24 сентября 2015 ТАСС
Российский бюджет необходимо адаптировать к новой экономической действительности, в которой уже не будет высоких цен на нефть, рост экономики будет умеренным, а государству придется идти на структурные реформы и снижать текущие расходы. С такими тезисами сегодня выступил на правительственном часе в Госдуме министр финансов Антон Силуанов.
«Ближайшие три года провести полную адаптацию бюджетной системы к новой экономической реальности, что означает снижение дефицита до уровня, который может быть профинансирован рыночными заимствованиями в объеме, не приводящем к вытеснению частных инвестиций», - заявил министр финансов. Сохранение высокого дефицита угрожает ростом инфляции - налога на бедных и сохранением высокого уровня процентных ставок - налога на будущий экономический рост, отмечает Силуанов.
Непростая ситуация
Бюджет на 2016 год готовится в непростых макроэкономических условиях. «Произошли экстраординарные события и нельзя делать вид, что все идет по-старому. Нельзя закрывать глаза и говорить себе, что все скоро вернется на свои круги, и все станет, как 1,5-2 года назад. Такого не произойдет», - уверен министр финансов.
При этом он отмечает, что правительству и ЦБ РФ удалось постепенно стабилизировать ситуацию и провести политику адаптации экономики к кардинально изменившимся внешним условиям. «Мы выдержали шок, с которым столкнулись», - сказал он.
Это удалось в том числе потому, что политика последнего 10-летия по накоплению избыточных нефтегазовых доходов и ограничению расходов позволила на начало текущего года иметь в Резервном фонде 5 трлн рублей. «Если бы не было этих резервов, то нам бы пришлось резать расходы, в том числе и социального характера на 20 процентов. Уже в этом году пришлось бы резать расходы, включая социальную часть», - сказал Силуанов.
Другим важным шагом он назвал начало оптимизации бюджета, в результате чего по итогам 2014 года удалось накопить средства в антикризисном фонде. «В этом году мы оперативно уточнили бюджет, провели первый этап по оптимизации расходов на сумму более 1 трлн рублей и тем самым не позволили бюджетному дефициту выйти за разумные пределы - по итогам года он составит 3% ВВП», - сказал министр.
Плавные меры
«/Необходимо/ начать движение по плавному сокращению доли текущих расходов в структуре бюджета - мы должны задать повестку инвестиционного роста российской экономики», - сказал Силуанов. Он напомнил, что наибольшую долю в структуре расходов консолидированного бюджета занимают расходы социального характера. «Их эффективность остается низкой: не применяется принцип нуждаемости, пенсионные выплаты перестали быть платежом, связанным с утратой трудоспособности человеком, а стали фактически играть роль социальной выплаты по достижению определенного возраста», - подчеркнул Силуанов.
Он добавил, что решением этой проблемы могло бы стать повышение пенсионного возраста - это предложение Минфин пытается реализовать на протяжении многих лет.
Новые бюджетные правила
Бюджет этого года будет принципиально отличаться от аналогичного документа, который готовился в 2014 году. Так, на следующий год правительство формирует однолетний бюджет, не рассматривая прогнозные 2017-2018 годы. Также на 2016 год отменяется действие бюджетного правила, согласно которому расходы на нефть определяются исходя из средней за предыдущие три года цены на нефть.
Такие изменения были необходимы в связи с высокой волатильностью на рынках и сложностью прогнозирования как цен на нефть, так и остальных показателей, на которых строится бюджет.
«/Нужно/ обеспечить устойчивую долгосрочную конструкцию российской бюджетной системы через создание системы новых бюджетных правил, над которыми мы сейчас работаем. Главная их задача - обеспечить долгосрочную устойчивую динамику бюджетных расходов, экономики, реального курса рубля, а также низкий и устойчивый уровень процентных ставок», - сказал министр.
Согласно предложениям Минфина, пополнение суверенных фондов должно начинаться с нефтегазовых доходов, поступающих сверх уровня доходов, который идет в бюджет при цене на нефть 50-60 долларов за баррель.
Жесткий контроль
«Кроме долгосрочной устойчивости не менее важна и операционная эффективность бюджета. Речь идет о расширении применения механизма казначейского сопровождения. Необходимо осуществить перевод юридических лиц - получателей субсидий, инвестиций, взносов в уставной капитал, а также платежей, имеющих авансовую природу на обслуживание в органы Федерального казначейства», - сообщил Силуанов.
Этот механизм создаст дополнительные возможности для осуществления контроля за целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета.
Другая мера по повышению финансовой дисциплины - правило отзыва бюджетных ассигнований при нарушении сроков заключения соглашения о предоставление субсидий. «В целях предварительного контроля за соблюдением сроков, установленных нормативными правовыми актами, предлагается установить их автоматический контроль уже в следующем году», - сообщил министр.
Он добавил, что также необходимо разработать механизм по отзыву остатков неиспользованных средств субсидий на выполнение государственного задания.
Инвестиции нас спасут
Ни одна экономика не развивается быстро, если проедает подавляющую часть производимого дохода, заявил депутатам министр финансов.
«У нас не получится инвестировать, как сегодня, порядка 17-18% ВВП и при этом расти на 3-4%. Это невозможно. В структуре внутреннего спроса инвестиции должны составлять порядка 30%», - отметил Силуанов.
При этом основной упор следует делать на стимулирование инвестиций, причем не только государственных, а из частного сектора.
«Жить по старым лекалам в новых условиях уже нельзя. Именно бюджет должен стать инструментом, который задает инвестиционную повестку всей экономике», - заключил Силуанов.
http://tass.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
«Ближайшие три года провести полную адаптацию бюджетной системы к новой экономической реальности, что означает снижение дефицита до уровня, который может быть профинансирован рыночными заимствованиями в объеме, не приводящем к вытеснению частных инвестиций», - заявил министр финансов. Сохранение высокого дефицита угрожает ростом инфляции - налога на бедных и сохранением высокого уровня процентных ставок - налога на будущий экономический рост, отмечает Силуанов.
Непростая ситуация
Бюджет на 2016 год готовится в непростых макроэкономических условиях. «Произошли экстраординарные события и нельзя делать вид, что все идет по-старому. Нельзя закрывать глаза и говорить себе, что все скоро вернется на свои круги, и все станет, как 1,5-2 года назад. Такого не произойдет», - уверен министр финансов.
При этом он отмечает, что правительству и ЦБ РФ удалось постепенно стабилизировать ситуацию и провести политику адаптации экономики к кардинально изменившимся внешним условиям. «Мы выдержали шок, с которым столкнулись», - сказал он.
Это удалось в том числе потому, что политика последнего 10-летия по накоплению избыточных нефтегазовых доходов и ограничению расходов позволила на начало текущего года иметь в Резервном фонде 5 трлн рублей. «Если бы не было этих резервов, то нам бы пришлось резать расходы, в том числе и социального характера на 20 процентов. Уже в этом году пришлось бы резать расходы, включая социальную часть», - сказал Силуанов.
Другим важным шагом он назвал начало оптимизации бюджета, в результате чего по итогам 2014 года удалось накопить средства в антикризисном фонде. «В этом году мы оперативно уточнили бюджет, провели первый этап по оптимизации расходов на сумму более 1 трлн рублей и тем самым не позволили бюджетному дефициту выйти за разумные пределы - по итогам года он составит 3% ВВП», - сказал министр.
Плавные меры
«/Необходимо/ начать движение по плавному сокращению доли текущих расходов в структуре бюджета - мы должны задать повестку инвестиционного роста российской экономики», - сказал Силуанов. Он напомнил, что наибольшую долю в структуре расходов консолидированного бюджета занимают расходы социального характера. «Их эффективность остается низкой: не применяется принцип нуждаемости, пенсионные выплаты перестали быть платежом, связанным с утратой трудоспособности человеком, а стали фактически играть роль социальной выплаты по достижению определенного возраста», - подчеркнул Силуанов.
Он добавил, что решением этой проблемы могло бы стать повышение пенсионного возраста - это предложение Минфин пытается реализовать на протяжении многих лет.
Новые бюджетные правила
Бюджет этого года будет принципиально отличаться от аналогичного документа, который готовился в 2014 году. Так, на следующий год правительство формирует однолетний бюджет, не рассматривая прогнозные 2017-2018 годы. Также на 2016 год отменяется действие бюджетного правила, согласно которому расходы на нефть определяются исходя из средней за предыдущие три года цены на нефть.
Такие изменения были необходимы в связи с высокой волатильностью на рынках и сложностью прогнозирования как цен на нефть, так и остальных показателей, на которых строится бюджет.
«/Нужно/ обеспечить устойчивую долгосрочную конструкцию российской бюджетной системы через создание системы новых бюджетных правил, над которыми мы сейчас работаем. Главная их задача - обеспечить долгосрочную устойчивую динамику бюджетных расходов, экономики, реального курса рубля, а также низкий и устойчивый уровень процентных ставок», - сказал министр.
Согласно предложениям Минфина, пополнение суверенных фондов должно начинаться с нефтегазовых доходов, поступающих сверх уровня доходов, который идет в бюджет при цене на нефть 50-60 долларов за баррель.
Жесткий контроль
«Кроме долгосрочной устойчивости не менее важна и операционная эффективность бюджета. Речь идет о расширении применения механизма казначейского сопровождения. Необходимо осуществить перевод юридических лиц - получателей субсидий, инвестиций, взносов в уставной капитал, а также платежей, имеющих авансовую природу на обслуживание в органы Федерального казначейства», - сообщил Силуанов.
Этот механизм создаст дополнительные возможности для осуществления контроля за целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета.
Другая мера по повышению финансовой дисциплины - правило отзыва бюджетных ассигнований при нарушении сроков заключения соглашения о предоставление субсидий. «В целях предварительного контроля за соблюдением сроков, установленных нормативными правовыми актами, предлагается установить их автоматический контроль уже в следующем году», - сообщил министр.
Он добавил, что также необходимо разработать механизм по отзыву остатков неиспользованных средств субсидий на выполнение государственного задания.
Инвестиции нас спасут
Ни одна экономика не развивается быстро, если проедает подавляющую часть производимого дохода, заявил депутатам министр финансов.
«У нас не получится инвестировать, как сегодня, порядка 17-18% ВВП и при этом расти на 3-4%. Это невозможно. В структуре внутреннего спроса инвестиции должны составлять порядка 30%», - отметил Силуанов.
При этом основной упор следует делать на стимулирование инвестиций, причем не только государственных, а из частного сектора.
«Жить по старым лекалам в новых условиях уже нельзя. Именно бюджет должен стать инструментом, который задает инвестиционную повестку всей экономике», - заключил Силуанов.
http://tass.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу