14 сентября 2014 slon.ru
Наценка на контрсанкции
Инфляция на 8 сентября, согласно данным ЦБР, составила 7,7% годовых. А за первую неделю сентября – сразу 0,2%. В пересчете на годовые темпы роста это около 11%. Это – очень много
Инфляция резко ускорилась после введения в начале августа российских контрсанкций. Они резко нарушили рыночные балансы в пользу продавцов – сократили предложение товаров и одновременно усилили монопольное положение оставшихся на рынке игроков. Из-за чего те подняли цены. Темп, достигнутый инфляцией на сегодня, превзошел ожидания самых смелых аналитиков. А на подходе новый виток санкционной войны. Если все пойдет так, как идет, то инфляция по итогам года может не остановиться в диапазоне 8–8,5%, где ее ждали большинство аналитиков, а превысить 10%, несмотря ни на какие усилия ЦБР.
Но Эльвира Набиуллина не видит тут особой проблемы и на сегодняшней пресс-конференции оценила вклад санкций в инфляцию всего как 0,2 процентных пункта. На мой вопрос, с чем же тогда связан столь резкий и неожиданный скачок инфляции, она упомянула падение рубля (хотя с мая по август он как раз последовательно укреплялся). Это не выглядело серьезным ответом.
ЦБ считает, что влияние санкций – временно, что это разовое воздействие на цены. Сокращение предложения товаров из-за падения импорта – действительно разовый фактор. Пока не будут найдены другие поставщики или увеличены собственные мощности по производству. Но вот сокращение конкуренции из-за санкций – это постоянно действующий фактор инфляции. ЦБР его явно недооценивает.
Центробанк перед выбором
Год назад в утвержденных «Основных направлениях денежно-кредитной политики» (ОНДКП) на 2014-й ЦБР рассчитывал, что:
рост ВВП России составит 2%;
инфляция – 5% (плюс-минус 1,5 процентных пункта).
Что мы имеем на сегодня?
рост ВВП – «околонуля» (прогноз ЦБР – 0,4%);
инфляция рискует оказаться вдвое выше – сверх 10% годовых (скромный прогноз ЦБР – «выше 7%»).
Стратегия ЦБР (согласно прошлым и нынешним ОНДКП) – переход к таргетированию инфляции. Среднесрочный ориентир – 4%. Сдерживать инфляцию ЦБР может только монетарными методами. Хотя на статистике даже 2014 года они показывают свою полную неэффективность.
Наша экономика уже испытывает жесткие спросовые ограничения: ЦБР поднял ключевую ставку трижды за текущий год, последний раз – 2 месяца назад, а реальные доходы населения практически перестали расти (они прибавили 0,2% за первые 7 месяцев 2014-го, сравните с 4,3% год назад). Ограничения спроса очевидны, но все же инфляция в августе резко скакнула вверх.
ЦБР всегда может сказать, что если бы не денежные ограничения, инфляция была бы не 10%, а 12% или 15%. С другой стороны, монетарные ограничения будут загонять экономику страны в рецессию (спад). На это чиновники ЦБР обычно отвечают, что следят за экономикой и стараются не переужесточать денежную политику, чтобы не вызвать катастрофы.
Но спад ВВП приходит со значительным запозданием по отношению к мерам денежной политики. Сначала из-за растущих цен население и предприятия, чьи доходы не растут, вынуждены покупать меньше. У продавцов растут запасы на складах (не проданные конечному потребителю товары). А затем производителям приходится сокращать выпуск продукции. Первая стадия (рост запасов) еще не сокращает ВВП, а вот вторая – уже сокращает. Поэтому «следить» за экономикой в самый момент ужесточения ДКП – бессмысленно, эффект этих мер проявится не сразу, а спустя 3–6 месяцев.
Второй аргумент чиновников ЦБР – что ослабление ДКП приведет только к усилению инфляции, но не к стимулированию роста ВВП. И с этим трудно не согласиться. В условиях усиления монопольного положения продавца (из-за российских контрсанкций) производителю явно выгоднее просто поднять цену на товар, не увеличивая его выпуска. Только усиление конкуренции может стимулировать продавца к росту выпуска (тогда при увеличении своих цен он вылетает с рынка: другие продавцы смогут предложить более дешевые товары). «Война санкций» ведет нас в прямо обратном направлении.
Реальный выбор для ЦБР в этой ситуации сокращен до минимума:
объявить новые цели (или прогноз) по инфляции в пределах 8–8,5% и продолжать ужесточать ДКП с высоким риском провоцирования рецессии в экономике
или
признать реальные проблемы в экономике, установить новый прогноз по инфляции на 9–10% и больше не делать ничего. Не повышать ключевую ставку, не ужесточать денежную политику, не ставить новые амбициозные цели по снижению инфляции.
Первое означает упорство в достижении цели. Но это упорство, достойное лучшего применения. Второе означает позицию доктора: не навреди! Признание Банком России малой эффективности имеющихся в его распоряжении инструментов. И применение их только в крайних случаях.
Но второй вариант явно расходится с оптимистическими заявлениями правительства и прогнозами на 2015 год. Это для ЦБР вариант «маршировать не в ногу», спровоцировать обвинения в том, что он слабо борется с инфляцией. Подставиться. Продемонстрировать нерешительность. Не только высшие чины государства, но и рынок могут его неправильно понять и создать немалые проблемы (от вызовов «на ковер» до валютной паники). В общем, у этой позиции, конечно, есть свои риски.
Логика Набиуллиной
Сегодня Банк России свой выбор сделал и не стал увеличивать ключевую ставку. Но не потому, что решил заботиться об экономике и росте. Нет: это означало бы брать на себя ответственность за рост, а этого ЦБР хочет избежать всеми силами. Поэтому была найдена довольно рискованная «отмазка»: регулятор счел все факторы резкого скачка инфляции временными, а уже принятые решения – достаточными для возврата уровня инфляции к целевому в среднесрочной перспективе.
Но если что 31 октября, на очередном Совете директоров, ЦБР пообещал вернуться к вопросу поднятия ключевой ставки. Так что сегодняшнее его решение – это не выбор между суровым «снизить инфляцию» и медицинским «не навреди». Это просто способ отложить решение, ничего более. При неизменности общего курса на борьбу с инфляцией как единственной цели ЦБР.
Это ясно следует из »Основных направлений денежно-кредитной политики» на 2015 год и 2016–2017 годы, проект которых был утвержден сегодня Советом директоров ЦБР. Базовый вариант прогноза на 2015 год – рост ВВП 1% и инфляция 4,5–5%. Если санкции будут затягиваться, то есть второй вариант с ростом на 0,9% и инфляцией 6–6,5%. В качестве основной и единственной цели Банка России прописана ценовая стабильность со стремлением к инфляции на уровне 4% в перспективе 2–3 лет. С 2015 года – переход к «тарегируемой инфляции» и условный отказ от валютных интервенций.
Банк России не сменил своей политики и своих приоритетов, а просто дал «передышку» экономике на 2 месяца. Женское руководство нашего Центробанка желает по-прежнему демонстрировать мужскую брутальность, решительность и непреклонность в своей позиции. С легким налетом женского «может быть».
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Инфляция на 8 сентября, согласно данным ЦБР, составила 7,7% годовых. А за первую неделю сентября – сразу 0,2%. В пересчете на годовые темпы роста это около 11%. Это – очень много
Инфляция резко ускорилась после введения в начале августа российских контрсанкций. Они резко нарушили рыночные балансы в пользу продавцов – сократили предложение товаров и одновременно усилили монопольное положение оставшихся на рынке игроков. Из-за чего те подняли цены. Темп, достигнутый инфляцией на сегодня, превзошел ожидания самых смелых аналитиков. А на подходе новый виток санкционной войны. Если все пойдет так, как идет, то инфляция по итогам года может не остановиться в диапазоне 8–8,5%, где ее ждали большинство аналитиков, а превысить 10%, несмотря ни на какие усилия ЦБР.
Но Эльвира Набиуллина не видит тут особой проблемы и на сегодняшней пресс-конференции оценила вклад санкций в инфляцию всего как 0,2 процентных пункта. На мой вопрос, с чем же тогда связан столь резкий и неожиданный скачок инфляции, она упомянула падение рубля (хотя с мая по август он как раз последовательно укреплялся). Это не выглядело серьезным ответом.
ЦБ считает, что влияние санкций – временно, что это разовое воздействие на цены. Сокращение предложения товаров из-за падения импорта – действительно разовый фактор. Пока не будут найдены другие поставщики или увеличены собственные мощности по производству. Но вот сокращение конкуренции из-за санкций – это постоянно действующий фактор инфляции. ЦБР его явно недооценивает.
Центробанк перед выбором
Год назад в утвержденных «Основных направлениях денежно-кредитной политики» (ОНДКП) на 2014-й ЦБР рассчитывал, что:
рост ВВП России составит 2%;
инфляция – 5% (плюс-минус 1,5 процентных пункта).
Что мы имеем на сегодня?
рост ВВП – «околонуля» (прогноз ЦБР – 0,4%);
инфляция рискует оказаться вдвое выше – сверх 10% годовых (скромный прогноз ЦБР – «выше 7%»).
Стратегия ЦБР (согласно прошлым и нынешним ОНДКП) – переход к таргетированию инфляции. Среднесрочный ориентир – 4%. Сдерживать инфляцию ЦБР может только монетарными методами. Хотя на статистике даже 2014 года они показывают свою полную неэффективность.
Наша экономика уже испытывает жесткие спросовые ограничения: ЦБР поднял ключевую ставку трижды за текущий год, последний раз – 2 месяца назад, а реальные доходы населения практически перестали расти (они прибавили 0,2% за первые 7 месяцев 2014-го, сравните с 4,3% год назад). Ограничения спроса очевидны, но все же инфляция в августе резко скакнула вверх.
ЦБР всегда может сказать, что если бы не денежные ограничения, инфляция была бы не 10%, а 12% или 15%. С другой стороны, монетарные ограничения будут загонять экономику страны в рецессию (спад). На это чиновники ЦБР обычно отвечают, что следят за экономикой и стараются не переужесточать денежную политику, чтобы не вызвать катастрофы.
Но спад ВВП приходит со значительным запозданием по отношению к мерам денежной политики. Сначала из-за растущих цен население и предприятия, чьи доходы не растут, вынуждены покупать меньше. У продавцов растут запасы на складах (не проданные конечному потребителю товары). А затем производителям приходится сокращать выпуск продукции. Первая стадия (рост запасов) еще не сокращает ВВП, а вот вторая – уже сокращает. Поэтому «следить» за экономикой в самый момент ужесточения ДКП – бессмысленно, эффект этих мер проявится не сразу, а спустя 3–6 месяцев.
Второй аргумент чиновников ЦБР – что ослабление ДКП приведет только к усилению инфляции, но не к стимулированию роста ВВП. И с этим трудно не согласиться. В условиях усиления монопольного положения продавца (из-за российских контрсанкций) производителю явно выгоднее просто поднять цену на товар, не увеличивая его выпуска. Только усиление конкуренции может стимулировать продавца к росту выпуска (тогда при увеличении своих цен он вылетает с рынка: другие продавцы смогут предложить более дешевые товары). «Война санкций» ведет нас в прямо обратном направлении.
Реальный выбор для ЦБР в этой ситуации сокращен до минимума:
объявить новые цели (или прогноз) по инфляции в пределах 8–8,5% и продолжать ужесточать ДКП с высоким риском провоцирования рецессии в экономике
или
признать реальные проблемы в экономике, установить новый прогноз по инфляции на 9–10% и больше не делать ничего. Не повышать ключевую ставку, не ужесточать денежную политику, не ставить новые амбициозные цели по снижению инфляции.
Первое означает упорство в достижении цели. Но это упорство, достойное лучшего применения. Второе означает позицию доктора: не навреди! Признание Банком России малой эффективности имеющихся в его распоряжении инструментов. И применение их только в крайних случаях.
Но второй вариант явно расходится с оптимистическими заявлениями правительства и прогнозами на 2015 год. Это для ЦБР вариант «маршировать не в ногу», спровоцировать обвинения в том, что он слабо борется с инфляцией. Подставиться. Продемонстрировать нерешительность. Не только высшие чины государства, но и рынок могут его неправильно понять и создать немалые проблемы (от вызовов «на ковер» до валютной паники). В общем, у этой позиции, конечно, есть свои риски.
Логика Набиуллиной
Сегодня Банк России свой выбор сделал и не стал увеличивать ключевую ставку. Но не потому, что решил заботиться об экономике и росте. Нет: это означало бы брать на себя ответственность за рост, а этого ЦБР хочет избежать всеми силами. Поэтому была найдена довольно рискованная «отмазка»: регулятор счел все факторы резкого скачка инфляции временными, а уже принятые решения – достаточными для возврата уровня инфляции к целевому в среднесрочной перспективе.
Но если что 31 октября, на очередном Совете директоров, ЦБР пообещал вернуться к вопросу поднятия ключевой ставки. Так что сегодняшнее его решение – это не выбор между суровым «снизить инфляцию» и медицинским «не навреди». Это просто способ отложить решение, ничего более. При неизменности общего курса на борьбу с инфляцией как единственной цели ЦБР.
Это ясно следует из »Основных направлений денежно-кредитной политики» на 2015 год и 2016–2017 годы, проект которых был утвержден сегодня Советом директоров ЦБР. Базовый вариант прогноза на 2015 год – рост ВВП 1% и инфляция 4,5–5%. Если санкции будут затягиваться, то есть второй вариант с ростом на 0,9% и инфляцией 6–6,5%. В качестве основной и единственной цели Банка России прописана ценовая стабильность со стремлением к инфляции на уровне 4% в перспективе 2–3 лет. С 2015 года – переход к «тарегируемой инфляции» и условный отказ от валютных интервенций.
Банк России не сменил своей политики и своих приоритетов, а просто дал «передышку» экономике на 2 месяца. Женское руководство нашего Центробанка желает по-прежнему демонстрировать мужскую брутальность, решительность и непреклонность в своей позиции. С легким налетом женского «может быть».
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу