25 марта 2015 Институт "Центр развития" ВШЭ
Оценки Минфина выглядят довольно реалистичными, при условии, что среднегодовые значения цен на нефть и валютного курса окажутся близки к их текущим значениям (50 долл./барр. и 60-62 руб./долл.). Хотя рассматриваемые в настоящее время поправки касаются только 2015 года, на наш взгляд, их конфигурация существенно снижает пространство выбора бюджетной политики и в последующие годы в том (очень вероятном!) случае, если российской экономике и дальше придётся существовать в условиях низких цен на нефть (50-60 долл./барр.) и секторальных санкций. В ходе работы над поправками 2015 года был проведён жёсткий (около 1 трлн руб.) секвестр расходов по большинству разделов и программ в сферах экономики, образования, здравоохранения, развития культуры и социальной сферы. Тем не менее, после завершения Минфином этой работы было принято решение о расходовании полученной экономии практически в полном объёме на дополнительную индексацию пенсий и выплат силовикам. Новые расходы потребовались и на обслуживание внешнего и внутреннего долга. При этом многие мероприятия антикризисного плана правительства, разработанные с целью стимулировать оживление в экономике, практически не получили финансирования. Общий объём расходов в номинальном выражении по сравнению с планом был снижен всего на 298 млрд рублей.
На наш взгляд, проведённый «бюджетный манёвр», несмотря на стремление Минфина к экономии, в итоге лишь в очередной раз ухудшил структуру бюджетных расходов. С одной стороны, в составе расходной части бюджета вновь увеличилась доля «несокращаемых» статей. С другой стороны, резко снизились возможности для ужесточения бюджетного правила и проведения нового раунда снижения расходов в 2016-2017 гг. даже в случае острой необходимости. (Все реальные сокращения уже произведены в 2015 году). В случае сохранения траектории низких цен на нефть в 2016 году объём доходов бюджета, по нашей оценке, вырастет примерно до 13,4 трлн руб. (преимущественно за счет доходов инфляционного характера). В то же время финансирование бюджетных расходов даже в соответствии с умеренной траекторией, заложенной в президентском послании (сокращение расходов в реальном выражении на 5%), будет означать их рост в номинальном выражении примерно до 16 трлн рублей. Таким образом, дефицит федерального бюджета в следующем году не снизится (2,6 трлн руб.), и его финансирование приведёт к полному исчерпанию средств Резервного фонда.
Правительство, возможно, твёрдо рассчитывает на возобновление роста нефтяных цен хотя бы к 2017 году, однако если этого не произойдёт, в его распоряжении не будет иных ресурсов, кроме остатков ФНБ. В принципе, имеющихся на данный момент свободных средств последнего достаточно для того, чтобы финансировать дефицит бюджета при умеренной траектории расходов ещё в течение двух лет. Однако в этом случае необходимо заранее отказаться от всех альтернативных вариантов его использования. В первую очередь, это касается возможностей возвратных инвестиций в финансовые активы и инфраструктурные проекты. Также под вопросом возможности использования средств ФНБ на поддержку институтов развития и банков в рамках антикризисного плана, не говоря уже об оказании помощи компаниям (таким как «Роснефть»), испытывающим проблемы с рефинансированием внешних долгов в условиях секторальных санкций. Ещё недавно за средствами ФНБ стаяла очередь, но сейчас его ресурсы являются последним резервом, за которым остаются лишь варианты долгового или эмиссионного финансирования бюджетного дефицита.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба