Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Смело осваиваем новые месторождения... » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Смело осваиваем новые месторождения...

Мало кто помнит Советский проект по переброске части стока сибирских рек для орошения пересохших равнин Центральной Азии и обеспечению продуктами питания 200 миллионов человек
16 июня 2014 Saxo Bank Казакова Надежда
Добыча газа в Арктике может быть чрезвычайно прибыльной, но необходимо будет решить большие проблемы логистического характера. Фото: narloch-liberra \ Thinkstock

26,9-миллиардный проект Новатэка требует западных технологий
Партнёры проекта Total и китайская CNCP инвестируют значительные суммы при высоком риске
Ямальский газ предназначен преимущественно для европейских рынков

Мало кто помнит Советский проект по переброске части стока сибирских рек для орошения пересохших равнин Центральной Азии и обеспечению продуктами питания 200 миллионов человек. Дело дошло до подготовки 70-мильного участка под один из каналов, что произошло с использованием некоторых «мирных» ядерных взрывов в начале 1970-х. К счастью, в 1986 году была принята резолюция «О прекращении работ по переброске части стока северных и сибирских рек», и проект был свёрнут.
По сложности проект Новатэка «Ямал СПГ» намного более скромный, чем вышеупомянутый. Его стоимость в 26,9 миллиарда долларов США является весьма внушительной, учитывая недавние сообщения в СМИ о росте расходной части, в основном, за счёт российского бюджета. Очень плотный график потребует больших вложений в проект, и, вероятно, для его осуществлении понадобится помощь акционеров.
Затраты на транспортировку СПГ, возможно, будут снижены, поскольку большинство пунктов доставки расположены в Европе. Но самое главное, реализация данного проекта потребует западных технологий строительства завода, западного оборудования, танкеров, систем безопасности и контроля и т.д. Так, обеспечение этих условий может оказаться такой же сложной задачей, как и работа в суровых условиях арктической погоды с проблемами технического характера.

Ужасающие данные

Можно только восхищаться смелости организаторов данного проекта, учитывая основные данные природно-климатических условий области Южно-Тамбейского газового месторождения и порта Сабетта, на которые ориентирован «Ямал СПГ».
• Среднегодовая температура воздуха: -10,5°C
• Среднегодовая относительная влажность воздуха: 82-90 %
• Продолжительность ледового периода составляет 296 дней, максимум – 331 день
• Все материалы должны быть доставлены из Мурманска, расположенного на расстоянии в 1500 км, и Салехарда – в 550 км.
• Работы по углублению дна в порту Сабетта должны завершиться на отметке 14,05 метров. До 2016 года планируется извлечь 70 миллионов кубометров грунта и провести погружение в 24 км вверх по течению. В 2012-13 около 11 кубометров грунта было поднято из глубины в 12 метров.
• Внутренняя гавань порта Сабетта будет отгорожена с целью защиты от плавучего льда. Зимой изолированные воды будут промерзать до самого дна, если не будут искусственно нагреваться до +3-4 С.
• Но это стоит результата: возможность добычи дешёвого газа из гигантского газового месторождения (492 милиарда кубометров резерва), разжижения его и поставку в Европу (в основном) и Азию (иногда).

Расходы растут

Проект определённо обойдется в копеечку. 10 июня российский ежедневник «Ведомости» сообщил, что в своём бюджете по развитию проекта «Ямал-СПГ» и морским разработкам правительство обнаружило дефицит в 22,3 миллиарда рублей (637 миллионов долларов США). Первоначально государство вложило около 47 миллиардов рублей (1,34 миллиарда долларов США) в строительство подходных и судоходных каналов, обеспечение навигационного управления, а также строительство ледяной стены в Сабетте.
Акционеры «Ямал-СПГ» должны были инвестировать примерно 26 миллиардов рублей (742 миллиона долларов США) в строительство в прибрежных районах порта Сабетты. Ещё в феврале, когда новости о нехватке средств впервые замелькали на страницах газет и просторах Интернета, как раз вёлся разговор о частных инвесторах, внёсших где-то 8-9 миллиардов рублей (230-260 миллионов). Сейчас правительство, кажется, готово сэкономить на различных инфраструктурных проектах, чтобы найти деньги для проекта.

Смело осваиваем новые месторождения...


В декабре 2013 года Total и Novatek приняли окончательное решение в отношении инвестиций в проект «Ямал СПГ» стоимостью 29,6 миллиарда. По моим оценкам, государство (посредством государственных компаний) вложит 10,2 миллиарда американских долларов, тогда как со стороны акционеров «Ямал-СПГ» поступит 17,2 миллиарда долларов.

Что интересно, инвестиции частных инвесторы в газовое производство подвержены относительно наименьшему риску (запасы месторождения достоверны, скважины мелкие и при бурении используются лёгкие буровые установки) и строительство объектов завода по сжижению природного газа/СПГ (ответственность за строительство / подготовка / проведение испытаний и введение в эксплуатацию лежит на иностранных субподрядчиках).

Государство, с другой стороны, подвергается наибольшому риску и втянуто в бизнес, допускающий изменения и поправки: работа подходных и судоходных каналов круглый год и при любых погодных условиях. Согласно собственной первоначальной оценке правительства, на протяжении всего года может потребоваться проведение дноуглубительных работ на подходных и судоходных каналах, если объекты СПГ будут сосредоточены в Сабетте.

По оценкам Greenpeace, только одни расходы на землечерпательные работы могут составить свыше 100 миллиардов рублей (2,85 миллиарда долларов), что прилично превышает первоначальный бюджет на уровне 10 миллиардов рублей (285 миллионов долларов).

Государство также оказывает поддержку в сфере строительства ледоколов: как минимум это будет два новых атомных ледокола. Несмотря на то, что согласно утверждённому бюджету, ледоколы не предусматривались, правительство все же приняло решение увеличить расходы по проекту «Ямал СПГ» на 2,4 миллиарда долларов.

Хотелось бы обратить внимание ещё на два пункта.

(1) Акционеры «Ямал-СПГ» должны будут инвестировать сумму, отличную от их доли в проекте. Например, Новатэку принадлежит 60-процентная доля в проекте «Ямал-СПГ», однако его капитальные вложения могут составить всего 20 процентов от общих. Тогда как Total S.A. и CNPC, напротив, владеют 20 процентами каждая в «Ямал-СПГ», но размер капитальных вложений, скорее всего, будет приблизительно равен 40 процентам (по оценке, вложения каждой к концу 2014 г. составят 3 миллиарда долларов США). Инвестиции компенсируются как только проект будет реализован и начнёт работать, ну а пока риски больше на стороне Total и CNPC.

(2) Чтобы финансирование проекта с использованием госсредств продолжилось, необходима государственная воля. Рано или поздно государство может потребовать свою, полагающуюся ему часть (как пример, проект «Сахалин-2»).

Издание «Ведомости» от 28 января подвело итог сложившейся ситуации в своём заголовке: «Ямал СПГ будет профинансирован иностранцами». Более точно заголовок выглядел бы как «Ямал СПГ будет профинансирован иностранцами и российскими налогоплательщиками».

Важнейшие проблемы

На своем веб-сайте Total подчёркивает две основные проблемы для «Ямал СПГ», требующие технического разрешения: проблема глыбового льда и план обеспечения безопасности в случае экстренной эвакуации из танкера СПГ. Вопрос о действиях в чрезвычайных ситуациях был поднят WSJ и газетой «Ведомости» 30 апреля.

Существует несколько проблем в организации безопасного прохода танкеров СПГ через Северный морской путь. Это неполный охват GPS, мелководье, а также необходимость наличия ледокола для каждого танкера СПГ даже в летний период. Два ледокола потребуется для каждой перевозки через скопление тяжёлого льда. Все это указывает на очевидное: большинство, если не все грузы СПГ из Ямала пойдут в Европу для продажи или перегрузки.

Интересно, что после недавних торговых сделок партнеры «Ямал СПГ» сократили количество обычных танкеров СПГ, необходимых для отгрузки из перевалочного пункта с 18 до 8 или ещё меньшему числу (Источник: www.tradewinds.com). Из чего можно сделать вывод, что большинство грузов СПГ найдёт своих клиентов в Европе. Это неизбежно означает снижение доходов от экспорта для Газпрома.

Подрядчики и политика

Наконец, состав многочисленных западных субподрядчиков, работающих на Ямал СПГ. Большая часть технологического оборудования, а также важнейшие услуги, такие как дноуглубительные работы, предоставляются иностранными компаниями или их российскими дочерними предприятиями. Инвесторам в эти компании, скорее всего, потребуется больше разбираться в вопросах внешней политики чем они того, возможно, хотели бы, по крайней мере, в течение следующих нескольких лет.

Смело осваиваем новые месторождения...

http://ru.tradingfloor.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу