Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Стартап главы Twitter провел IPO. Чуда не случилось » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Стартап главы Twitter провел IPO. Чуда не случилось

20 ноября 2015 Вести Экономика
Стартап по электронным платежам Square, созданный основателем и гендиректором Twitter Джеком Дорси, провел первичное публичное размещение акций (IPO) на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), сообщает The Wall Street Journal. Цена размещения составила $9 за акцию, что ниже ожидаемого диапазона в $11—13 и значительно ниже цены в $15,46, которую прошлой осенью заплатили инвесторы последнего раунда, включая J.P. Morgan.

Торги начались в четверг, 19 ноября. Компания получила тикер SQ. Открытие торгов началось по цене $11,20 за акцию. В ходе IPO Square привлекла $243 млн (на $80 млн ниже, чем ожидалось), сумев реализовать 27 млн акций. Таким образом, рыночная капитализация компании составила всего $2,9 млрд, в то время как ранее частные инвесторы оценили ее в $6 млрд.

"Сделка отражает изменение отношения инвесторов к таким компаниям, – комментирует Джереми Эйбелсон, управляющий инвестициями фонда Irving Investors. – Эти компании тратят значительные ресурсы, стараясь нарастить доход, но с прибыльностью у них пока дела обстоят плохо".

Некоторые из поздних частных инвесторов Square защитили свои интересы с помощью схемы, получившей название ratchet ("храповик"). Если цена размещения оказывается ниже оговоренного минимума (в случае со Square порог был $18,56), то инвесторы получают недостающую сумму в виде дополнительных акций. В данном случае такими инвесторами стали по меньшей мере два банка, участвовавших в IPO: JPMorgan и Goldman Sachs. Соглашение стоило компании около $93 млн, или 10 млн акций.

В результате финансовые аналитики сделали вывод об окончании эры "единорогов" (так в Кремниевой долине называют технологические компании, которые добились оценки более $1 млрд без выхода на биржу) и дали неутешительные прогнозы для интернет-компаний, готовящихся к IPO в будущем.

"IPO Square показывает, что люди больше сконцентрированы не на том, чем компания может стать, а на том, что она из себя представляет сейчас", — отметил Макс Вулфф, главный экономист Manhattan Venture Partners.

Square была основана Джеком Дорси в 2009 г., когда он ушел с поста главы сети микроблогов Twitter. Square стала одной из первых компаний в мире, разработавшей систему проведения платежей при помощи банковской карты и смартфона. IPO Square должно было стать одним из самых значительных событий на рынке за последние месяцы.

Одним из первых продуктов Square стало небольшое устройство, подключаемое к смартфону и позволяющее осуществлять платежи с помощью банковских карт. Карта считывается при помощи специального миниатюрного устройства, подключаемого к смартфону через разъем для наушников. За транзакцию сервис взимает 2,75% комиссии. Сейчас услуга доступна в США, Канаде и Японии.

Решив не останавливаться на одном кард-ридере, компания запустила программу "Square: Business in a Box", которая включает в себя два ридера, подставку для iPad, ящик для наличности и принтер для распечатки чеков. Главная идея состоит в том, чтобы дать возможность владельцам бизнеса создать точки продаж в максимально короткие сроки.

Такое устройство оказалось очень востребовано прежде всего представителями малого бизнеса — владельцами кафе, магазинов, гостиниц, автомастерских, которые могут экономить средства, не устанавливая у себя в заведении специальный платежный терминал.

Аналитики отмечают ряд проблем, стоящих перед Square, которые могут негативно отразиться на интересе инвесторов к размещению ее акций. В частности, компания работает себе в убыток, несмотря на рост выручки: в 2014 г. ее убыток составил $154 млн при выручке в $850 млн, в 2013 г. - $104,5 млн и $552 млн соответственно.

Кроме того, тот факт, что Дорси возглавляет и Twitter, и Square, не позволяет ему уделять достаточно времени каждой из компаний, считают эксперты. За такое совмещение постов он получил в США прозвище "серийный предприниматель".

По оценке Dealogic, за прошедший год число IPO высокотехнологичных компаний в США сократилось на 53%, в целом по стране число размещений упало на 62%. Некоторые другие стартапы, включая Box, также были оценены в ходе IPO ниже, чем в предшествовавших раундах финансирования.