Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Бюджет: точка невозврата » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Бюджет: точка невозврата

25 марта 2015 Институт "Центр развития" ВШЭ
Правительство внесло в Госдуму поправки в федеральный бюджет на 2015 год, предусматривающие увеличение запланированного дефицита с 430,7 млрд руб. до 2675 млрд руб. в условиях ожидаемого сокращения доходов на 2,5 трлн рублей по сравнению с планом. Поправки предусматривают возможность расходования в 2015 году на покрытие дефицита и выпадающих источников финансирования более 3 трлн руб. из Резервного фонда.

Оценки Минфина выглядят довольно реалистичными, при условии, что среднегодовые значения цен на нефть и валютного курса окажутся близки к их текущим значениям (50 долл./барр. и 60-62 руб./долл.). Хотя рассматриваемые в настоящее время поправки касаются только 2015 года, на наш взгляд, их конфигурация существенно снижает пространство выбора бюджетной политики и в последующие годы в том (очень вероятном!) случае, если российской экономике и дальше придётся существовать в условиях низких цен на нефть (50-60 долл./барр.) и секторальных санкций. В ходе работы над поправками 2015 года был проведён жёсткий (около 1 трлн руб.) секвестр расходов по большинству разделов и программ в сферах экономики, образования, здравоохранения, развития культуры и социальной сферы. Тем не менее, после завершения Минфином этой работы было принято решение о расходовании полученной экономии практически в полном объёме на дополнительную индексацию пенсий и выплат силовикам. Новые расходы потребовались и на обслуживание внешнего и внутреннего долга. При этом многие мероприятия антикризисного плана правительства, разработанные с целью стимулировать оживление в экономике, практически не получили финансирования. Общий объём расходов в номинальном выражении по сравнению с планом был снижен всего на 298 млрд рублей.

На наш взгляд, проведённый «бюджетный манёвр», несмотря на стремление Минфина к экономии, в итоге лишь в очередной раз ухудшил структуру бюджетных расходов. С одной стороны, в составе расходной части бюджета вновь увеличилась доля «несокращаемых» статей. С другой стороны, резко снизились возможности для ужесточения бюджетного правила и проведения нового раунда снижения расходов в 2016-2017 гг. даже в случае острой необходимости. (Все реальные сокращения уже произведены в 2015 году). В случае сохранения траектории низких цен на нефть в 2016 году объём доходов бюджета, по нашей оценке, вырастет примерно до 13,4 трлн руб. (преимущественно за счет доходов инфляционного характера). В то же время финансирование бюджетных расходов даже в соответствии с умеренной траекторией, заложенной в президентском послании (сокращение расходов в реальном выражении на 5%), будет означать их рост в номинальном выражении примерно до 16 трлн рублей. Таким образом, дефицит федерального бюджета в следующем году не снизится (2,6 трлн руб.), и его финансирование приведёт к полному исчерпанию средств Резервного фонда.

Правительство, возможно, твёрдо рассчитывает на возобновление роста нефтяных цен хотя бы к 2017 году, однако если этого не произойдёт, в его распоряжении не будет иных ресурсов, кроме остатков ФНБ. В принципе, имеющихся на данный момент свободных средств последнего достаточно для того, чтобы финансировать дефицит бюджета при умеренной траектории расходов ещё в течение двух лет. Однако в этом случае необходимо заранее отказаться от всех альтернативных вариантов его использования. В первую очередь, это касается возможностей возвратных инвестиций в финансовые активы и инфраструктурные проекты. Также под вопросом возможности использования средств ФНБ на поддержку институтов развития и банков в рамках антикризисного плана, не говоря уже об оказании помощи компаниям (таким как «Роснефть»), испытывающим проблемы с рефинансированием внешних долгов в условиях секторальных санкций. Ещё недавно за средствами ФНБ стаяла очередь, но сейчас его ресурсы являются последним резервом, за которым остаются лишь варианты долгового или эмиссионного финансирования бюджетного дефицита.

http://www.hse.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу