22 сентября 2015 Живой журнал Спирин Сергей
Я, честно говоря, не люблю комментировать действия государства и давать советы государству, поскольку депутаты и чиновники вряд ли меня читают и, тем более, вряд ли будут принимать мои советы к сведению. Однако, как мне представляется, ситуация с ССВ сейчас уже выходит из-под контроля настолько, что в какой-то момент это может сильно ударить и по тем, кто ей доверяет, т.е. частным инвесторам.
Поэтому я все-таки напишу это, но с оговоркой: считайте все написанное моим предположением, которое может оказаться ошибочным. Воспринимайте это не как окончательный диагноз, а как одну из возможных версий развития событий. Если я ошибаюсь – что ж, тем лучше.
А теперь, после этой оговорки, о грустном.
К сожалению, становится все более понятно, что ССВ в том виде, в каком она существует сейчас, не сбалансирована, а «правила игры» подталкивают мелкие и ненадежные банки к стратегии в лучшем случае «набрать депозитов по высоким ставкам и надеяться, что как-нибудь само собой обойдется», а в худшем случае - «набрать депозитов по высоким ставкам и свалить с деньгами за бугор». Причем ЦБ реально не в состоянии противостоять ни первой, ни второй стратегии. У него нет для этого ни достаточного количества квалифицированных кадров, ни финансовых рычагов для затыкания возникающих дыр, ни политической воли и лоббистских усилий для изменения законодательства в части страхования вкладов.
Отток средств из ССВ уже сейчас превышает приток в нее, а дальше ситуация, скорее всего, будет только ухудшаться, и может выйти из-под контроля уже в ближайшие месяцы.
По сути в настоящий момент ССВ очень напоминает финансовую пирамиду, в которой граждане стремятся успеть вложить средства в ненадежные банки по возможно более высоким ставкам, как когда-то в МММ. А ССВ пока выплачивает эти высокие проценты за счет страхового фонда, создаваемого вкладчиками надежных банков. Отличие от МММ лишь в том, что большинство граждан эту ситуацию как пирамиду пока не воспринимают, а в остальном все очень схоже.
Любая пирамида, как известно, имеет свой конец. Как скоро это произойдет, и в какой форме – не знаю, вариантов может быть много. Но эта ситуация должна каким-то образом разрешиться, пока же она быстрыми темпами ухудшается, а дыра в ССВ растет. Последний отзыв лицензии («Пробизнесбанк») уже должен был привести к обнулению кубышки ССВ, и если формально этого пока не произошло, то наверняка произойдет при отзыве лицензии у очередного банка.
Причем реальные масштабы «дыры», на самом деле, значительно (в разы, а может быть и на порядки!) больше, чем это можно увидеть по документам АСВ, поскольку «дыра» незаметно образуется на балансах проблемных банков, и переходит на баланс АСВ только в моменты отзыва лицензии у нового проблемного банка. А до момента отзыва лицензии это такая скрытая, «черная дыра», которую никто не видит, а потому размеры ее не может даже предположить.
Рухнет ли эта пирамида, и когда? Неизвестно. Может быть - через несколько месяцев, может быть – через несколько лет, а возможно ситуацию все-таки удастся разрешить своевременно и исправить ситуацию относительно мягко. Но чем дольше этот момент будет оттягиваться, тем более болезненным в итоге окажется решение.
Что будет, если эта пирамида, наконец, рухнет? Тоже трудно сказать, возможны варианты, из которых я бы выделил «мягкий» и «жесткий». «Мягкий» - это когда дыра заливается деньгами из бюджета (т.е. проблема вкладчиков решается за счет всех налогоплательщиков страны). «Жесткий» - это, по сути, дефолт ССВ с изменением «правил игры» (скорее всего, внезапным) и отказом выплачивать возмещения вкладчикам по текущим правилам. Причем я бы не стал обнадеживать тех, кто рассчитывает на «мягкий» вариант и добрую волю государства. В плохой ситуации обстоятельства могут сложиться так, что просто доброй воли может оказаться недостаточно. Наконец, теоретически возможны и варианты «мягкой посадки», которые потребуют изменения правил игры и введения ограничений на выплаты из ССВ (например, вроде тех, что предлагал Греф, но возможны и другие варианты). Однако, для этого нужна политическая воля по принятию непопулярных решений, которой в настоящий момент не прослеживается ни у ЦБ, ни у финансового блока правительства, ни у депутатов.
Что делать в этой ситуации вкладчикам?
Мой совет – не иметь дела с пирамидами. Применительно к банковским депозитам – не гнаться за высокими ставками в мелких и средних банках, а, напротив, очень тщательно выбирать банки для хранения средств, рассчитывая, в первую очередь, на надежность именно банка, а не ССВ. В конце концов, «пирамида» охватывает лишь далеко не всю банковскую систему, а лишь ее «проблемную» часть.
Это совет для тех, кому нужно вложить деньги именно краткосрочно. Для долгосрочных вложений нужно выбирать совсем другие инвестиционные инструменты.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Поэтому я все-таки напишу это, но с оговоркой: считайте все написанное моим предположением, которое может оказаться ошибочным. Воспринимайте это не как окончательный диагноз, а как одну из возможных версий развития событий. Если я ошибаюсь – что ж, тем лучше.
А теперь, после этой оговорки, о грустном.
К сожалению, становится все более понятно, что ССВ в том виде, в каком она существует сейчас, не сбалансирована, а «правила игры» подталкивают мелкие и ненадежные банки к стратегии в лучшем случае «набрать депозитов по высоким ставкам и надеяться, что как-нибудь само собой обойдется», а в худшем случае - «набрать депозитов по высоким ставкам и свалить с деньгами за бугор». Причем ЦБ реально не в состоянии противостоять ни первой, ни второй стратегии. У него нет для этого ни достаточного количества квалифицированных кадров, ни финансовых рычагов для затыкания возникающих дыр, ни политической воли и лоббистских усилий для изменения законодательства в части страхования вкладов.
Отток средств из ССВ уже сейчас превышает приток в нее, а дальше ситуация, скорее всего, будет только ухудшаться, и может выйти из-под контроля уже в ближайшие месяцы.
По сути в настоящий момент ССВ очень напоминает финансовую пирамиду, в которой граждане стремятся успеть вложить средства в ненадежные банки по возможно более высоким ставкам, как когда-то в МММ. А ССВ пока выплачивает эти высокие проценты за счет страхового фонда, создаваемого вкладчиками надежных банков. Отличие от МММ лишь в том, что большинство граждан эту ситуацию как пирамиду пока не воспринимают, а в остальном все очень схоже.
Любая пирамида, как известно, имеет свой конец. Как скоро это произойдет, и в какой форме – не знаю, вариантов может быть много. Но эта ситуация должна каким-то образом разрешиться, пока же она быстрыми темпами ухудшается, а дыра в ССВ растет. Последний отзыв лицензии («Пробизнесбанк») уже должен был привести к обнулению кубышки ССВ, и если формально этого пока не произошло, то наверняка произойдет при отзыве лицензии у очередного банка.
Причем реальные масштабы «дыры», на самом деле, значительно (в разы, а может быть и на порядки!) больше, чем это можно увидеть по документам АСВ, поскольку «дыра» незаметно образуется на балансах проблемных банков, и переходит на баланс АСВ только в моменты отзыва лицензии у нового проблемного банка. А до момента отзыва лицензии это такая скрытая, «черная дыра», которую никто не видит, а потому размеры ее не может даже предположить.
Рухнет ли эта пирамида, и когда? Неизвестно. Может быть - через несколько месяцев, может быть – через несколько лет, а возможно ситуацию все-таки удастся разрешить своевременно и исправить ситуацию относительно мягко. Но чем дольше этот момент будет оттягиваться, тем более болезненным в итоге окажется решение.
Что будет, если эта пирамида, наконец, рухнет? Тоже трудно сказать, возможны варианты, из которых я бы выделил «мягкий» и «жесткий». «Мягкий» - это когда дыра заливается деньгами из бюджета (т.е. проблема вкладчиков решается за счет всех налогоплательщиков страны). «Жесткий» - это, по сути, дефолт ССВ с изменением «правил игры» (скорее всего, внезапным) и отказом выплачивать возмещения вкладчикам по текущим правилам. Причем я бы не стал обнадеживать тех, кто рассчитывает на «мягкий» вариант и добрую волю государства. В плохой ситуации обстоятельства могут сложиться так, что просто доброй воли может оказаться недостаточно. Наконец, теоретически возможны и варианты «мягкой посадки», которые потребуют изменения правил игры и введения ограничений на выплаты из ССВ (например, вроде тех, что предлагал Греф, но возможны и другие варианты). Однако, для этого нужна политическая воля по принятию непопулярных решений, которой в настоящий момент не прослеживается ни у ЦБ, ни у финансового блока правительства, ни у депутатов.
Что делать в этой ситуации вкладчикам?
Мой совет – не иметь дела с пирамидами. Применительно к банковским депозитам – не гнаться за высокими ставками в мелких и средних банках, а, напротив, очень тщательно выбирать банки для хранения средств, рассчитывая, в первую очередь, на надежность именно банка, а не ССВ. В конце концов, «пирамида» охватывает лишь далеко не всю банковскую систему, а лишь ее «проблемную» часть.
Это совет для тех, кому нужно вложить деньги именно краткосрочно. Для долгосрочных вложений нужно выбирать совсем другие инвестиционные инструменты.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу