Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Успеет ли Китай решить долговую проблему? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Успеет ли Китай решить долговую проблему?

20 августа 2016 Project Syndicate
Темпы роста китайской экономики в последние годы замедлились, но у нее по-прежнему сильные показатели: на долю Китая приходится примерно треть общемирового экономического роста.

Кроме того, рост становится более устойчивым, так как меняется его модель: на место инвестиций и экспорта приходят внутренний спрос и услуги.

Накануне сентябрьского саммита "Большой двадцатки" в Ханчжоу Китай активно призывает к программам структурных реформ, стимулирующих рост в развитых и развивающихся странах. Но у самого Китая имеются серьезные риски внутри страны.

Заместитель главы Международного валютного фонда (МВФ) Дэвид Липтон в своей статье на Project Syndicate отметил, что в Китае продолжает расти неоправданно высокими темпами внутреннее кредитование, при этом объем корпоративной задолженности приблизился к опасным уровням.


По данным недавно опубликованного ежегодного доклада Международного валютного фонда о состоянии китайской экономики, объемы кредитования в стране растут примерно в два раза быстрее, чем объемы выпуска. Быстрый рост наблюдается как в частном нефинансовом секторе, так и в расширяющемся и тесно переплетенном финансовом секторе, который по-прежнему остается непрозрачным. Хотя темпы роста кредитования по международным стандартам являются высокими (а это ключевой признак потенциального кризиса), его позитивный эффект на темпы роста экономики снижается.

Тревожные сигналы очевидны, и в целом китайское правительство признает наличие проблемы. Но для предотвращения кризиса ему надо немедленно заняться всеобъемлющими реформами, которые позволят устранить базовые причины проблем с корпоративной задолженностью. К их числу относятся слишком мягкие бюджетные ограничения для госпредприятий и региональных властей, прямые и косвенные долговые гарантии правительства, излишняя склонность к риску в финансовом секторе. Все это существует благодаря завышенным официальным целевым показателям роста экономики.

Для решения этой проблемы китайскому правительству надо, как выразился премьер-министр Ли Кэцян, "безжалостно зарезать зомби-предприятия". Этот отсев должен сопровождаться четкой стратегией по реструктуризации компаний, которые еще можно спасти; признанием и распределением убытков кредиторов; вниманием к работникам, оставшимся без работы, а также к иным социальным издержкам; дальнейшим открытием рынков для частного сектора. В более фундаментальном смысле правительство должно признать неизбежность снижения темпов роста экономики в ближайшее время.

Особенно важно реструктурировать госпредприятия. Многие из них находятся фактически в предсмертном состоянии: на их долю приходится лишь пятая часть всего промышленного выпуска и при этом почти половина всей суммы корпоративной задолженности. Серьезная реструктуризация, в том числе ужесточение бюджетных ограничений, прекращение кредитования нежизнеспособных фирм, остановка выдачи госгарантий по долгам плюс некоторые другие реформы на стороне предложения, которые уже начались, – все это создаст пространство для более динамичных компаний и поможет росту.

Во многих отношениях Китай уникален, но это далеко не первая страна, которая столкнулась с трудностями из-за корпоративных долгов. Руководству Китая надо выучить три обобщенных урока из опыта других стран. Во-первых, власти должны действовать быстро и эффективно - так, чтобы сегодняшняя проблема корпоративной задолженности завтра не превратилась в системную долговую проблему.

Во-вторых, они должны работать как с кредиторами, так и с должниками: в некоторых странах выбранные решения касались только одной из этих групп, что посеяло семена будущих проблем.

Наконец, необходимо выявить и реформировать те структуры в системе управления, которые привели к возникновению данной проблемы. Как минимум Китай нуждается в эффективной системе банкротств, в более строгом регулировании порядка оценки рисков, в улучшении качества финансовой отчетности, резервировании по кредитным убыткам, а также в новых правилах раскрытия финансовой информации.

Влиятельные публичные фигуры в Китае охотно выбрали из международного опыта только те уроки, которые свидетельствуют о том, что сдерживание корпоративных займов может привести к краткосрочному замедлению темпов роста и социальным издержкам, например к безработице. Это оправданные тревоги, но альтернативные шаги – полумеры или вообще отказ от реформ – лишь ухудшат и так уже плохую ситуацию. Китаю следует начать с реструктуризации нежизнеспособных компаний в регионах, где отмечены наиболее высокие темпы роста экономики, работники смогут быстрее найти там новые рабочие места, а реформы вряд ли повредят росту. Власти будут действовать более избирательно в дальнейшем, когда речь зайдет о реструктуризации компаний в регионах с низкими темпами роста или городах, где местная экономики зависит от какой-либо одной компании.

Кроме того, структурную безработицу и издержки переселения работников можно смягчить с помощью сильной системы социальной поддержки, в том числе выделения средств на целевую переквалификацию, для того чтобы работники могли вновь встать на ноги. Такой подход позволил бы продемонстрировать заботу правительства о тех, кому грозит потеря работы.

Похвально, что Китай уже начал работать над решением долговой проблемы, в частности над снижением долговой нагрузки. В текущем пятилетнем плане говорится о сокращении избыточных мощностей в угольной и сталелитейной промышленности, о выявлении и реструктуризации нежизнеспособных "госпредприятий-зомби", о финансировании программ поддержки пострадавших работников.

Пришло время для более широких реформ в Китае. На балансах банков все еще относительно мало просроченных кредитов, а резервы высоки. С издержками потенциальных убытков по корпоративным долгам (в последнем докладе МВФ о мировой финансовой стабильности они оцениваются в 7% ВВП) можно справиться. Более того, у правительства имеются значительные подушки безопасности: размер госдолга сравнительно низок, а золотовалютные резервы, наоборот, относительно высоки.

Вопрос в том, сможет ли Китай разрулить проблему долгов, до того как эти запасы будут исчерпаны. Учитывая былые экономические успехи и готовность правительства реализовать амбициозную программу реформ, Китай способен принять этот вызов. Но начинать надо уже сейчас.