10 июля 2015 Вести Экономика
Российские облигации федерального займа - доходная инвестиция. И, понимая это, китайские партнеры смогут расширить свой объем вложений в российскую экономику. Правда, для этого необходимо будет снять некоторые ограничения для китайских банков. Так, в эксклюзивном интервью министр финансов Антон Силуанов прокомментировал покупку инвесторами из Поднебесной российских ОФЗ. Также он рассказал, какие еще действия может предпринять ЦБ, чтобы не допустить серьезной волатильности курса рубля, и когда Минфин ждет восстановления российской экономики.
- Антон Германович, важным ориентиром для стран БРИКС станет утверждение здесь на саммите в Уфе стратегии экономического партнерства до 2020 года. Какие основные задачи будут зафиксированы в этом документе?
- Безусловно, на двусторонних встречах и сегодня на пленарных заседаниях БРИКС будут обсуждаться вопросы экономики. И финансовый проект, экономический проект, он будет одним из основных в ходе сегодняшний дискуссий. Какие вопросы будут подниматься в ходе рассмотрения? Конечно, это создание новых финансовых инструментов. Это банк БРИКС, это пул резервных валют, это координация действия в рамках "двадцатки". Поскольку страны-члены БРИКС активно участвуют в "двадцатке". Поэтому вопросы координации позиций, координации вопросов, с которыми мы выходим в рамках обсуждения мероприятий "двадцатки", это очень важно для создания единой позиции по рассматриваемому вопросу. Вчера и позавчера мы обсуждали важную тему - это создание банка БРИКС. Банк БРИКС, по сути, будет крупным институтом, который будет направлен на развитие экономики, инфраструктуры наших стран. Капитал банка БРИКС - 100 миллиардов долларов США. Оплаченный капитал - 10 миллиардов. Поэтому это один из серьезнейших финансовых инструментов, который будет вкладываться в развитие экономик, в инфраструктуру, что позволит нам стимулировать темпы экономического роста. Вторая тема – это, конечно, пул резервных валют. Это своего рода мини-МВФ для стран-членов БРИКС. В случае если какая-то из стран будет испытывать проблемы с платежным балансом, это будет либо незапланированные оттоки капитала, снижение сальдо по текущему счету, она вправе обратиться к этому пулу. И пул оперативно отреагирует, предоставляя валютные средства для поддержки платежного баланса. Это хороший институт для создания устойчивости финансов, устойчивости в валютных системах наших стран, для поддержания курса рубля в случае волатильность на финансовых рынках. Мы уже видели, что в 2013 году встречались с такими ситуациями, когда были значительные оттоки валюты из развивающихся рынков, стран с развивающимся рынком. И как раз такого рода инструмент позволит предоставить волатильность в области финансов каждой из наших стран. Я считаю, что это очень важное решение, позволяющее стабилизировать финансы, с одной стороны. И, с другой стороны, это позволит развить наши экономики через институт, финансовый институт, который создан буквально 2 дня назад.
- А можно вас попросить привести пример, в каком случае Россия могла бы обратиться к этой возможности и воспользоваться этими средствами из пула условных валют? Допустим, если повторится такое снижение, такая девальвация рубля, как в декабре прошлого года, мы могли бы обратиться к такому механизму?
- Вы знаете, скорее всего, это же инструмент не для России. Это инструмент для наших партнеров, которые могут испытывать такие проблемы.
- Извините, а зачем мы тогда там участвуем?
- У России значительный объем золотовалютных резервов: 360 миллиардов долларов США, Поэтому, даже если будут оттоки капитала, даже если мы увидим снижение цен на наши экспортные сырьевые ресурсы, я думаю, что мы справимся самостоятельно. Для чего мы участвуем? Для того чтобы быть вместе со своими партнерами. Для того чтобы помочь в случае чего, подставить плечо нашим партнерам по БРИКСу. И я уверен, что для России средства пула не будут востребованы в ближайшее время. Это нормально, это хорошо. Мы являемся партнерами для других стран.
- То есть мы с китайцами будем выступать как своеобразные доноры, как Германия в ЕЭС?
- Это нормально, мы должны в рамках наших союзов создавать инструменты, которые позволяют нашим коллегам нашим, еще раз повторюсь, партнерам, быть защищенными от различных сложностей, которые происходят сегодня в финансовой системе, мировой финансовой системе. И этот инструмент мы создали.
- А почему, невзирая на соглашения, подписанные между ЦБ России и Китая, все-таки медленно продвигается процесс использования национальных валют в взаимных расчетах при внешней торговли?
- В первую очередь в этом должны быть заинтересованы наши торговые партнеры, я имею в виду предприятия, организации, которые торгуют между собой, осуществляют взаимные расчеты, взаимную торговлю. Я знаю, что такие расчеты уже осуществляются. Да, действительно, объем их не столь значителен, но с развитием торговли между Россией и Китаем, а вы знаете, что президент наш поставил задачу на форуме еще в Санкт-Петербурге увеличить объем взаимной торговли до 200 миллиардов долларов США. Соответственно такие решения будут стимулировать и все больше и больше расчетов в национальных валютах.
- Китайская экономика крупнейшая среди стран БРИКС. И на нее, на Китай, приходится 60% совокупного ВВП стран объединения. Нет ли опасения, что Китай будет доминировать в БРИКС?
- Вы знаете, это, наоборот, хорошо, что в нашем объединении есть такой крупный игрок, крупный партнер экономический. Поскольку это большие объемы взаимной торговли, это инвестиции соответственно. Это та страна, которая может сформировать значительные объемы ресурсов, в том числе, которые будут направлены в экономики наших стран. Взять, например, то же самое создание банка БРИКС или Азиатского банка инфраструктурных инвестиции, который создан Китаем, китайскими партнерами с участием, с участием России и других стран. Ведь эти ресурсы, которые аккумулируются в таких институтах, в том числе за счет значительной доли китайских наших партнеров, они будут идти в экономики и России, и Бразилии, и в экономики ЮАР и так далее. То есть эти средства будут задействованы для развития нашей страны, которая входит в систему БРИКС. Поэтому, мне кажется, что, наоборот, крупный партнер – это очень позитивный фактор для развития, значит, организации БРИКС?
- Но одно из позитивных последствий это то, что вчера президент Владимир Путин и его китайский коллега Си Цзиньпин обсудили возможность взаимного приобретения суверенных облигаций двух стран. Но вы отметили, что для этого китайцам необходимо будет изменить свое законодательство. А по вашим ожиданиям, какой объем российских госбумаг могут приобрести партнеры из КНР?
- Да, действительно, китайские коллеги предложили нашим инвесторам участвовать в размещениях на китайском рынке, то есть в юаньского размещениях. Я думаю, что это будет интересно для тех бизнес- партнеров, которые участвуют в китайском торговле на китайском рынке. Поэтому это решение важно для развития нашего экономического сотрудничества. Что касается китайских инвесторов, которые могут приобрести наши бумаги, то в целом они уже участвуют на нашем рынке. Объемы достаточно существенные. И я хочу сказать, что инструмент наших бумаг, облигаций федерального займа очень интересен не только для китайских партнеров, но и для других иностранных инвесторов. Мы видим в последнее время значительный интерес к этим бумагам. Кроме того, мы сейчас запускаем новый вид бумаг, привязанный к инфляции. Этот инструмент так же вызовет, не сомневаюсь, интерес, как у наших отечественных инвесторов, так и у иностранных. Поскольку будет хеджировать риски с точки зрения инфляции. В этой связи думаю, что те инвестиции, которые сделаны китайскими инвесторами в Россию, в российские бумаги, покажут свою эффективность. И я уверен, что и в дальнейшем китайские партнеры будут участвовать в нашем финансовом рынке. Причем речь идет не только о государственных облигациях, мы выпускаем новые инструменты, привязанные к индексу на нашем текущем рынке, и индексу инфляции. Мы создаем основы для того, чтобы и наши корпоративные организации начали выпускать такие же облигации. Это своего рода такой шаг вперед, за которым пойдут и другие инвесторы с такими же бумагами. Мы считаем, что это позитивно скажется в целом на развитии не только финансового рынка, но и на развитие в целом, так сказать, инвестиционного климата в России.
- А можно вас попросить хотя бы примерно оценить объем российских государственных облигаций, которые уже приобрели партнеры из Китая?
- Но это от 50 до 60 миллиардов рублей.
- Это в этом году?
- Да.
- А вы ожидаете, что этот объем будет увеличен до конца года?
- Я думаю, что приобретя первый объем таких бумаг и понимая, что это хорошая инвестиция, доходная, надежная, я думаю, что китайские партнеры смогут расширять свой объем вложений в российскую экономику. До этого мы вчера говорили, необходимо снять определенное ограничение для китайских банков, которые могли бы инвестировать свои ресурсы в финансовой рынок России.
- Но ведь есть для наших компаний еще одно ограничение. Наши компании не могут сейчас размещаться на Шанхайской фондовой бирже, например. Планируете ли вы поднимать этот вопрос с китайской стороной?
- Мы этот вопрос обсуждаем, в том числе и на межминистерском диалоге, в том числе между Минфином России и Минфином Китая.
- А если говорить о корпоративных ценных бумагах, какой объем притока капитала в эту сферу вы ожидаете?
- Сейчас об этом пока сложно говорить, об ожиданиях. Нужно сначала, чтобы корпораты выпустили соответствующие инструменты, выпустили бумаги. И тогда будет понятно, какой объем иностранных инвесторов, в том числе китайских могли бы вложиться в эти инструменты, в эти бумаги.
- Планируете ли вы еще какие-то меры по либерализации рынков БРИКС для финансовых инструментов?
- Либерализация рынка БРИКС, да, мы выступаем за то, чтобы снимались вот эти ограничения, которые есть еще у нас в ряде экономик. Мы говорим о том, что нам еще нужно наладить взаимодействие по развитию наших платежных систем для того, чтобы расчеты между нашими инвесторами, между нашими странами осуществлялись надежно, без всяких ограничений, и поэтому и в совместном заявлении, вот экономическом этом заявлении лидеров БРИКС говорится о том, что мы будем продолжать развивать наши платежные системы, унифицировать их. Кстати говоря еще по обмену платежной системы важная часть обсуждалась, речь идет об унификации бухгалтерского учета, унификации вопросов аудита с тем, чтобы у нас была единое поле для того, чтобы наши участники рынка и инвесторы могли лучше понимать друг друга, брать за одну основу в виде бухгалтерского учета, аудиторского учета для взаимодействия.
- Тема Греции не поднималась ни на двухсторонних встречах Владимира Путина с лидерами других государств, ни на деловом саммите БРИКС. Но, тем не менее, в кулуарах все только про это и говорят. На ваш взгляд, есть ли сейчас какие-то возможности для достижения компромисса между современной Элладой и кредиторами?
- Но мы все на это надеемся, поскольку никому не интересен дефолт, никому не хочется иметь волатильность на финансовые рынки. И, конечно, мы выступаем за то, чтобы Греция со своими кредиторами нашла выход из сложившейся ситуации. Поэтому, безусловно, я думаю, что все инвесторы заинтересованы в том, чтобы скорейший выход был найден, скорейшая развязка этой непростой ситуации. Мы надеемся, что так и будет.
- А для вас, как для специалиста по бюджету, каким вы видите этот выход? И не считаете ли вы, что условия, выдвинутые кредиторами, являются нереалистичными?
- Вы знаете, в конечном счете всегда должны найти те условия, должны найти компромисс, который должны выработать стороны, которые попали в такую ситуацию. И, как Греция заинтересована в скорейшей нормализации ситуации, так и, безусловно, и Европейский союз и другие частные кредиторы, которые держат бумаги в греческих облигациях. Им важно понимание дальнейших шагов Греции. И важно понимание дальнейших шагов Евросоюза. Поэтому, я считаю, что скорейшее нахождение решения из сложившейся ситуации на пользу всем. Но, что хотелось бы отметить? Почему Греция попала в такую непростую ситуацию? Потому что принимала значительные обязательства, ничем не подкрепленные. Экономика не давала столько доходов бюджета для того чтобы финансировать огромную массу социальных обязательств, которые не были обеспечены своими собственными ресурсами. Поэтому, когда мы готовим сейчас свой бюджет, российский бюджет, то важно тоже всегда помнить этот опыт, это негативный опыт. И мы сейчас должны при подготовке бюджета очень аккуратно подходить к принятию и новых обязательств, точечно к реализации действующих обязательств с тем, чтобы не выйти за рамки возможного. Потому что Греция как раз вышла за рамки возможного. И, в конце концов, мы видим, чем это все закончилось. Тем, что Россия, не дай Бог, не приблизилась к такой же ситуации, надо очень аккуратно выверять свои обязательства при подготовке бюджета. О чем мы постоянно говорим и, значит, при обсуждении наших основных характеристик финансового плана предстоящих трех лет.
- Кстати, про обязательства при подголовке бюджета. Министр Улюкаев вчера заявил о том, что сейчас в правительстве продолжаются дискуссии по индексированию пенсий. По вашей оценке, когда эти дискуссии могут завершиться?
- Я уже отвечал на этот вопрос. Мы определили основные характеристики бюджета. Там предусмотрена индексация пенсий в строгом соответствии с теми параметрами, которые были учтены в бюджете 2015-2017 года. Не больше, не меньше. Поскольку, если мы будем говорить о более высоких темпах индексации, то это как раз приведет к тому, что наши обязательства будут расширяться сильнее, больше, чем дает наша экономика. И это как раз путь к тому, что будет расти дефицит бюджета, будет расти долг, и, соответственно, у нас будет удушаться структура бюджета, будет ухудшаться и структура, структура ВВП. Будет все больше и больше текущих расходов и меньше инвестиционных. А нам сейчас нужен как раз рост, основанный на инвестициях. И через бюджет, как один из важнейших инструментов стимулирования экономики, как раз нужно запустить этот стимул к инвестиционному развитию. Поэтому отвечая на ваш вопрос, безусловно, мы должны работать над улучшением структур бюджета, то есть больше инфраструктурных расходов, больше расходов, нацеленных на экономический рост. Мы должны немного сейчас перетерпеть, может подождать с увеличением текущих своих обязательств, об этом мы все время говорим. И это потом даст нам больший эффект, больше темпов развития экономики. Будет больше темпов развития экономики, появится и больше социальных расходов. Но надо немного переждать, поскольку внешние условия совершенно диаметрально изменились. Внутренние условия, мы видим, что темпы роста экономики снижаются по сравнению с ранее запланированными. Поэтому мы не может не отреагировать при подготовке бюджета на все эти факторы и должны их учитывать. Мы были бы популистами, если бы ничего бы не замечали, и принимали бы бюджет в тех же самых параметрах, как было спланировано год назад. Ситуация кардинально изменилась, мы должны реагировать.
- А как продвигается процесс предоставления, декапитализация банков через механизм ОФЗ?
- Вы знаете, этот механизм в этом году будет завершен. Я хочу сказать, что у нас 25 банков обратилось за капитализацией. 18-ти банкам уже такие решения советом директоров АСВ принято. На следующей неделе мы примем решение по капитализации банка ВТБ, капитал первого уровня будет предоставлена бумага на сумму более 300 миллиардов рублей. Поэтому, в целом программа по капитализации, по поддержке банков в этих непростых условиях будет выполнена. Кроме того, мы за счет ОФЗ еще и поддержим ряд наших крупных компаний. Соответствующее решение принято и правительством и прошло через Государственную думу. Поэтому инструмент, который мы предложили использовать в конце прошлого года, как антикризисный инструмент, сработал на 100% и для банков, и для реального сектора. В этом году мы завершим свою программу по капитализации банков.
- Позвольте, уточню. А сколько средств у АСВ осталось на эти цели?
- Всего был триллион рублей. На капитализацию банков мы потратим более 800 миллиардов рублей.
- То есть оставшиеся средства будут предоставлены только лизинговым компаниям? И новые промышленные, другие промышленные предприятия уже не могут рассчитывать на поддержку через этот механизм?
- Ресурс ограничен, поэтому и есть ограниченная возможность поддержки компаний. Но мы вместе с министерством промышленности и торговли выбрали те предприятия, которые в первую очередь нуждаются в поддержке, поскольку имеют большой объем кредитной заложенности перед банками. Эти деньги в первую очередь пойдут так же для расчета с кредиторами этих предприятий, то есть на выплату по обязательствам банков. Поэтому и через предприятия мы сможем таким образом помочь финансовому сектору. А финансовый сектор, вы видите, сейчас восстанавливается. И мы не сомневаемся, что за финансовым сектором должно быть, идти восстановление экономики. Мы надеемся, что это произойдет к концу текущего, началу следующего года.
Беседу провела ведущая ТК "Россия-24" Наиля Аскер-заде.
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
- Антон Германович, важным ориентиром для стран БРИКС станет утверждение здесь на саммите в Уфе стратегии экономического партнерства до 2020 года. Какие основные задачи будут зафиксированы в этом документе?
- Безусловно, на двусторонних встречах и сегодня на пленарных заседаниях БРИКС будут обсуждаться вопросы экономики. И финансовый проект, экономический проект, он будет одним из основных в ходе сегодняшний дискуссий. Какие вопросы будут подниматься в ходе рассмотрения? Конечно, это создание новых финансовых инструментов. Это банк БРИКС, это пул резервных валют, это координация действия в рамках "двадцатки". Поскольку страны-члены БРИКС активно участвуют в "двадцатке". Поэтому вопросы координации позиций, координации вопросов, с которыми мы выходим в рамках обсуждения мероприятий "двадцатки", это очень важно для создания единой позиции по рассматриваемому вопросу. Вчера и позавчера мы обсуждали важную тему - это создание банка БРИКС. Банк БРИКС, по сути, будет крупным институтом, который будет направлен на развитие экономики, инфраструктуры наших стран. Капитал банка БРИКС - 100 миллиардов долларов США. Оплаченный капитал - 10 миллиардов. Поэтому это один из серьезнейших финансовых инструментов, который будет вкладываться в развитие экономик, в инфраструктуру, что позволит нам стимулировать темпы экономического роста. Вторая тема – это, конечно, пул резервных валют. Это своего рода мини-МВФ для стран-членов БРИКС. В случае если какая-то из стран будет испытывать проблемы с платежным балансом, это будет либо незапланированные оттоки капитала, снижение сальдо по текущему счету, она вправе обратиться к этому пулу. И пул оперативно отреагирует, предоставляя валютные средства для поддержки платежного баланса. Это хороший институт для создания устойчивости финансов, устойчивости в валютных системах наших стран, для поддержания курса рубля в случае волатильность на финансовых рынках. Мы уже видели, что в 2013 году встречались с такими ситуациями, когда были значительные оттоки валюты из развивающихся рынков, стран с развивающимся рынком. И как раз такого рода инструмент позволит предоставить волатильность в области финансов каждой из наших стран. Я считаю, что это очень важное решение, позволяющее стабилизировать финансы, с одной стороны. И, с другой стороны, это позволит развить наши экономики через институт, финансовый институт, который создан буквально 2 дня назад.
- А можно вас попросить привести пример, в каком случае Россия могла бы обратиться к этой возможности и воспользоваться этими средствами из пула условных валют? Допустим, если повторится такое снижение, такая девальвация рубля, как в декабре прошлого года, мы могли бы обратиться к такому механизму?
- Вы знаете, скорее всего, это же инструмент не для России. Это инструмент для наших партнеров, которые могут испытывать такие проблемы.
- Извините, а зачем мы тогда там участвуем?
- У России значительный объем золотовалютных резервов: 360 миллиардов долларов США, Поэтому, даже если будут оттоки капитала, даже если мы увидим снижение цен на наши экспортные сырьевые ресурсы, я думаю, что мы справимся самостоятельно. Для чего мы участвуем? Для того чтобы быть вместе со своими партнерами. Для того чтобы помочь в случае чего, подставить плечо нашим партнерам по БРИКСу. И я уверен, что для России средства пула не будут востребованы в ближайшее время. Это нормально, это хорошо. Мы являемся партнерами для других стран.
- То есть мы с китайцами будем выступать как своеобразные доноры, как Германия в ЕЭС?
- Это нормально, мы должны в рамках наших союзов создавать инструменты, которые позволяют нашим коллегам нашим, еще раз повторюсь, партнерам, быть защищенными от различных сложностей, которые происходят сегодня в финансовой системе, мировой финансовой системе. И этот инструмент мы создали.
- А почему, невзирая на соглашения, подписанные между ЦБ России и Китая, все-таки медленно продвигается процесс использования национальных валют в взаимных расчетах при внешней торговли?
- В первую очередь в этом должны быть заинтересованы наши торговые партнеры, я имею в виду предприятия, организации, которые торгуют между собой, осуществляют взаимные расчеты, взаимную торговлю. Я знаю, что такие расчеты уже осуществляются. Да, действительно, объем их не столь значителен, но с развитием торговли между Россией и Китаем, а вы знаете, что президент наш поставил задачу на форуме еще в Санкт-Петербурге увеличить объем взаимной торговли до 200 миллиардов долларов США. Соответственно такие решения будут стимулировать и все больше и больше расчетов в национальных валютах.
- Китайская экономика крупнейшая среди стран БРИКС. И на нее, на Китай, приходится 60% совокупного ВВП стран объединения. Нет ли опасения, что Китай будет доминировать в БРИКС?
- Вы знаете, это, наоборот, хорошо, что в нашем объединении есть такой крупный игрок, крупный партнер экономический. Поскольку это большие объемы взаимной торговли, это инвестиции соответственно. Это та страна, которая может сформировать значительные объемы ресурсов, в том числе, которые будут направлены в экономики наших стран. Взять, например, то же самое создание банка БРИКС или Азиатского банка инфраструктурных инвестиции, который создан Китаем, китайскими партнерами с участием, с участием России и других стран. Ведь эти ресурсы, которые аккумулируются в таких институтах, в том числе за счет значительной доли китайских наших партнеров, они будут идти в экономики и России, и Бразилии, и в экономики ЮАР и так далее. То есть эти средства будут задействованы для развития нашей страны, которая входит в систему БРИКС. Поэтому, мне кажется, что, наоборот, крупный партнер – это очень позитивный фактор для развития, значит, организации БРИКС?
- Но одно из позитивных последствий это то, что вчера президент Владимир Путин и его китайский коллега Си Цзиньпин обсудили возможность взаимного приобретения суверенных облигаций двух стран. Но вы отметили, что для этого китайцам необходимо будет изменить свое законодательство. А по вашим ожиданиям, какой объем российских госбумаг могут приобрести партнеры из КНР?
- Да, действительно, китайские коллеги предложили нашим инвесторам участвовать в размещениях на китайском рынке, то есть в юаньского размещениях. Я думаю, что это будет интересно для тех бизнес- партнеров, которые участвуют в китайском торговле на китайском рынке. Поэтому это решение важно для развития нашего экономического сотрудничества. Что касается китайских инвесторов, которые могут приобрести наши бумаги, то в целом они уже участвуют на нашем рынке. Объемы достаточно существенные. И я хочу сказать, что инструмент наших бумаг, облигаций федерального займа очень интересен не только для китайских партнеров, но и для других иностранных инвесторов. Мы видим в последнее время значительный интерес к этим бумагам. Кроме того, мы сейчас запускаем новый вид бумаг, привязанный к инфляции. Этот инструмент так же вызовет, не сомневаюсь, интерес, как у наших отечественных инвесторов, так и у иностранных. Поскольку будет хеджировать риски с точки зрения инфляции. В этой связи думаю, что те инвестиции, которые сделаны китайскими инвесторами в Россию, в российские бумаги, покажут свою эффективность. И я уверен, что и в дальнейшем китайские партнеры будут участвовать в нашем финансовом рынке. Причем речь идет не только о государственных облигациях, мы выпускаем новые инструменты, привязанные к индексу на нашем текущем рынке, и индексу инфляции. Мы создаем основы для того, чтобы и наши корпоративные организации начали выпускать такие же облигации. Это своего рода такой шаг вперед, за которым пойдут и другие инвесторы с такими же бумагами. Мы считаем, что это позитивно скажется в целом на развитии не только финансового рынка, но и на развитие в целом, так сказать, инвестиционного климата в России.
- А можно вас попросить хотя бы примерно оценить объем российских государственных облигаций, которые уже приобрели партнеры из Китая?
- Но это от 50 до 60 миллиардов рублей.
- Это в этом году?
- Да.
- А вы ожидаете, что этот объем будет увеличен до конца года?
- Я думаю, что приобретя первый объем таких бумаг и понимая, что это хорошая инвестиция, доходная, надежная, я думаю, что китайские партнеры смогут расширять свой объем вложений в российскую экономику. До этого мы вчера говорили, необходимо снять определенное ограничение для китайских банков, которые могли бы инвестировать свои ресурсы в финансовой рынок России.
- Но ведь есть для наших компаний еще одно ограничение. Наши компании не могут сейчас размещаться на Шанхайской фондовой бирже, например. Планируете ли вы поднимать этот вопрос с китайской стороной?
- Мы этот вопрос обсуждаем, в том числе и на межминистерском диалоге, в том числе между Минфином России и Минфином Китая.
- А если говорить о корпоративных ценных бумагах, какой объем притока капитала в эту сферу вы ожидаете?
- Сейчас об этом пока сложно говорить, об ожиданиях. Нужно сначала, чтобы корпораты выпустили соответствующие инструменты, выпустили бумаги. И тогда будет понятно, какой объем иностранных инвесторов, в том числе китайских могли бы вложиться в эти инструменты, в эти бумаги.
- Планируете ли вы еще какие-то меры по либерализации рынков БРИКС для финансовых инструментов?
- Либерализация рынка БРИКС, да, мы выступаем за то, чтобы снимались вот эти ограничения, которые есть еще у нас в ряде экономик. Мы говорим о том, что нам еще нужно наладить взаимодействие по развитию наших платежных систем для того, чтобы расчеты между нашими инвесторами, между нашими странами осуществлялись надежно, без всяких ограничений, и поэтому и в совместном заявлении, вот экономическом этом заявлении лидеров БРИКС говорится о том, что мы будем продолжать развивать наши платежные системы, унифицировать их. Кстати говоря еще по обмену платежной системы важная часть обсуждалась, речь идет об унификации бухгалтерского учета, унификации вопросов аудита с тем, чтобы у нас была единое поле для того, чтобы наши участники рынка и инвесторы могли лучше понимать друг друга, брать за одну основу в виде бухгалтерского учета, аудиторского учета для взаимодействия.
- Тема Греции не поднималась ни на двухсторонних встречах Владимира Путина с лидерами других государств, ни на деловом саммите БРИКС. Но, тем не менее, в кулуарах все только про это и говорят. На ваш взгляд, есть ли сейчас какие-то возможности для достижения компромисса между современной Элладой и кредиторами?
- Но мы все на это надеемся, поскольку никому не интересен дефолт, никому не хочется иметь волатильность на финансовые рынки. И, конечно, мы выступаем за то, чтобы Греция со своими кредиторами нашла выход из сложившейся ситуации. Поэтому, безусловно, я думаю, что все инвесторы заинтересованы в том, чтобы скорейший выход был найден, скорейшая развязка этой непростой ситуации. Мы надеемся, что так и будет.
- А для вас, как для специалиста по бюджету, каким вы видите этот выход? И не считаете ли вы, что условия, выдвинутые кредиторами, являются нереалистичными?
- Вы знаете, в конечном счете всегда должны найти те условия, должны найти компромисс, который должны выработать стороны, которые попали в такую ситуацию. И, как Греция заинтересована в скорейшей нормализации ситуации, так и, безусловно, и Европейский союз и другие частные кредиторы, которые держат бумаги в греческих облигациях. Им важно понимание дальнейших шагов Греции. И важно понимание дальнейших шагов Евросоюза. Поэтому, я считаю, что скорейшее нахождение решения из сложившейся ситуации на пользу всем. Но, что хотелось бы отметить? Почему Греция попала в такую непростую ситуацию? Потому что принимала значительные обязательства, ничем не подкрепленные. Экономика не давала столько доходов бюджета для того чтобы финансировать огромную массу социальных обязательств, которые не были обеспечены своими собственными ресурсами. Поэтому, когда мы готовим сейчас свой бюджет, российский бюджет, то важно тоже всегда помнить этот опыт, это негативный опыт. И мы сейчас должны при подготовке бюджета очень аккуратно подходить к принятию и новых обязательств, точечно к реализации действующих обязательств с тем, чтобы не выйти за рамки возможного. Потому что Греция как раз вышла за рамки возможного. И, в конце концов, мы видим, чем это все закончилось. Тем, что Россия, не дай Бог, не приблизилась к такой же ситуации, надо очень аккуратно выверять свои обязательства при подготовке бюджета. О чем мы постоянно говорим и, значит, при обсуждении наших основных характеристик финансового плана предстоящих трех лет.
- Кстати, про обязательства при подголовке бюджета. Министр Улюкаев вчера заявил о том, что сейчас в правительстве продолжаются дискуссии по индексированию пенсий. По вашей оценке, когда эти дискуссии могут завершиться?
- Я уже отвечал на этот вопрос. Мы определили основные характеристики бюджета. Там предусмотрена индексация пенсий в строгом соответствии с теми параметрами, которые были учтены в бюджете 2015-2017 года. Не больше, не меньше. Поскольку, если мы будем говорить о более высоких темпах индексации, то это как раз приведет к тому, что наши обязательства будут расширяться сильнее, больше, чем дает наша экономика. И это как раз путь к тому, что будет расти дефицит бюджета, будет расти долг, и, соответственно, у нас будет удушаться структура бюджета, будет ухудшаться и структура, структура ВВП. Будет все больше и больше текущих расходов и меньше инвестиционных. А нам сейчас нужен как раз рост, основанный на инвестициях. И через бюджет, как один из важнейших инструментов стимулирования экономики, как раз нужно запустить этот стимул к инвестиционному развитию. Поэтому отвечая на ваш вопрос, безусловно, мы должны работать над улучшением структур бюджета, то есть больше инфраструктурных расходов, больше расходов, нацеленных на экономический рост. Мы должны немного сейчас перетерпеть, может подождать с увеличением текущих своих обязательств, об этом мы все время говорим. И это потом даст нам больший эффект, больше темпов развития экономики. Будет больше темпов развития экономики, появится и больше социальных расходов. Но надо немного переждать, поскольку внешние условия совершенно диаметрально изменились. Внутренние условия, мы видим, что темпы роста экономики снижаются по сравнению с ранее запланированными. Поэтому мы не может не отреагировать при подготовке бюджета на все эти факторы и должны их учитывать. Мы были бы популистами, если бы ничего бы не замечали, и принимали бы бюджет в тех же самых параметрах, как было спланировано год назад. Ситуация кардинально изменилась, мы должны реагировать.
- А как продвигается процесс предоставления, декапитализация банков через механизм ОФЗ?
- Вы знаете, этот механизм в этом году будет завершен. Я хочу сказать, что у нас 25 банков обратилось за капитализацией. 18-ти банкам уже такие решения советом директоров АСВ принято. На следующей неделе мы примем решение по капитализации банка ВТБ, капитал первого уровня будет предоставлена бумага на сумму более 300 миллиардов рублей. Поэтому, в целом программа по капитализации, по поддержке банков в этих непростых условиях будет выполнена. Кроме того, мы за счет ОФЗ еще и поддержим ряд наших крупных компаний. Соответствующее решение принято и правительством и прошло через Государственную думу. Поэтому инструмент, который мы предложили использовать в конце прошлого года, как антикризисный инструмент, сработал на 100% и для банков, и для реального сектора. В этом году мы завершим свою программу по капитализации банков.
- Позвольте, уточню. А сколько средств у АСВ осталось на эти цели?
- Всего был триллион рублей. На капитализацию банков мы потратим более 800 миллиардов рублей.
- То есть оставшиеся средства будут предоставлены только лизинговым компаниям? И новые промышленные, другие промышленные предприятия уже не могут рассчитывать на поддержку через этот механизм?
- Ресурс ограничен, поэтому и есть ограниченная возможность поддержки компаний. Но мы вместе с министерством промышленности и торговли выбрали те предприятия, которые в первую очередь нуждаются в поддержке, поскольку имеют большой объем кредитной заложенности перед банками. Эти деньги в первую очередь пойдут так же для расчета с кредиторами этих предприятий, то есть на выплату по обязательствам банков. Поэтому и через предприятия мы сможем таким образом помочь финансовому сектору. А финансовый сектор, вы видите, сейчас восстанавливается. И мы не сомневаемся, что за финансовым сектором должно быть, идти восстановление экономики. Мы надеемся, что это произойдет к концу текущего, началу следующего года.
Беседу провела ведущая ТК "Россия-24" Наиля Аскер-заде.
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу