Центробанк пошел ва-банк » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Центробанк пошел ва-банк

Главным событием начала текущего лета, несомненно, стали решения, принятые 5 июня на заседании Европейского центробанка. Ключевая ставка рефинансирования была снижена с 0,25 до 0,15%, ставка по овернайт-кредитам для банков — с 0,75 до 0,4%, а депозитная ставка с 0% выведена на отрицательный уровень –0,1%
11 августа 2014 Архив Леонид Альшанский
Главным событием начала текущего лета, несомненно, стали решения, принятые 5 июня на заседании Европейского центробанка. Ключевая ставка рефинансирования была снижена с 0,25 до 0,15%, ставка по овернайт-кредитам для банков — с 0,75 до 0,4%, а депозитная ставка с 0% выведена на отрицательный уровень –0,1%. В сентябре и декабре 2014 г. ЕЦБ также намерен провести два раунда операций долгосрочного рефинансирования LTRO совокупным объемом 400 млрд евро с дополнительными траншами долгосрочного финансирования в 2015 и 2016 гг., размеры которых будут определяться величиной выданных банками новых кредитов. Кроме того, как заявил на пресс-конференции глава Европейского центробанка Марио Драги, на повестке дня остается реактивация программы скупки облигаций с рынка ABS — аналога американской QE.

Без преувеличения можно сказать, что реализован крупнейший пакет разогрева экономики за всю историю существования ЕЦБ. Стоит отметить, что ЕЦБ переориентировал свою политику с гарантирования только ценовой стабильности к стимуляции экономики (по примеру ФРС) именно после смены главы банка в 2011 г. Предыдущий его руководитель Жан-Клод Трише, строго следуя мандату ЕЦБ, даже повышал ставки во время кризиса в 2008 и в 2011 гг., что, несомненно, больно ударило по экономике еврозоны (рис. 1).
Впрочем, до недавнего времени ЕЦБ существенно уступал ФРС, Банку Японии и Банку Англии в объемах монетарных мер стимуляции. Возможно, именно это и стало одной из причин более слабого восстановления экономики еврозоны. И сейчас, осознав этот факт, принимаются решения с целью наверстать упущенное.
Но что касается ставок, то их понижение вряд ли достигнет заявленной цели — ускорения роста кредитования в еврозоне. Наиболее важными в этом процессе являются ставка рефинансирования и депозитная ставка. По первой коммерческие банки фондируются в ЕЦБ на срок от 1 нед. до 1 мес. И до кризиса 85% кредитов коммерческим банкам предоставлялось именно по этой ставке. Вторая ставка действует на депонированные в ЕЦБ излишки средств коммерческих банков, по которым с 2008 г. до июня 2012 г. ЕЦБ платил 0,25% годовых. Важно и то, что эти две ставки определяют коридор для ставки overnight (EONIA) на межбанковском рынке еврозоны. По этой ставке и зависящим от нее более длительным ставкам EURIBOR происходит обмен ликвидностью между коммерческими банками. И чем ниже ставки EURIBOR, тем дешевле средства, которые банки предоставляют в кредит.
Однако после обнуления депозитной ставки в 2012 г. EONIA прижалась к нижней границе коридора (рис. 2), т. е. уже приблизилась к 0%.
Ясно, что перемещение депозитной ставки на минусовую территорию особо не изменит уже существующую картину — overnight практически некуда падать (минусовой она не станет). И хотя после принятого решения EONIA опять вплотную приблизилась к нулю, она уже находилась там длительное время в 2012 и 2013 гг. (рис. 3).
Решение ЕЦБ вывести депозитную ставку на отрицательный уровень стало беспрецедентным. Это шаг, на который пока не отважился ни один из крупнейших мировых центробанков. Ставка со знаком минус по депозитам означает, что банки на следующий день будут получать в ЕЦБ меньше денег, чем туда положили, — мера, которая теоретически должна побуждать банки вкладывать деньги в экономику, а не держать излишки на счетах в ЕЦБ.
До этого отрицательные депозитные ставки по разным причинам использовали менее «значимые» ЦБ, включая Национальный Банк Швейцарии и Банк Дании (последний в 2012 г. сроком чуть более года). Но главной целью там была борьба с усилением национальной валюты. И, как показала практика, отрицательные ставки не вызывали роста кредитования в данных странах. Поэтому надежды ЕЦБ на то, что оставшиеся избыточные резервы будут вытеснены в кредиты, вряд ли сбудутся. Это подтверждает опыт и самой еврозоны. До июня 2012 г. объемы избыточных резервов в ЕЦБ доходили до 900 млрд евро., но после обнуления ставки за два года сократились до 200 млрд евро. Однако произошедшее за два года резкое снижение депозитов не вызвало роста объема кредитов в еврозоне — он даже несколько снизился (рис. 4).
Деньги, очевидно, ушли не в кредиты, а на рынки облигаций, акций и денежный рынок. Если банки не доверяют заемщикам, заставить их выдавать кредиты невозможно. Скорее всего, туда же потекут средства при дальнейшем сокращении депозитов коммерческих банков. В то же время полностью обнулить эти средства крайне сложно из-за технологии банковского бизнеса. Поэтому банки еврозоны просто «попали» на дополнительный налог на свою деятельность. И вполне возможно, что наиболее крупные и надежные коммерческие банки могут в связи с этим повысить свои тарифы или ввести ответную плату за хранение денег клиентов, что вряд ли благоприятно скажется на экономике и самом банковском бизнесе. Впрочем, небольшой размер ставки — -0,1% (по сравнению с другими «налогами» на активы) — не должен существенно повлиять на деятельность банков еврозоны.
Заметим лишь, что ФРС с 2008 г. и до сих пор платит коммерческим банкам 0,25% в год на избыточные резервы, которые составляют уже почти 2,5 трлн долл. (!) И только сейчас там начали задумываться об обнулении ставки. Однако вопрос о ее переносе в область отрицательных величин пока не стоит. Теперь у американцев будет возможность на примере еврозоны оценить все положительные и отрицательные эффекты от реализации подобной меры.

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter