21 июня 2014 Finanz.ru
Центр макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка в своем отчете в июне 2014 года анализировал устойчивость государственных финансов. Банк посчитал, что «риски дальнейшего ухудшения экономической ситуации достаточно высоки» и могут оказать негативное влияние на бюджет. Поэтому банк рассмотрел три сценария и протестировал устойчивость бюджетной политики при их реализации.
Базовый сценарий предполагал существенное замедление темпов роста ВВП в следующие 5-7 лет при умеренном росте расходов бюджета. Вероятный сценарий предусматривал резкое увеличение бюджетных расходов. А в качестве стрессового сценария рассматривалось резкое падение цен на нефть до $80 за баррель.
Расчеты банка показали, что государственная финансовая система сможет справится и с замедлением экономического роста, и с серьезным наращиванием госрасходов (для расчетов использовалась цена нефти $105 за баррель). А вот падение нефтяных цен, в условиях, когда 50% бюджета формируется за счет нефтегазовых доходов, поставит крест на бюджетной стабильности, напомнил Сбербанк.
В стрессовом сценарии цена на нефть начнет снижаться уже в 2014 году. К 2015 году она упадет до $90 за баррель и до 2020 года не будет подниматься выше $80 за баррель. Это 30%-ное падение цен от текущего уровня, станет шоком для российской экономики.
Во второй половине 2015 года и первой половине 2016 года ВВП упадет на 3%, восстановление в последующие годы будет крайне слабым. Инфляция в этот период ускорится до 8,5% и не будет опускаться ниже 4,9% до конца десятилетия.
Прямой эффект падения цен на нефть проявится в резком сокращении нефтегазовых доходов - на $32 млрд в 2015 года относительно базового сценария. Это расширит бюджетный дефицит до 3,7% ВВП. Из-за роста стоимости финансирования и расширения дефицита стоимость обслуживания госдолга вырастет с 0,7% от ВВП в 2013-2014 годах до 3,5% от ВВП в 2020 году.
Из-за общего ухудшения экономической ситуации необходимо будет увеличивать социальные расходы. Их дополнительный рост в 2015 и 2016 годах (на 110 млрд рублей и 200 млрд рублей соответственно) придется финансировать новыми заимствованиями (в основном на внешнем рынке). В итоге расширение дефицита бюджета достигнет уровня в 7-8% от ВВП, а государственный долг вырастет к 2020 году с 19,8% ВВП (базовый сценарий) до 39% ВВП.
В модели Сбербанка предполагается, что половина дефицита бюджета в 2015-16 годах будет профинансирована из суверенных фондов. И после этого в них не останется никаких накоплений. Россия уже в 2016 году покинет клуб стран инвестиционной группы рейтингов, что сделает финансирование дефицита значительно более дорогим.
В результате этого апокалипсиса страна окажется в ситуации хронического бюджетного кризиса, который приведет к полному пересмотру основных принципов бюджетной и налоговой политики. Насколько вероятен такой сценарий, Сбербанк оценивать не берется.
Вероятность падения цен на нефть в долгосрочной перспективе велика, рассуждает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. «Маловероятно, что нефть серьезно упадет до конца этого года. По нашим оценкам в этом году нефть будет стоить $112 за баррель, а с следующем - $120 за баррель. Но вероятность падения цен на нефть до 2020 года существенно выше. США обещает увеличить производство нефти. А это теоретически может обвалить стоимость сырья и до $80 за баррель», - говорит Полищук.
«Можно не сомневаться, что в России реализуется самый худший из описанных сценариев», - пессимистично утверждает глава инвестиционной компании ФБК Игорь Николаев. По его словам, проблема в том, что даже высокие цены на нефть уже не спасают российскую экономику. Он напоминает, что сейчас в бюджете заложены цены на уровне $101 за баррель и при этом при текущих ценах в $110-112 за баррель он балансирует на грани дефицита. Оценка Сбербанка звучит правдоподобно, согласен декан факультета экономики Высшей школы экономики Олег Замулин. Теоретически Россия могла бы предотвратить бюджетный кризис, соблюдая бюджетное правило, снижая расходы и повышая инвестиционную привлекательность. Но практически этого, скорее всего, не произойдет, считает он.
«Бюджетное правило (по нему размер дефицита бюджета не должен превышать 1% от ВВП при ограничении использования нефтегазовых доходов для финансирования текущих расходов) уже трещит по швам. С большой вероятностью, правительство отреагирует на наблюдаемую экономическую стагнацию дальнейшим увеличением расходов, что еще сильнее усугубит ситуацию», - говорит Замулин.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Базовый сценарий предполагал существенное замедление темпов роста ВВП в следующие 5-7 лет при умеренном росте расходов бюджета. Вероятный сценарий предусматривал резкое увеличение бюджетных расходов. А в качестве стрессового сценария рассматривалось резкое падение цен на нефть до $80 за баррель.
Расчеты банка показали, что государственная финансовая система сможет справится и с замедлением экономического роста, и с серьезным наращиванием госрасходов (для расчетов использовалась цена нефти $105 за баррель). А вот падение нефтяных цен, в условиях, когда 50% бюджета формируется за счет нефтегазовых доходов, поставит крест на бюджетной стабильности, напомнил Сбербанк.
В стрессовом сценарии цена на нефть начнет снижаться уже в 2014 году. К 2015 году она упадет до $90 за баррель и до 2020 года не будет подниматься выше $80 за баррель. Это 30%-ное падение цен от текущего уровня, станет шоком для российской экономики.
Во второй половине 2015 года и первой половине 2016 года ВВП упадет на 3%, восстановление в последующие годы будет крайне слабым. Инфляция в этот период ускорится до 8,5% и не будет опускаться ниже 4,9% до конца десятилетия.
Прямой эффект падения цен на нефть проявится в резком сокращении нефтегазовых доходов - на $32 млрд в 2015 года относительно базового сценария. Это расширит бюджетный дефицит до 3,7% ВВП. Из-за роста стоимости финансирования и расширения дефицита стоимость обслуживания госдолга вырастет с 0,7% от ВВП в 2013-2014 годах до 3,5% от ВВП в 2020 году.
Из-за общего ухудшения экономической ситуации необходимо будет увеличивать социальные расходы. Их дополнительный рост в 2015 и 2016 годах (на 110 млрд рублей и 200 млрд рублей соответственно) придется финансировать новыми заимствованиями (в основном на внешнем рынке). В итоге расширение дефицита бюджета достигнет уровня в 7-8% от ВВП, а государственный долг вырастет к 2020 году с 19,8% ВВП (базовый сценарий) до 39% ВВП.
В модели Сбербанка предполагается, что половина дефицита бюджета в 2015-16 годах будет профинансирована из суверенных фондов. И после этого в них не останется никаких накоплений. Россия уже в 2016 году покинет клуб стран инвестиционной группы рейтингов, что сделает финансирование дефицита значительно более дорогим.
В результате этого апокалипсиса страна окажется в ситуации хронического бюджетного кризиса, который приведет к полному пересмотру основных принципов бюджетной и налоговой политики. Насколько вероятен такой сценарий, Сбербанк оценивать не берется.
Вероятность падения цен на нефть в долгосрочной перспективе велика, рассуждает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. «Маловероятно, что нефть серьезно упадет до конца этого года. По нашим оценкам в этом году нефть будет стоить $112 за баррель, а с следующем - $120 за баррель. Но вероятность падения цен на нефть до 2020 года существенно выше. США обещает увеличить производство нефти. А это теоретически может обвалить стоимость сырья и до $80 за баррель», - говорит Полищук.
«Можно не сомневаться, что в России реализуется самый худший из описанных сценариев», - пессимистично утверждает глава инвестиционной компании ФБК Игорь Николаев. По его словам, проблема в том, что даже высокие цены на нефть уже не спасают российскую экономику. Он напоминает, что сейчас в бюджете заложены цены на уровне $101 за баррель и при этом при текущих ценах в $110-112 за баррель он балансирует на грани дефицита. Оценка Сбербанка звучит правдоподобно, согласен декан факультета экономики Высшей школы экономики Олег Замулин. Теоретически Россия могла бы предотвратить бюджетный кризис, соблюдая бюджетное правило, снижая расходы и повышая инвестиционную привлекательность. Но практически этого, скорее всего, не произойдет, считает он.
«Бюджетное правило (по нему размер дефицита бюджета не должен превышать 1% от ВВП при ограничении использования нефтегазовых доходов для финансирования текущих расходов) уже трещит по швам. С большой вероятностью, правительство отреагирует на наблюдаемую экономическую стагнацию дальнейшим увеличением расходов, что еще сильнее усугубит ситуацию», - говорит Замулин.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу