Греческий кризис - исход » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Греческий кризис - исход

10 июля 2015 БКС Экспресс | Архив
ГРЕЧЕСКИЙ КРИЗИС - ИСТОРИЯ

В очередной раз с конца 2009 года Греция находится перед лицом структурного финансового краха. Программа финансовой помощи, используемая Греческим правительством, прекратила своё действие 30 июня. Она была предложена весной 2010 года странами Евросоюза и Международным Валютным фондом, содержание которой заключалось в выделении Греции 110 млрд. евро. Неотъемлемым условием реализации программы, выделения траншей и гарантией исполнения греческих обязательств выступают меры «жёсткой» бюджетной экономии, включающие в себя сокращение социальных расходов государственного бюджета и реформирование всей системы с целью улучшения финансового состояния страны.

Согласно подсчётам МВФ, Афинам требуется более €52 млрд. в течение трёх лет, чтобы обслуживать свой накопившийся внешний долг, поскольку в противном случае со стороны кредиторов он будет подлежать списанию. Причём, МВФ расценивает как необходимость помощь со стороны стран Еврозоны в размере €35 млрд. Так, стоит напомнить, что Греческое правительство не перечислило МВФ €1,6 млрд. (платеж должен был состояться 30 июня).

По текущим платежам 10 июля правительству Греции предстоит погасить обязательства на сумму 2 млрд. евро (казначейские векселя), далее 14 июля погашение облигаций (номинированных в японских иенах, выпущенных в 1995 году) на €83 млн. и процентов на €71 млн. по облигациям, выпущенным в прошлом году 17 июля.

20 июля «Эллада» должна выплатить приблизительно €3 млрд. Европейскому центральному банку, последствия неплатежа которому могут оказать более негативное влияние, чем неплатёж в адрес МВФ, ведь ЕЦБ может просто заморозить предоставление экстренной ликвидности банкам Греции. В большинстве своём мировые рейтинговые агентства не рассматривают как дефолт неисполнение обязательств перед «официальными» кредиторами. Долг Греции перед частными кредиторами составляет €39 млрд. — 13% от общего долга.

Афины должны МВФ около €35 млрд., не считая процентов. Стоимость обслуживания долга перед МВФ варьируется в зависимости от текущего объема задолженности и сроков погашения, но средняя процентная ставка составляет от 3 до 4%. Есть основания полагать, что неплатеж МВФ дает право крупнейшему кредитору Греции — Европейскому фонду финансовой стабильности (EFSF) — право потребовать досрочного погашения обязательств. По имеющейся информации, задолженность Греции перед EFSF составляет почти €142 млрд.

Таким образом, общий объём государственного долга Греции образует сумму свыше €321 млрд. и сводный график платежей по нему на 2015 год следующий:

Греческий кризис - исход


Ниже приведена диаграмма динамики соотношения государственного долга Афин к ВВП страны.

Греческий кризис - исход


Поэтому, на фоне экономико-политической обстановки представляется возможным говорить о двух группах сценариев развития греческого кризиса.

ГРЕЧЕСКИЙ КРИЗИС - ИСХОД

Греция остаётся в Еврозоне.

Несмотря на общий настрой в СМИ, формальный дефолт, результаты референдума (61,31% голосовавших отвергли предложение кредиторов) – всё это с полной уверенностью нельзя считать верным признаком того, что Греция уже не участник Еврозоны. Об этом свидетельствует, прежде всего, настрой самих Греков, а именно большинство из них желают видеть свою страну в Евросоюзе в составе внутреннего валютного объединения, а также их политический выбор партии СИРИЗА в лице Алексиса Ципраса. Вступая на своё место, Ципрас, обещал реформировать страну, обходя использование методов радикальной бюджетной экономии, но при этом сохраняя положение Афин в Евросоюзе, а соответственно и в Еврозоне.

И всё же, что означает вариант, сохранение статуса члена Еврозоны. Вероятно, это может быть уступкой кредиторов, которая в нынешней ситуации будет свидетельством формального подрыва политики Международного Валютного Фонда недопущения задолженности, что в своём роде, тоже создаст определённый «прецедент». Плюс, обход позиции Евросоюза, согласно которой членство в Еврозоне не допускает дефицита бюджета страны - участника более 3%. Греция, уже пошла навстречу требованиям кредиторов, судя по сообщениям о положениях нового предложения Афин по реформам. Президент Франции Олланд заявил, что новые предложения Греции серьезны и заслуживают доверия.

И всё же стоит отметить, если Греции будет выделен очередной транш, это не решит её насущные проблемы. А наоборот, ослабит суверенитет и усилит зависимость от госкредиторов. Но принимая во внимание информацию последней новостной ленты, правительство Ципраса делает первые шаги по планированию реформирования налоговой и пенсионной системы. Следовательно, шансы Эллады остаться в Еврозоне растут. Подтверждением этого служит то, что Правительство Греции в ночь на 10 июля направило в Европейский механизм стабильности (ESM) новую программу реформ. В этой связи возникла неопределённость относительно того, как именно соотносятся между собой программа предложенная кредиторами и программа Афин. Ведь, её народом по результатам референдума была занята весьма чётка позиция, согласно которой основные акты составляющие предложение кредиторов были отвергнуты. А теперь, Правительство Ципраса решило всё же пойти на уступки.

Поэтому стоит разобраться, в чём именно расходятся между собой эти программы реформирования Греции.

БЮДЖЕТ. Греция предполагает первичный профицит в ближайшие 3 года равный: 1% - 2015, 2% - 2016, 3% - 2017, 3,5% - 2018 ВВП соответственно. Вероятно, в дальнейшем он может быть скорректирован. Ранее греки пытались согласовать цифры первичного профицита в 0,6% в этом году, 1,5% — в 2016 году, 2,5% — в 2017 году и 3,5% ВВП — в 2018 году.

НДС. Еврогруппа требовала от правительства Афин повышения доходов по НДС в размере 1% ВВП за год (1,8 €млрд). Греки в свою очередь, если опираться на их свежее предложение готовы взять на себя обязательства по достижению этих цифр.

Также Афины предполагают повышение налога на судоходные компании и отмена льгот для судовладельцев. На рынке продукции обозначено поддержание действующего режима для безрецептурных лекарственных препаратов, хлеба и молока. Ввод 30% налога на выручку игорной индустрии (автоматы, видеолотереи). Повышение государственного дохода за счёт выдачи лицензий на сервисы мобильной связи, использующие технологию 4G, 5G, налога на ТВ-рекламу, организацию международных тендеров по продаже ТВ-частот. Унификация ставки в 23% на большинство видов деловой деятельности. Установление 13% налога на базовые продукты, электроэнергию, отели и воду. Льготный НДС, который кредиторы вынуждали убрать, сохранит своё действие на лекарства, книги и билеты в театр. Планируется повышение налога на роскошь и маломерные суда (для отдыха). Корпоративный налог составит 28%.

Пенсионная система. Кредиторы Греции требовали выплачивать накопительную пенсию тем, кто уходит на пенсионное обеспечение после 30 июня 2015 г. по достижению гражданами возраста 67 лет. И, самое главное, общее сокращение расходов, позволяющее произвести экономию 1% ВВП за год.

Правительство Ципраса считает нужным реализовывать подобные меры, согласно последней программе, поэтапно, т.е. в 2015 году добиться экономии в 0,25 – 0,5% ВВП за год, а уже дальше, начиная с 2016 года выйти на 1% от ВВП. Основным средством по сокращению пенсионных выплат является борьба с досрочным выходом греков на пенсию.

Налоговое администрирование. Создание независимого агентства по налоговым делам Афин. Ужесточение и развитие законодательства, предусматривающего порядок применения наказания за уклонение от уплаты налогов. Использование способов контроля за незаявленными депозитами через кросс-банковские операции. Программа добровольного заявления и возвращения капиталов. Запросы Европейским партнёрам о предоставлении сведений об имуществе греков за рубежом.

Приватизация. Согласно сообщению греческого правительства, конкурсы по приватизации будут проведены в отношении портов Парей и Салоники, компаний ж/д сегмента TRAINOSE и ROSCO. Также обещается объявление даты тендера по приватизации энергетической компании ADMIE, в противном случае, до октября 2015 г. Афинам потребуется подготовить решение по разделению производства электроэнергии в целях обеспечения автономии бизнеса.

Сельское хозяйство. Учитывая мнение Еврогруппы, Греция проведёт постепенную ликвидацию специального налогового режима для фермеров с дальнейшим уменьшением субсидий на топливо.

В итоге, Правительство Ципраса в своём новом обращении попыталась произвести реальную проработку предложений Еврогруппы с учётом имеющихся реалий, дабы осуществить достижение заданных параметров каждой группы реформ относительно ВВП. Т.е. эта программа имеет своим фундаментом программу преобразований кредиторов, но с использованием «достижимых», по мнению Афин показателей и планов по реализации.

Греция покидает Еврозону.

Это значит, что кредиторам придётся списать имеющиеся долги с Греческого правительства, разрыв отношений между ними, лишение поддержки ЕЦБ, МВФ и др. Некоторые предрекают, что при данном варианте событий, Греция создаст прецедент, что подорвёт статус Евросоюза и авторитет Еврозоны в частности. Всё это, следуя тем же опасениям, подаст своеобразный пример странам, входящим в аббревиатуру PIGS (Португалии, Италии, Греция, Испания), имеющим значительный внешний долг.

Афины могут сохранить евро в качестве своей валюты. Перспектива ряду лиц кажется вероятной, но этот вариант видится худшим для долгосрочного развития, так как односторонний порядок лишает властей прежнего доступа к взаимодействию с ЕЦБ в полном формате, ограничивает правительство Афин регулировать экономическую ситуацию при помощи монетарной политики и навредит местным производителям.

Создание новой, полностью конвертируемой драхмы. Вначале она девальвируется, однако в будущем может поспособствовать росту экспорта и возвращению конкурентоспособности национальной экономики. Экстраординарным путём может быть введение новой валюты, которая была бы привязана к евро или параллельное хождение драхмы и евро с постепенным вытеснением последней.

Также, не до конца ясным остаётся вопрос членства правительства Афин в Евросоюзе после выхода страны из Еврозоны. Как поступят европейские партнёры, учитывая то, что им пришлось списать выданные ранее транши.

Мнения относительно реакции рынка на подобный ход событий разделились. Некоторые представители Европейских стран расценивают это как начало нового кризисного периода, способного вызвать угрозу всему экономико-политическому устройству Европы и вплоть до глобальной рецессии.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter