6 июня 2014 Saxo Bank Huopainen Juhani
• Возможный исход заседания ЕЦБ был учтён до заявлений
• Если банки продолжат бездействовать, Драги может сократить ставки ещё
• TLTRO может и не помочь в стимулировании кредитования
Заседание управляющего совета Европейского центрального банка (ЕЦБ), которое состоялось в четверг, в настоящее время расценивается как, возможно, одно из наиболее важных финансовых событий года. От центрального банка ожидалось объявление новых политических мер, которые могли бы повысить уровень банковского кредитования и обеспечить удовлетворение инфляционных ожиданий, поскольку зона евро страдает от снижения темпов роста цен, а некоторые страны уже наблюдают дефляцию. Одной из основных причин этого является сильный евро, и многие надеялись, что меры, предложенные ЕЦБ, помогут ослабить евро против основных валют. Действительно, EURUSD можно рассматривать в качестве «барометра» измерения эффективности политики Европейского центрального банка.
Реакция рынка показывает, что возможный исход был учтён
К сожалению, ЕЦБ дал большие обещания перед своей встречей, и финансовые рынки приняли это во внимание: после предыдущего заседания ЕЦБ 6 мая, бездействие центробанка подняло EURUSD до максимума 1,3991, который был достигнут 8 мая, т.е как раз перед словесной интервенцией ЕЦБ и обещаний начать действовать. Речи с «голубиной» направленностью и намёки на предстоящие шокирующие меры привели EURUSD к минимумам на уровне 1,3585 перед последним заседанием ЕЦБ. Затем, после публикации о снижении процентных ставок, пара EURUSD пошла вниз, и после начала пресс-конференции и представления главой ЕЦБ Марио Драги (Mario Draghi) нетрадиционных программ денежно-кредитной политики банка она упала ещё больше, в конечном итоге, приблизившись к минимуму на 1,3503. Но по мере продолжения пресс-конференции, пара снова начала восхождение и завершила торговую сессию на уровнях, какие были отмечены перед объявлением. Предлагаю посмотреть, что же было в предложенном пакете мер.
1) Процентные ставки были сокращены, но имеет ли это значение?
Основная ставка рефинансирования была снижена с 0,25 процента до 0,15 процента (т.е. на 0,10 процента)
Ставка по кредитам была сокращена с 0,75 процента до 0,40 процента (минус 0,35 процента)
Депозитная ставка с 0,00 процента была опущена до -0,10 процента (минус 0,10 процента)
Размер сокращения ставок был немного меньше по сравнению с ожиданиями консенсуса, а отрицательная ставка по депозитам должна оказать больше практического влияния, по крайней мере, в отдельности, хотя с этим можно и поспорить. Помните, целью ЕЦБ было простимулировать банковское кредитование за счёт увеличения ликвидности и создавая альтернативные возможности, просто сидя на куче денег и возвращая его ЕЦБ с процентами. Размер минуса настолько мал, что он не будет иметь заметных последствий, и его теперешнее значение более важно, скорее, в качестве сигнализирующего инструмента. Банки понимают, что ЕЦБ не желает видеть их просто с кучей средств в бездействии, но если эта практика продолжится, ЕЦБ может принять дополнительные ответные меры.
2) TLTRO – переделка неудавшейся LTRO
Целевые операции долгосрочного рефинансирования (TLTRO) дают банкам возможность брать кредиты от центрального банка с большим сроком погашения (до сентября 2018 года, около четырёх лет) и по сниженной процентной ставке. Первые предлагаемые даты приходятся на сентябрь и декабрь. Право на участие в этом определяется состоянием кредитных портфелей нефинансового частного сектора: банки могут получать кредит от ЕЦБ в объёме до семи процентов их кредитных портфелей, однако сюда не включены кредиты на жильё. Фонд TLTRO не может быть использован на покупку государственного долга. Основная идея заключается в том, чтобы снизить расходы на кредитование для частного сектора, а не подпитывать «пузыри» на рынке жилья.
Как сказал Драги, до того, как мы увидим результаты TLTRO, пройдёт несколько кварталов. Это попахивает мерзкой «денежно-кредитной мглой»: ЕЦБ фактически может просидеть до начала 2015 года, ожидая, когда банки подхватят предложение и состоится ли кредитование вообще. Вы ж ещё не забыли о программе LTRO? Поначалу банки были полны энтузиазма в отношении данного мероприятия, однако помимо покупки гособлигаций и ценных бумаг, которые выпускались лишь для того, чтобы гарантировать право на участие в этих операциях, ни одного кредита частному сектору выдано не было. Вскоре после этого, банки решили возвратить деньги при ближайшей возможности, поскольку, как считалось, получение средств от ЕЦБ в рамках LTRO могло представить банки в невыгодном свете и быть расценено как признак слабости. С TLTRO можно избежать этих проблем, если банки сочтут эту программу хорошей сделкой, и не чем-то, на что пойдёт только самый отчаянный. Кроме того, пока сложно дать однозначный ответ, хотят ли банки кредитовать частный сектор и вообще есть ли спрос на такие услуги.
3) Завершение стерилизации SMP – добрый знак
ЕЦБ положит конец своей предыдущей практике увеличения ликвидности за счёт покупок гособлигаций в рамках программы выкупа ценных бумаг, мгновенно повышающей ликвидность Европейской банковской системы на 165 миллиардов евро. Что ж, объём относительно невелик и временен, учитывая, что вложения ЕЦБ в SMP постепенно сокращаются. Само прекращение стерилизации, с чисто практической точки зрения, является количественным смягчением (QE) и денежно-кредитным финансированием правительств. Так, SMP можно рассматривать как шаг в сторону развитой и зрелой QE.
4) Аукционы по предоставлению ликвидности банкам продлены
5) Программа ABS не за горами
Все знали, что для внедрения такой программы потребуется больше времени, поэтому никто и не ожидал новостей данной тематики. Чтобы эта программа состоялась и доказала свою экономическую целесообразность, необходимы изменения со стороны регулирующих органов. Всё ж приятно было слышать, что они работают над этим.
6) Единогласное решение
Объявленные меры были поддержаны всеми членами совета – в том числе Германией. Звучит так, как будто существует вероятность введения дальнейших мер денежно-кредитной политики, и Драги ещё не исчерпал все свои силы.
Возможные дальнейшие действия
У Драги спросили, почему ЕЦБ не продолжает работать над программой количественного смягчения, учитывая, что ситуация в регионе уже серьёзна. В то время как все понимают, что с политической точки зрения такой шаг будет трудно осуществить единогласно, Драги дал достаточно умный ответ: «Мы считаем, что это существенный комплекс... Мы его ещё не закончили», оставив тем самым вероятность введения QE.
Реальна ли ОМТ?
Один из присуствующих спросил, почему следует полагать, что (потенциальные) покупки в рамках программы «прямых денежных операций» (OMT) будут стерилизованы, и причиной этого вопроса послужил пересмотр ЕЦБ своего предыдущего заявления относительно программы SMP. Некоторое время Драги говорил об изменении прогноза по инфляции и тому подобное, а послушав вице-президента ЕЦБ Витора Констанцио (Vítor Constâncio), ошибочно заявил, что ЕЦБ никогда не обещал сворачивать ОМТ. Принимая во внимание это ошибочное высказывание, можно сделать вывод, что ОМТ может быть ещё не «готова» к этому, тогда как ЕЦБ часто заявлялось обратное. Но что если ошибка Драги случилась потому, что ЕЦБ фактически не уделял программе достаточно времени, и это всего лишь тщательно продуманный блеф?
Нерешенные вопросы и на что обратить внимание:
Я бы понаблюдал за поведением EURUSD с целью оценить ожидаемый успех пакета мер, принимаемых ЕЦБ. Уровень 1,40 кажется определенно слишком высоким для банков, так как основные данные не изменились. Другие центральные банки опубликовали свои данные, но ЕЦБ этого не делает, и зона евро наблюдает огромный профицит счёта текущих операций также как и остальные страны мира. Давление на рост евро по-прежнему сохраняется. Возможно, рынки теперь немного отступят от максимумов мая.
Ещё один момент, достойный внимания, это то, как банки прокомментируют TLTRO – заинтересованы ли они в программе, будут ли участвовать в кредитовании? ЕЦБ, вероятно, установит график мониторинга за ситуацией так же как он это делает со статистическими данными по инфляции. Но я сомневаюсь, что летом ЕЦБ сделает или объявит о чём-то новом, если EURUSD не приблизиться к уровню 1,40.
Если бы ЕЦБ хотел, он мог бы выразиться конкретнее, заявив что-то вроде «мы не потерпим инфляции ниже 1 процента ... поверьте мне, этого было бы достаточно». Но банк этого не делает. Неудивительно, что настроение Драги в ходе пресс-конференции казалось не слишком хорошим и он выглядел усталым. Мне кажется, он хотел бы сделать больше. Тот факт, что он не говорит об ожиданиях – уже плохая новость для Европы.
http://ru.tradingfloor.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу