23 октября 2015 Живой журнал Журавлев Сергей
Годовой прирост индекса потребительских цен в сентябре (15.7%) чуть снизился после ускорения в 2 предыдущих месяца, хотя всё еще больше локального минимума июня; впрочем, все эти различия – на уровне нескольких десятых процента.
Наиболее заметное изменение в структуре индекса цен – увеличение вклада непродовольственных товаров (+0.35 проц. пт. за 2 мес.), в сентябре продолжавших отыгрывать летний скачок курса. Наиболее значительным среди непродовольственных товаров годовой рост цен остается для электронных устройств (29.0% в год. сопост.), в т. ч. телевизоры и радиотовары подорожали на 2.5% за месяц, а следом за ними - табака (23.4% год к году) и одежды и белья, добавивших 1.5-2% к своим ценам в сентябре.
Вклад продовольствия в годовую инфляцию снизился в сентябре на 0.25 проц. пт. Это, впрочем, в значительной мере «эффект базы» - подорожания продовольствия после введения эмбарго на его ввоз год назад. В формате «месяц к месяцу с сезонной коррекцией» рост цен на еду продолжал ускоряться 5-ый месяц подряд. Правда, вклад продовольствия в инфляцию оставался довольно умеренным – на уровне относительно безбедных и «тучных» 2012-13гг.
Снижение в сентябре вклада услуг в общую инфляцию, приведшее к замедлению её в годовом сопоставлении – в основном результат окончания горячей фазы пляжного сезона. Это привело к уменьшению влияния стоимости зарубежного туризма (в сентябре годовой рост цен здесь упал до 43.9% после +46.5% в августе; снижение в сентябре на 2.8%), а также транспортных услуг (воздушный транспорт +22.5% в год. сопост. в сентябре против 22.6% в августе, снижение цен за месяц – 1.4%; железнодорожный хоть и дорожал в год. сопоставлении – с 5.1% в августе до 7% в сентябре, но сезонное снижение цен в сентябре составило 11%).
Сохранение до конца года месячной инфляции на сентябрьском уровне привело бы к годовому индексу дек./дек. в 13.6%, что выше последних прогнозов ЦБ (12-13%) и МЭР. Но поскольку сентябрьская инфляция все ещё отражала влияние летнего ослабления рубля, то, скорее всего, при сохранении цены Brent в 50 д/б в среднем до конца года (тек. цена ноябрьского фьючерса – в районе 51.5), годовая инфляция окажется ниже и попадёт в вилку ЦБ.
С точки зрения влияния на денежно-кредитную политику текущие данные можно рассматривать как нейтральные (сохранение ключевой ставки 30 окт. на 11%/год.). Новостные сюрпризы, которые могут привести к смягчению ДКП - это, по мнению аналитиков VTB Capital: (а) неожиданное снижение курса доллара до 62 в последние 2 дня и закрепление его на этой позиции, означающее укрепление рубля на 10% против пиковых уровней конца августа с соответствующим переносом на уровень инфляции; (б) внесение в Думу 25 окт. «жёсткого» проекта бюджета, например, с индексаций пенсий на предлагаемые Минфином 4% (на момент набития этих букв материалы нынешнего решения правительства еще не обнародованы); (в) появление в пакете данных Росстата за сентябрь (15-17 числа) неожиданно ухудшившихся показателей выпуска и/или рынка труда (например, скольжение безработицы за 6%, или реальной зарплаты за -11% yoy).
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу