15 ноября 2015 Вести Экономика
Ну что ж, принимать бюджет 13-го в пятницу - это, действительно, интересно. Правда, это только первое чтение, а премьер Дмитрий Медведев дал понять, что выше всяких там суеверий. Мы тоже выше этого, однако так сильно переживать за главный финансовый документ страны не приходилось давно. Об этом рассуждает в программе "Реплика" экономический обозреватель Алексей Бобровский.
По сравнению с июльскими прикидками ожидаемые в 2016 г. доходы федерального бюджета снижены на 220 млрд руб., а планируемые расходы увеличены на 234 млрд руб. Главная проблема сегодня для Минфина - как раз балансировка доходов и расходов в условиях резкого падения цен на нефть. Проект бюджета на 2016 г. показывает, что решения этой проблемы пока нет. Оно просто отложено на потом.
Учитывая зависимость от цен на нефть нашего главного финансово документа, понятно, что предстоит внимательно следить за курсом рубля. Никто - ни ЦБ, ни Минфин - в этом не признаются, но всегда выгодной для бюджета стоимостью барреля нефти в рублях было значение примерно 3400, теперь будет 3700. Это значит, что при $50 за баррель нормальный курс рубля к доллару 68-70. Но это еще не про сам бюджет.
Говоря о самом бюджете и его основных параметрах, хочется выделить несколько критичных моментов.
Одна из самых опасных тенденций, которая продолжается и в проекте финдокумента на 2016 год, - сброс соцрасходов с федерального на региональный уровень. Очевидно, что виновниками потом будут назначены региональные власти, хотя вели они себя на 100% логично и даже последовательно: последние два года, читая прогнозы развития российской экономики, они планомерно увеличивали региональный и муниципальный долг. Ну, в том числе чтобы финансировать весь этот "сброс" на их голову социальных расходов с федерального уровня.
И тут в 2015 правительство пересмотрело свои прогнозы по доходам федерального бюджета, регионы затянули пояса: резко снизили расходы. По данным ВШЭ, к 2014 году на 11% и даже к кризисному 2009 - на 2%. И вот теперь регионы оказались между молотом и наковальней. Пирамида долга, мягко говоря, не уменьшается: она уже больше 2 трлн рублей, с другой, расходы - спасибо центру! - растут соцобязательства. Все, что делает пока правительство, чтобы помочь регионам, мягко говоря, недостаточно. Нужно думать над решением этой проблемы. Есть ли варианты, хочется знать?
Но пойдем дальше.
Самая резонансная тема последнего времени - налоги на сырьевиков. Как забрать доходы от девальвации у нефтяников? Желательно, чтобы побольше, и желательно, чтобы не покалечить эту курицу, несущую золотые яйца. Нефтяники отбили насилу формулу НДПИ, но налоговый маневр пришлось на год поменять. Налог повысили, а экспортную пошлину оставили без понижения. В результате профит бюджету - 200 млрд, еще более 100 млрд руб. будет получено за счет увеличения НДПИ на газ и газовый конденсат. Про газовый сектор надо говорить отдельно, а вот то, что в дальнейшем налогооблагаемая база нефтяников будет скорее уменьшаться, иметь ввиду стоит. То, что изъятие через экспортную пошлину доходов нефтяников скажется и на их инвестпрограммах в том числе, это очевидно. Оценить масштаб проблемы для нефтянки, пока все еще главного источника пополнения казны страны, пока очень сложно.
Очень серьезный спор снова возник о заморозке пенсионных накоплений. Третий год подряд. Минфин надеялся, что их удастся сохранить до конца следующего года, чтобы они как-то поработали на экономику. Но социальный блок уже нашел им применение: средства могут быть направлены во второй половине года на доиндексацию пенсии.
О чем еще было сказано много? Вложения в развитие человеческого капитала. Да, именно он в больших экономиках, в прогрессивных странах является главным фактором конкурентоспособности. А вот с этим, глядя на проект бюджета нынешний, у нас будут проблемы.
Здравоохранение пострадало больше всего в новом проекте бюджета. Сокращения федеральной программы "Развитие здравоохранения" в 2016 г. аж на почти 11,5%. В реальном выражении даже больше.
По образованию ситуация тоже не очень веселая. С учетом прогноза по инфляции в реальном выражении сокращение расходов на госпрограмму "Развитие образования" в 2016 г. более 10% по сравнению с 2015 г.
Представленный к обсуждению проект главного финдокумента закладывает ощутимое сокращение расходов на поддержку исследований и разработок. Это касается как гражданской науки, так и расходов по отдельным направлениям.
Наибольшие дополнительные сокращения по фундаментальным исследованиям (более чем на 10,5%). И хотя запланировано некоторое увеличение расходов на прикладные исследования в целом (на 4,5%), в экономике (на 8%), в области социальной политики (на 21%), но это не компенсирует падение прошлых лет. Почти на 7% снизится поддержка исследований и разработок в здравоохранении. Хорошо бы посмотреть мировой опыт. Посмотреть тренды, так сказать: вы удивитесь, в какой противофазе мы идем. Риски невыполнения "майских" указов президента в части науки налицо.
Да, проект бюджет действительно по-прежнему социально ориентированный. Но с оговорками по разным индексациям.
Мы по-прежнему говорим о необходимости держать на положенном уровне расходы на оборону. Теперь уже очевидно почему. Даже критики убедились в необходимости этого. Но инвестиции в человеческий капитал не менее, а может быть, в стратегическом масштабе даже более важны, чем расходы на оборону. Впереди жаркие дебаты. Это пока первое чтение. Есть о чем подумать.
По сравнению с июльскими прикидками ожидаемые в 2016 г. доходы федерального бюджета снижены на 220 млрд руб., а планируемые расходы увеличены на 234 млрд руб. Главная проблема сегодня для Минфина - как раз балансировка доходов и расходов в условиях резкого падения цен на нефть. Проект бюджета на 2016 г. показывает, что решения этой проблемы пока нет. Оно просто отложено на потом.
Учитывая зависимость от цен на нефть нашего главного финансово документа, понятно, что предстоит внимательно следить за курсом рубля. Никто - ни ЦБ, ни Минфин - в этом не признаются, но всегда выгодной для бюджета стоимостью барреля нефти в рублях было значение примерно 3400, теперь будет 3700. Это значит, что при $50 за баррель нормальный курс рубля к доллару 68-70. Но это еще не про сам бюджет.
Говоря о самом бюджете и его основных параметрах, хочется выделить несколько критичных моментов.
Одна из самых опасных тенденций, которая продолжается и в проекте финдокумента на 2016 год, - сброс соцрасходов с федерального на региональный уровень. Очевидно, что виновниками потом будут назначены региональные власти, хотя вели они себя на 100% логично и даже последовательно: последние два года, читая прогнозы развития российской экономики, они планомерно увеличивали региональный и муниципальный долг. Ну, в том числе чтобы финансировать весь этот "сброс" на их голову социальных расходов с федерального уровня.
И тут в 2015 правительство пересмотрело свои прогнозы по доходам федерального бюджета, регионы затянули пояса: резко снизили расходы. По данным ВШЭ, к 2014 году на 11% и даже к кризисному 2009 - на 2%. И вот теперь регионы оказались между молотом и наковальней. Пирамида долга, мягко говоря, не уменьшается: она уже больше 2 трлн рублей, с другой, расходы - спасибо центру! - растут соцобязательства. Все, что делает пока правительство, чтобы помочь регионам, мягко говоря, недостаточно. Нужно думать над решением этой проблемы. Есть ли варианты, хочется знать?
Но пойдем дальше.
Самая резонансная тема последнего времени - налоги на сырьевиков. Как забрать доходы от девальвации у нефтяников? Желательно, чтобы побольше, и желательно, чтобы не покалечить эту курицу, несущую золотые яйца. Нефтяники отбили насилу формулу НДПИ, но налоговый маневр пришлось на год поменять. Налог повысили, а экспортную пошлину оставили без понижения. В результате профит бюджету - 200 млрд, еще более 100 млрд руб. будет получено за счет увеличения НДПИ на газ и газовый конденсат. Про газовый сектор надо говорить отдельно, а вот то, что в дальнейшем налогооблагаемая база нефтяников будет скорее уменьшаться, иметь ввиду стоит. То, что изъятие через экспортную пошлину доходов нефтяников скажется и на их инвестпрограммах в том числе, это очевидно. Оценить масштаб проблемы для нефтянки, пока все еще главного источника пополнения казны страны, пока очень сложно.
Очень серьезный спор снова возник о заморозке пенсионных накоплений. Третий год подряд. Минфин надеялся, что их удастся сохранить до конца следующего года, чтобы они как-то поработали на экономику. Но социальный блок уже нашел им применение: средства могут быть направлены во второй половине года на доиндексацию пенсии.
О чем еще было сказано много? Вложения в развитие человеческого капитала. Да, именно он в больших экономиках, в прогрессивных странах является главным фактором конкурентоспособности. А вот с этим, глядя на проект бюджета нынешний, у нас будут проблемы.
Здравоохранение пострадало больше всего в новом проекте бюджета. Сокращения федеральной программы "Развитие здравоохранения" в 2016 г. аж на почти 11,5%. В реальном выражении даже больше.
По образованию ситуация тоже не очень веселая. С учетом прогноза по инфляции в реальном выражении сокращение расходов на госпрограмму "Развитие образования" в 2016 г. более 10% по сравнению с 2015 г.
Представленный к обсуждению проект главного финдокумента закладывает ощутимое сокращение расходов на поддержку исследований и разработок. Это касается как гражданской науки, так и расходов по отдельным направлениям.
Наибольшие дополнительные сокращения по фундаментальным исследованиям (более чем на 10,5%). И хотя запланировано некоторое увеличение расходов на прикладные исследования в целом (на 4,5%), в экономике (на 8%), в области социальной политики (на 21%), но это не компенсирует падение прошлых лет. Почти на 7% снизится поддержка исследований и разработок в здравоохранении. Хорошо бы посмотреть мировой опыт. Посмотреть тренды, так сказать: вы удивитесь, в какой противофазе мы идем. Риски невыполнения "майских" указов президента в части науки налицо.
Да, проект бюджет действительно по-прежнему социально ориентированный. Но с оговорками по разным индексациям.
Мы по-прежнему говорим о необходимости держать на положенном уровне расходы на оборону. Теперь уже очевидно почему. Даже критики убедились в необходимости этого. Но инвестиции в человеческий капитал не менее, а может быть, в стратегическом масштабе даже более важны, чем расходы на оборону. Впереди жаркие дебаты. Это пока первое чтение. Есть о чем подумать.
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба