Об арктической "Победе": как шельф даст России сотни тысяч квалифицированных рабочих мест » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Об арктической "Победе": как шельф даст России сотни тысяч квалифицированных рабочих мест

22 октября 2014 Однако

В понедельник 20 октября «Роснефть» совместно с информационно-аналитическим центром «Время Арктики» провела в пресс-центре МИА «Россия сегодня» круглый стол на тему «Арктическая «Победа» — шаг в энергетическое будущее России». Спецпредставитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, член Совета директоров компании Артур Чилингаров и другие эксперты обсудили значение открытия Карской нефтеносной провинции и перспективы разработки углеводородов в Арктике.

«Сделан важнейший шаг в практическом освоении нефтегазовых запасов российского арктического шельфа, — заявил Чилингаров. — Разведочное бурение в Карском море стало одним из главных событий в мировой нефтегазовой отрасли последнего времени».

«Скептики утверждали, что в результате поискового бурения в Карском море будет обнаружен газ, и сомневались в том, что здесь будут найдены достаточные запасы нефти. Однако оценки их оказались неверны. «Роснефть» удачно пробурила первую скважину, чем подтвердила наш прогноз о высоких перспективах именно нефтеносности Южно-Карского региона, — отметил заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН профессор Василий Богоявленский. — Это очень важно, если учесть, что более 75 процентов жидких углеводородов Россия экспортирует».

«Пока мы говорим лишь об одной скважине, — заявил замдиректора Департамента экологической безопасности «Роснефти», член-корр РАЕН по секции «нефть и газ» Олег Сочнев. — Мы получили информацию, теперь будем с ней работать. Скорее всего, в следующем году проведём доразведку, построим компьютерную модель. Затем будет принято решение об освоении месторождения, и только тогда мы уже сможем сказать — в какие сроки и на какой объём добычи оно выйдет, как будет организована транспортная логистика. Тем не менее результат работы на Университетской — настоящая победа, которую трудно переоценить. До этого мы и наши западные партнёры работали с гипотетическими, виртуальными запасами, теперь же мы, что называется, руками потрогали залегающую в Карском море нефть».

По словам Сочнева, проект был чрезвычайно сложным. Для его реализации в компании был создан Шельфовый блок, который объединил лучшие технические и интеллектуальные ресурсы. Специалисты подготовили буровую установку к работе в экстремальных условиях, с которыми до этого нефтяники не сталкивались. С нуля были созданы система ледовой защиты, система эвакуации и спасения людей, система ликвидации аварийных разливов нефти. «Многие поколения нефтяников мечтали о том, что бурение в Карском море возобновится и здесь будут сделаны новые открытия. Мечта эта сбылась: мы подтвердили, что в Карском море есть нефть, и я думаю, это только первый шаг к новым большим открытиям, которые ждут компанию в этом и других районах арктического шельфа», — подчеркнул Сочнев.

В последние три года в Арктике вообще не бурили (хотя до этого бурилось три-четыре скважины в год). Попытки найти нефть на шельфе Гренландии закончились неудачей; месторождения, открытые на шельфе Аляски, по объёмам ресурсов оказались довольно скромны. Поэтому открытие месторождения «Победа» действительно стало для нефтяной отрасли поворотным моментом. Кстати сказать, выбор структуры «Университетская» был многокомпонентным, и размеры залежей играли здесь далеко не первую роль. В Карском море сегодня известно около 28 подобных структур, и по объёму ресурсов они вполне могут превосходить «Университетскую».

«Работы при бурении на структуре «Университетская» выполнялись в соответствии с самыми высокими международными экологическими стандартами, — отметил Чилингаров. — Я сам там был на платформе и могу это засвидетельствовать. Применялась беспрецедентная ледовая защита и комплекс мер по безопасности операций бурения. Чтобы всё это стало возможным, пришлось потрудиться. Была создана специализированная база снабжения в Мурманске, разработана логистическая схема по доставке грузов и персонала на платформу. Все участвовавшие в операции суда были снабжены системами по аварийной ликвидации разливов нефти, была проработана схема аварийной эвакуации персонала. Для мониторинга ледовой обстановки в реальном времени использовались суда «Капитан Хлебников» и «Таймыр». Также мы проводили ледовую разведку во время выполнения буксировочных операций. Всего же для обеспечения бурения использовалось 15 судов, в том числе ледоколы. Благодаря отличной подготовке мы смогли завершить поисковое бурение в установленные сроки. В проекте были задействованы многие иностранные компании, и в первую очередь ExxonMobil. Как вы знаете, в сложившихся условиях наше дальнейшее сотрудничество затруднено. Но партнёры стараются поддерживать отношения с «Роснефтью», чтобы вернуться в проект, как только политические вихри улягутся».

Чилингаров заявил также, что арктический проект для «Роснефти» — не только разработка углеводородов, но комплексные научные исследования. «Компания действительно уделяет научным исследованиям большое внимание, — согласился Василий Богоявленский, — о чём говорит сам факт привлечения серьёзных учёных. Как вы знаете, в Совет директоров «Роснефти» входят Николай Лавёров, Александр Некипелов, и вот теперь вошёл Чилингаров».

О каких научных исследованиях идёт речь? В первую очередь, о десяти крупных научных экспедициях, организованных «Роснефтью», в ходе которых изучались айсбергообразующие ледники и закономерности арктического климата, проводились геологические, океанологические, метеорологические, биологические и экологические исследования. Об огромном объёме 2- и 3D-сейсмических исследований — десятках тысяч квадратных километров. И, конечно же, о восстановлении системы метеонаблюдения в Арктике.

По словам директора Арктического научно-проектного центра шельфовых разработок Владимира Павлова, полученные научные результаты позволяют создать принципиально новые технологические решения для эффективной и, главное, безопасной добычи нефти на арктическом шельфе. Специалисты Центра рассматривают варианты концепций нефтепровода и отгрузочного терминала для транспортировки углеводородов юго-западной части Карского моря, а также верхнего строения добычных платформ, предназначенных для освоения Арктики.

Во время заседания участники круглого стола обсудили также развитие инфраструктуры для обеспечения проектов на арктическом шельфе России и планы «Роснефти» по созданию базы берегового обеспечения в посёлке Росляково Мурманской области и нового судостроительного комплекса «Звезда» на Дальнем Востоке.

Даже одна скважина на структуре «Университетская» потребовала создания мощной системы судового обеспечения: в Карском море работали спасательные и транспортные суда, ледоколы, плавучие гостиницы. Можно представить себе, какая развитая инфраструктура понадобится здесь в ближайшие годы, когда число поисковых скважин увеличится, а затем начнётся коммерческая добыча арктической нефти.

Эксперты убеждены, что освоение шельфа означает строительство новых портов, морских платформ, атомных и дизельных ледоколов, совершенствование систем навигации и связи на всём протяжении Севморпути. А значит, углеводородная арктическая лихорадка позволит реализовать мечту российских стратегов о транспортной артерии, соединяющей Европу и Азию по Северному Ледовитому океану.

Кроме того, в «Роснефти» отмечают, что арктические проекты стимулируют строительство аэропортов, самолётной и вертолётной техники, предназначенной для полярных территорий, производство придонного оборудования, создание линий энергоснабжения в арктических широтах, разработку хладостойких металлов.

По оценкам компании, освоение шельфа сформирует от 300 до 400 тысяч высококвалифицированных мест в различных отраслях российской экономики. Это приведёт к развитию инноваций и разработке высокотехнологичной продукции. Арктический проект может стать катализатором серьёзной эволюции компании в своего рода инкубатор для развития национальной сервисной индустрии, технологический «хаб», связывающий ТЭК с такими отраслями, как электроэнергетика, машиностроение и транспорт.

Конечно, очень важно, чтобы вложения компании в Арктику окупились. На вопрос о стоимости арктической нефти Олег Сочнев ответил следующее: «Это смотря как считать. ДнепроГЭС в своё время обошлась стране в копеечку, и если бы стоимость киловатта высчитывалась с учётом вложенных средств за один год, то энергия была бы бесценной. Но за полвека получается одной из самых дешёвых. Срок службы морского месторождения тоже измеряется десятилетиями, а может быть и больше. И если считать за полвека, то себестоимость в любом случае будет рациональной».

http://www.odnako.org/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter