27 февраля 2015 Finanz.ru
Падение цен на нефть и обесценивание валют создают сложные условия для многих стран с развивающейся экономикой, говорится в ежегодном отчете Credit Suisse «Исследование потребительского сектора на развивающихся рынках» (Emerging Markets Consumer Survey). Однако среди этих стран есть как победители, так и проигравшие, и инвесторам на развивающихся рынках стоит фокусироваться не на обобщениях, а на дифференциации рынков и секторов, а также принимать во внимание основные тенденции в потреблении, которые в разной степени проявляют себя на разных рынках.
Изменение динамики наиболее заметно в Индии, которая стала лидером в рейтинге Emerging Consumer Scorecard 2015, указывая на общий потребительский оптимизм среди населения страны. Россия же продемонстрировала снижение, опустившись в рейтинге на 8 место.
То, как потребители совершают покупки, становится не менее важным, чем то, что они покупают. Электронная коммерция - один из основных драйверов роста в развивающихся экономиках и имеет значительный потенциал расширения в общем объеме розничных продаж: по прогнозам Credit Suisse - до трех триллионов долларов. Особенно эта тенденция актуальна для Китая и Индии. Так, Китай, по прогнозам, в скором времени может обогнать США по доле покупок, совершаемых онлайн, а Индия выйдет на первое место по общему количеству онлайн-покупателей, число которых может достигнуть одного миллиарда.
Путешествия и досуг продолжают оставаться структурным элементом потребления, а в целом склонность к путешествиям в 2014 году выросла с 45% до 65%. Однако расходы на путешествия варьируются в зависимости от страны: интерес к путешествиям возрос в Мексике и Индии, но снизился в Китае, Турции и ЮАР.
Автомобили: мобильность является еще одним важным трендом среди развивающихся экономик, в которых наблюдается рост доходов населения. Китай в 2014 году сохранил уверенный тренд покупки автомобилей - рост составил 13% по сравнению с 2010 годом. (особенно среди населения в возрасте 18 - 29 лет). Турция также показала значительный рост - на 6%, тогда как Индия и Индонезия имеют наименьшие показатели количества автовладельцев: 19% и 7% соответственно. Следует отметить, что в этих двух странах почти 90% населения является владельцами двухколесного транспорта. Рост автовладения на развивающихся рынках сопровождается внедрением новых регулятивных мер в области контроля над загрязнением окружающей среды, энергоэффективности и в некоторой степени требований безопасности.
Сфера здравоохранения открывает интересные структурные возможности как для компаний, так и для инвесторов. Исследование демонстрирует тесную взаимосвязь между расходами на здравоохранение и увеличением ВВП на душу населения. В то же время, хотя доступ к медицинскому обслуживанию в развивающихся странах в целом вырос (на 26% в 2011 году и на 48% в 2014 году), доля личных расходов на здравоохранение осталась почти без изменений: 5% от общих доходов потребителей при их росте в абсолютном выражении.
Бренды. Рост технологий и электронной коммерции приводит к укреплению локальных брендов по сравнению с международными. Бренды категории luxury теряют свои позиции, уступая место массовым ритейлерам среднего ценового сегмента. Культурные различия и специфика инфраструктуры ведут к появлению сильных местных технологических брендов в Азии, таких как Baidu, Alibaba, Alipay, хотя Samsung успешно противостоит этому тренду, и желание потребителей приобретать продукцию этого бренда наблюдается во всех регионах.
Ситуация в России. Вышеуказанные тренды прослеживаются и в России, однако с поправкой на слабую макроэкономическую ситуацию. Уровень использования Интернета и электронных средств для онлайн-покупок и онлайн-образования растет, но не очень быстро. Хотя в 2014 году сегмент онлайн-покупок увеличился на 38%, желание тратить в Интернете больше денег осталось на прежнем уровне. Исследование было опубликовано до обострения валютного кризиса, однако чистый остаток ожиданий будущих доходов сократился более чем в два раза - с 17% до 8%. Несмотря на это, во второстепенных категориях товаров и услуг - таких как покупка смартфонов и путешествия - уровень потребительских намерений не изменился. Наряду с Саудовской Аравией, россияне демонстрируют один из самых высоких показателей склонности к путешествиям за границей, а также выбирают международные бренды класса люкс вместо локальных брендов, что отличается от трендов, характерных для других рассматриваемых стран.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Изменение динамики наиболее заметно в Индии, которая стала лидером в рейтинге Emerging Consumer Scorecard 2015, указывая на общий потребительский оптимизм среди населения страны. Россия же продемонстрировала снижение, опустившись в рейтинге на 8 место.
То, как потребители совершают покупки, становится не менее важным, чем то, что они покупают. Электронная коммерция - один из основных драйверов роста в развивающихся экономиках и имеет значительный потенциал расширения в общем объеме розничных продаж: по прогнозам Credit Suisse - до трех триллионов долларов. Особенно эта тенденция актуальна для Китая и Индии. Так, Китай, по прогнозам, в скором времени может обогнать США по доле покупок, совершаемых онлайн, а Индия выйдет на первое место по общему количеству онлайн-покупателей, число которых может достигнуть одного миллиарда.
Путешествия и досуг продолжают оставаться структурным элементом потребления, а в целом склонность к путешествиям в 2014 году выросла с 45% до 65%. Однако расходы на путешествия варьируются в зависимости от страны: интерес к путешествиям возрос в Мексике и Индии, но снизился в Китае, Турции и ЮАР.
Автомобили: мобильность является еще одним важным трендом среди развивающихся экономик, в которых наблюдается рост доходов населения. Китай в 2014 году сохранил уверенный тренд покупки автомобилей - рост составил 13% по сравнению с 2010 годом. (особенно среди населения в возрасте 18 - 29 лет). Турция также показала значительный рост - на 6%, тогда как Индия и Индонезия имеют наименьшие показатели количества автовладельцев: 19% и 7% соответственно. Следует отметить, что в этих двух странах почти 90% населения является владельцами двухколесного транспорта. Рост автовладения на развивающихся рынках сопровождается внедрением новых регулятивных мер в области контроля над загрязнением окружающей среды, энергоэффективности и в некоторой степени требований безопасности.
Сфера здравоохранения открывает интересные структурные возможности как для компаний, так и для инвесторов. Исследование демонстрирует тесную взаимосвязь между расходами на здравоохранение и увеличением ВВП на душу населения. В то же время, хотя доступ к медицинскому обслуживанию в развивающихся странах в целом вырос (на 26% в 2011 году и на 48% в 2014 году), доля личных расходов на здравоохранение осталась почти без изменений: 5% от общих доходов потребителей при их росте в абсолютном выражении.
Бренды. Рост технологий и электронной коммерции приводит к укреплению локальных брендов по сравнению с международными. Бренды категории luxury теряют свои позиции, уступая место массовым ритейлерам среднего ценового сегмента. Культурные различия и специфика инфраструктуры ведут к появлению сильных местных технологических брендов в Азии, таких как Baidu, Alibaba, Alipay, хотя Samsung успешно противостоит этому тренду, и желание потребителей приобретать продукцию этого бренда наблюдается во всех регионах.
Ситуация в России. Вышеуказанные тренды прослеживаются и в России, однако с поправкой на слабую макроэкономическую ситуацию. Уровень использования Интернета и электронных средств для онлайн-покупок и онлайн-образования растет, но не очень быстро. Хотя в 2014 году сегмент онлайн-покупок увеличился на 38%, желание тратить в Интернете больше денег осталось на прежнем уровне. Исследование было опубликовано до обострения валютного кризиса, однако чистый остаток ожиданий будущих доходов сократился более чем в два раза - с 17% до 8%. Несмотря на это, во второстепенных категориях товаров и услуг - таких как покупка смартфонов и путешествия - уровень потребительских намерений не изменился. Наряду с Саудовской Аравией, россияне демонстрируют один из самых высоких показателей склонности к путешествиям за границей, а также выбирают международные бренды класса люкс вместо локальных брендов, что отличается от трендов, характерных для других рассматриваемых стран.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу