999 году, до сих пор имеют отрицательный доход на свои вложения. Что еще более важно, Бейкер в своем анализе не учитывает потерю самого ценного для инвестора актива — времени.
Как я говорил выше, инвестиционный горизонт большинства инвесторов составляет 15 лет. В то время, как в конечном итоге инвестор может вернуть себе потерянные на рынке деньги, он не может вернуть потерянное время. Как я повторял множество раз в прошлом: возврат потерянного капитала — это не инвестиционная стратегия.
График ниже прекрасно иллюстрирует вышесказанное. На нем вы видите результаты инвестиции в $100 тыс. в SnP 500 с 1990 года по настоящее время. Причина, по которой я выбрал 1990 в качестве стартовой точки, состоит в том, что именно после 1990 года 80% от всех инвесторов нынешнего времени стали инвестировать. Из них еще 80% вышли на рынок после 1995 года. Если не верите мне, спросите 10 случайных людей, когда они начали инвестировать на финансовых рынках — будете удивлены их ответами.
К сожалению, большинство инвесторов редко поступают логично, и гораздо чаще реагируют эмоционально на колебания рынка. Когда стоимость акций растет, они, вместо того, чтобы спрашивать себя, когда продать, покупают. Обратное происходит, когда цены падают. Инвесторы сначала впадают в паралич, а затем "надеются", что коррекция скоро прекратится и рынок восстановится. В конечном итоге боль от потерь становится слишком большой, и инвесторы сбрасывают акции по самым невыгодным ценам. Несмотря на разговоры в СМИ о том, что "если бы инвестор купил на минимуме рынка...", правда в том, что мало кто так действительно поступил. Самое крупное влияние на результаты инвесторов оказывает их подверженность эмоциональным решениям. Это хорошо продемонстрировано в исследовании инвесторов Dalbar от 2013 года, которое показало, что за их неудовлетворительные результаты на 45-55% ответственны "психологические факторы". Из исследования:
"Анализ притока средств от инвесторов по сравнению с результатами рынка показывает, что инвесторы не умеют прогнозировать рынок. Рост рынка редко совпадает с увеличением притока средств, в то время, как рыночные падения не совпадают с оттоком средств из паевых фондов".
Другими словами, инвесторы постоянно покупают у максимумов и продают у минимумов. Еще одна серьезная причина отставания инвесторов, согласно исследованию, - недостаток капитала для инвестирования. Это также не удивительно, учитывая текущую экономическую обстановку.
Рынки сейчас не являются дешевыми, какую бы метрику для их оценки мы не использовали. Если рост прибылей компаний продолжит слабеть, или увеличатся процентные ставки, тезис бычьего рынка рухнет и "ожидания" столкнутся с реальностью. Так работает рынок.
И в этот раз не будет "все по-другому". Единственной разницей станет лишь то, что вызовет очередной возврат оценок к среднему значению. Если предыдущие два медвежьих рынка не научили вас этому, то я не знаю, что научит.
Dartstrade поделился консенсус-прогнозом от Bloomberg по росту ВВП США на второй квартал текущего года. Бросается в глаза различие в оценках по сравнению с предыдущим кварталом.
Vandertrade приводит портфель Berkshire Hathaway Уоррена Бафета по состоянию на 14 февраля 2014 года.
Портфель сортирован по объему стоимости активов:
Editor приводит статью, в которой обращается внимание на возросший интерес к биткоину у американских банкиров. Американская ассоциация банкиров (American Bankers Association) отмечает, что «можно с уверенностью сказать, что каждый банк следит за тем, что происходит с биткоином, и за такими типами технологий. Большинство крупных банков изучает эти возможности. Чем крупнее банк, тем интенсивнее изучают».
Аналитики Goldman Sachs Group Inc. написали в мартовском отчете, что хотя биткойн не может стать жизнеспособной валютой, технология может иметь потенциал.
Главный исполнительный директор JPMorgan Chase & Co. Джейми Даймона, прогнозировал, что биткоин скорее всего не протянет долго после того, как правительства окружат его правилами и стандартами, аналогично другим платежным системам.
Глава Berkshire Hathaway Уоррен Баффет заявлял, что не удивится, если он исчезнет в течение 10-20 лет. Он не годится в качестве валюты. В свою очередь, давний деловой партнер Баффета, Чарльз Мангер (Charles Munger), был менее снисходительным, назвав биткоин крысиным ядом.
Wedbush Securities изучает возможности использования систем похожих на биткоин для межбанковских переводов. В компании не исключают, что фирмы могут использовать биткоин напрямую, если это обеспечит более высокий уровень безопасности транзакций.
Таким образом, банки заинтересованы в том, чтобы обновить технологию, которая у них уже есть, сделав платежи более быстрыми.
При этом Счетная палата (Clearing House), которая управляет сетью переводов для компаний, включая банки и кредитные союзы, не рассматривает системы, аналогичные биткоину, в качестве замены, даже если некоторые банки могут использовать технологию для операций.
Sambojoy ссылается на слова сооснователя Quantum Fund Джима Роджерса, который считает, что так называемые точечные санкции Запада не будут иметь серьезный негативный эффект для российской экономики. По его мнению, многие страны все равно хотят торговать с Россией и будут торговать с ней. Америка навредила сама себе: ее действия привели к тому, что Россия начала активнее развивать торговые связи с азиатскими странами и многие страны в Азии будут только рады такому повороту.
Роджерс считает, что российский фондовый рынок торгуется с огромным дисконтом, многие активы очень дешевы. По словам инвестора, он купил акции «Аэрофлота», Московской фондовой биржи. Помимо них есть еще много активов, которые заслуживают внимания.
Даниил Александров сообщает, что число жертв «аферы Бернарда Мэдоффа» составляет больше 50 тысяч человек, а сумма исков о возмещении ущерба превышает $40 млрд., по результатам оценки фонда Madoff Victim Fund, учрежденного Министерством юстиции США. Ранее говорилось о сумме возмещений в $17,5 млрд.
Общее число поступивших претензий – 51 700, обращения поступили от граждан 119 стран: больше всего заявок от американцев, за ними идут немцы, итальянцы, французы и швейцарцы.
Фонд Мэдоффа за 20 лет собрал под своим управлением в совокупности около $64,8 млрд., выплачивая инвесторам по 12–13% годовых, пока в 2008 году не был разоблачен. Как выяснилось, фонд в это время не инвестировал почти ничего из собранных средств, работая по схеме финансовой пирамиды. Сейчас Мэдофф отбывает 150-летний тюремный срок.
Считается, что вину за обман вкладчиков разделяет с предпринимателем также Комиссия по ценным бумагам США, многочисленные проверки которой за годы ни разы не выявили значительных нарушений в деятельности финансиста.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу