1 августа 2016 Архив
Давным-давно…
До 1933 года слово “доллар” использовалось для упоминания золота в количестве 23,22 грана. Поскольку в одной унции содержится 480 грана, то это означает, что доллар также соответствовал 0,048 унций золота. И наоборот, унция золота могла быть упомянута суммой $20,67.
Сегодня $20,67 – это не цена унции золота, выраженная в долларах, как думали об этом наши предшественники, поскольку для них доллара, как сущности в природе не существовало. Слово “доллар” использовалось для обозначения 0,048 унций золота. По этому поводу Ротбард писал следующее:
На абсолютно свободном рынке никто не печатает доллары, поскольку, как таковых, долларов не существует; в природе существуют только товары такие, как зерно, автомобили или золото.
Похожим образом, названия других валют также определяли установленное количество золота. Привычка не отождествлять эти валюты с золотом появилась с введением бумажного стандарта.
Со временем, когда бумажные деньги стали жить своей жизнью, стало привычным устанавливать цены на золото в долларах, франках, фунтах и т.д. (абсурдность ситуации достигла новых вершин с введением системы плавающих валютных курсов). На свободном рынке стоимость валют не колеблется по отношению друг к другу. Валюты обмениваются в соответствии с фиксированным курсом.
Если британский фунт обеспечивался 0,25 унций золота, а доллар – 0,05 унций золота, тогда 1 британский фунт обменивался на 5 долларов. Этот обмен осуществлялся на основании того факта, что 0,25 унций золота в пять раз больше 0,05 унций золота.
Абсурдная система
Система плавающих валютных курсов настолько абсурдна, насколько абсурдна была бы идея установления плавающей цены доллара в зависимости от количества центов, входящих в него. Но количество центов в долларе не может быть причиной его колебаний, поскольку это количество установлено раз и навсегда.
Текущая система плавающих курсов — это побочный продукт дискредитировавшей себя Бреттон-Вудской системы фиксированных обменных курсов, которая просуществовала с 1944 по 1971 год.
Во время существования этой системы американский доллар являлся международной резервной валютой, на основании которой другие валюты могли выстраивать свое денежное обращение и кредит. В свою очередь, доллар был привязан к золоту соотношением $35 за одну унцию. Несмотря на эту озвученную привязку, только иностранные банки и правительства имели возможность обменивать доллары на золото.
Главным катализатором разрушения Бреттон-Вудской системы стал сам Центральный банк США, который проводил мягкую монетарную политику, в результате чего рыночная цена золота превысила официальную цену в $35 за унцию. В январе 1970 года рыночная цена золота соответствовала официально и равнялась $35 за унцию, но уже к августу 1971 цена подскочила до $43 за унцию, показав рост почти на 23%.
Растущая разница между рыночной ценой золота и ее официальным значением создала возможности получения огромных прибылей, чем и воспользовались европейские центральные банки, кинувшиеся обменивать принадлежащие им доллары на золото Федрезерва.
Так как Америка печатала гораздо больше долларов, чем имела в наличии золота, обеспечивающее эти доллары, то августе 1971 был фактически заявлено о банкротстве и состоялась окончательная отвязка валюты от золота. Во имя спасения обанкротившейся системы, регуляторы воспользовались рецептом Милтона Фридмана и ввели стандарт плавающих валютных курсов.
Милтон Фридман, Ричард Никсон и тогдашний Председатель Федрезерва Артур Бернс. Мы не уверены, в полной ли мере эти люди осознавали, что несет с собой монетарная система, полностью лишенная каких-либо сдержек. Сегодня Фридман известен, как приверженец свободного рынка, но он безусловно является сторонником центрального планирования, когда дело касается монетарной политики.
Больше нет пределов
Бреттон-Вудская система хоть каким-то образом имела связь с золотом, поскольку доллар был обеспечен золотом, а все остальные валюты были привязаны к доллару. Но теперь это все в прошлом. В системе плавающих валютных курсов не осталось никаких ограничений для печатания денег. Мюррей Ротбард писал:
Достоинство фиксированных курсов валют — особенно в условиях золотого стандарта, но это относится в какой-то степени также и к бумажному стандарту — в том, что они служат препятствием инфляционной политике центральных банков. Достоинство плавающих курсов – в том, что они предотвращают возникновение внезапных монетарных кризисов, случающихся из-за произвольно назначаемых валютных курсов. Но у этого достоинства есть изъян: монетарные кризисы обеспечивают так необходимое ограничение на инфляцию.
Нужно признать, что центральные банки координируют процесс монетарной накачки с тем, чтобы обеспечить как можно большую стабильность валютных курсов.
Очевидно, эта политика запустила процесс хронического обнищания, так как потребление не обеспечивается производством реального богатства.
Более того, если в условиях системы плавающих курсов какая-либо из стран попытается получить конкурентное преимущество, обесценив свою валюту относительно более мягкой монетарной политикой, существует риск, что и остальные страны последуют этим же путем.
Печатая деньги с веселым задором… Предложение денег в широком определении, начиная с 1986 года.
Денежный агрегат М1 Евро зоны (денежная база и однодневные депозиты), начиная с 1980 года (произведен перерасчет национальных валют до введения евро) – примерно тоже самое. Главный вопрос в том, печатание какой валюты выиграет гонку.
В конечно счете, возникновение конкурентной девальвации – это прямой путь к разрушению рынка и экономики, это путь в мировой кризис. По поводу этого Мизес писал в своей книге “Human Action”:
Повсеместное принятие принципов гибкого стандарта непременно закончится тем, что каждая нация попытается перещеголять другие. Результатом этой конкурентной борьбы станет разрушение всех национальных монетарных систем.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу